Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Страны СНГ – в профиль и анфас

08.09.2006. Обозреватель

Роман Темников

Какие процессы в настоящее время превалируют в СНГ - борьба за политическое влияние или экономические приоритеты? Что ждет каждую из постсоветских стран и СНГ в целом дальше?

На эти вопросы в эксклюзивном интервью "Обозревателю" отвечает руководитель Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ, советник мэра Москвы Константин ЗАТУЛИН:

- Категорического деления на политическое влияние и экономические интересы не существует. Политическое влияние зачастую используется именно для обеспечения экономических интересов и наоборот. Сейчас происходит дальнейшее самоопределение участников СНГ. Одних это самоопределение приводит к мысли о необходимости опереться на ресурсы и поддержку России, не отказываясь при этом от независимости и строя с Россией приоритетные экономические и политические отношения. Других - к мысли, что их счастье лежит в несколько другой стороне. Последние выступают за вступление в организации, никак не связанные с постсоветским пространством, и выказывают желание как можно скорее сбежать из общего прошлого.

Наиболее ярким и скандальным примером такого рода является Грузия. Мы знаем и другие примеры, знаем о внутренних проблемах в Украине и Молдове, связанных с изменением своего политического курса. При Януковиче оранжевая революция ударными темпами себя скомпрометировала, и оранжевый цвет скомпрометировал себя гораздо раньше, чем красный. Это касается не только оранжевых революций, но и вообще всех, так называемых демократических революций, счет которым был открыт в Грузии, продолжен в Украине. Потом были попытки цветных революций в Азербайджане, Киргизии, Узбекистане.

Это культуртрегерство на территории СНГ предпринимается с исключительной целью: переформатировать это пространство, растянуть его и расчленить, а потом править. Предпринимается это, прежде всего, конкурирующими за рынки и сферы влияния внутри постсоветского пространства США и их союзниками. Эти страны пытались создать внутри постсоветского пространства двоецентрие и уравновесить то, что на Западе стало казаться чрезмерным усилением России и ее желанием вернуть свои прежние возможности. Этот период объясняется внутренними слабостями тех стран, где произошли революции, недостаточным авторитетом властей. Там, где авторитет властей был достаточно прочным, они смогли удержаться, как в Азербайджане и Узбекистане.

Третьей причиной цветных революций был кризис прежнего инструментария российской внешней политики. Это был кризис роста наших возможностей, которые далеко не всегда употреблялись осознанно, последовательно, при полном понимании собственного потенциала и проблем, возникавших в тех государствах, которые ныне стали ареной ожесточенной внутренней борьбы.

- Каков Ваш прогноз по будущему СНГ? Что ожидает каждую страну в отдельности?

- Начну с того, что внутренние катаклизмы были и будут в истории государств, в том числе СНГ. Все зависит от ситуации, складывающейся в самих этих государствах и от степени вовлеченности пространств, в которых они расположены, в какую-то конкуренцию, возможно, с участием посторонних государств. Поскольку никто эту конкуренцию не отменял и цели внешней политики разных государств конкурентные друг с другом, в том числе и по отношению к странам СНГ, то я не исключаю дальнейших событий, подобных цветным революциям.

РОССИЯ СОСРЕДОТАЧИВАЕТСЯ…

Будущее СНГ будет ключевым образом зависеть от того, состоится ли Россия, и как она состоится. Если Россия будет крепнуть и развиваться, если она найдет ответы на возникающие у нее внутренние проблемы (к примеру, необходимость в промышленном развитии России для уменьшения зависимости от нефтяной иглы) и при этом не свернет с демократического пути, а с другой стороны, не позволит породить в стране анархию или какие-то истории, подобные чеченской, то пример России будет чрезвычайно заразительным для других стран СНГ, особенно для граничащих с ней, с тем, чтобы принять участие в этом празднике жизни.

Россия со своими проблемами сейчас не заинтересована ни в территориальных приобретениях, ни в каких-то авантюрах внешнеполитического характера. Россия в настоящее время, как и в 19 веке, сосредотачивается. Она намерена воспользоваться долгим периодом мирного существования, чтобы реализовать тот огромный потенциал, который у нее имеется и до сих пор еще не востребован.

Второе обстоятельство, которое будет будоражить СНГ - вопрос о реальном развитии демократии и соблюдении прав человека. Поскольку никто сейчас не без греха, но в разной степени. Нельзя сравнивать Россию и Туркменистан. Для России все больше на повестку дня встают вопросы, которые она ранее никогда не задавала: положение русского и русскоязычного населения, развитие и сохранение русскоязычного мира в странах СНГ. Некоторые в СНГ это воспринимают с пониманием, другие - нет, как, например, в Украине, особенно в той ее части, которая поддерживает Ющенко и Тимошенко и озабочена строительством национального государства Украины для украинцев, и это приходит в кричащее противоречие с реальными потребностями сегодняшней Украины.

УКРАИНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

Выбор пути Украины, как наиболее важного после России государства на постсоветском пространстве, важен для СНГ. Сохранится ли Украина вообще - пока на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Он будет зависеть от многих факторов, прежде всего от того, к чему придет украинская политическая элита. Тут есть два варианта развития событий. Во-первых, если в Украине по-прежнему будут доминировать силы, подверженные оголтелой националистической идеологии, то Украина либо развалится, либо произойдет исход и ассимиляция русского населения. То есть, русское население Украины, пройдя через череду волнений, фактически будет переварено. А Украина придет к какому-то внутреннему национальному однообразию. Но этот процесс, безусловно, будет очень конфликтным, который будет вызывать протесты в самой Украине и России.

Второй вариант - развитие в качестве многонациональной, по сути - федеративной страны с официальным двуязычием. Такая Украина, скорее всего, будет нейтральной, и всякого рода происки, в которых оранжевая Украина принимала участие, вроде создания противовеса СНГ в лице ГУАМ, отойдут в область преданий времен оранжевой революции.

ЛУКАШЕНКО ПОКА ДЕРЖИТСЯ

Очевидно, что на сегодняшний день Запад чрезвычайно заинтересован в дестабилизации ситуации в Беларуси и не скрывает этого. Планы такого рода вдохновляются пропагандистской кампанией против Лукашенко. Но реальные возможности какой-либо революции в Беларуси пока не просматриваются. Хотя недавно Лукашенко допустил резкое ухудшение отношений с Россией и теперь ему придется не легко. Однако Лукашенко - это не Кучма и не Шеварднадзе. Это человек, который чрезвычайно системно и последовательно подходит к укреплению режима своей личной власти, следит за этим, не допускает даже на самых ранних этапах возникновения каких-то инициатив. То есть власть в Беларуси достаточно авторитарна и будет сопротивляться. Власть в Беларуси опирается на определенную поддержку населения - порядка 30-40%. Примерно столько же могут не разделять во всем устремления Лукашенко, но не видят ему пока реальной альтернативы. Без серьезных изменений, которые могут возникнуть только в условиях гипотетического сговора между Россией и Западом по поводу Беларуси, режим Лукашенко сохранит власть в своих руках.

ГРУЗИЯ РАЗВАЛИВАЕТСЯ

Другая страна, чье будущее для меня не очевидно в полной мере - это Грузия. На днях Саакашвили арестовал лидеров оппозиции, и не ирония ли это судьбы, что достаточно молодой политик, пришедший к власти в результате переворота, окрашенного в розовые цвета под лозунгами защиты демократии, сегодня во внутренней политике ведет себя как самый заурядный диктатор: переносит муниципальные выборы с конца года на начало октября, чтобы не дать времени оппозиции очухаться, но этого ему кажется мало, и он проводит устрашающие аресты, объявляет охоту на ведьм в самой Грузии, и пока еще пользуется благосклонностью определенных русофобов на Западе. Мне кажется, что попытка Грузии при Саакашвили взвинтить националистический угар и продолжить строительство Грузии для грузин, натолкнется на очень серьезные проблемы в самой Грузии. Эта страна не является моноэтнической: в Квемо-Картли живут азербайджанцы, в Джавахетии - армяне, в Аджарии - аджарцы, наконец, сами грузины - достаточно сложносочиненное понятие, так как есть полтора миллиона мегрел, множество других народностей. Все это в итоге может привести к тому, что вскоре Грузий может оказаться много. Уже сегодня, если настаивать на том, что Абхазия и Южная Осетия - неотъемлемая часть Грузии, то Грузий сейчас три. Сколько Грузий будет завтра, не известно никому.

Конечно, судьба Грузии - не столь значимый для всего СНГ фактор, но для Кавказа - важен. Это важно для Азербайджана, так как вашу страну определенно связывают с Грузией надежды в связи с транзитом.

Если разбираться в геополитической сути Грузии, то, в отличие от Азербайджана, она не обладает какими-то природными ресурсами для собственного развития: нет полезных ископаемых, сельское хозяйство находится в глубоком упадке, о промышленности можно только вспоминать, как некогда существовавшем факторе развития в советский период. У Грузии есть только ее географическое положение. Грузия - это ворота на Кавказ, это горлышко той бутылки, которая завершается где-то в степях Центральной Азии. И каждый, кто хочет добраться до ресурсов Каспия и центральной Азии не через Россию, Иран и Китай, он ищет возможности как-то влиять на Грузию. Последняя, с охотой, как только обретает независимость (которая у нее была считанные годы в своей истории), предоставляет себя в распоряжение для исполнения коммуникационных обязанностей.

Если Грузия будет вести себя так и дальше, то у России отпадет всякая заинтересованность в сохранении этой страны. Поэтому в России, пережившей распад Российской империи и Советского Союза, не могут понять: почему СССР и Российская империя могут существовать, а потом исчезнуть, а Грузия, которая не имела своей государственности в течение столетий, почему-то считает, что она навеки вечные гарантирована, как независимое государство, да еще и в границах бывшей Грузинской ССР. Что самое интересное, Грузия волшебным образом отрицая все советское прошлое, почему-то делает исключение только для границ. Те границы, на которые претендует Грузия, были только в советский период.

ДОЛГИЕ ЛЕТА НАЗАРБАЕВУ

Кроме того, имеются серьезные проблемы в Казахстане и Центральной Азии. Что касается Казахстана, то у него важнейшая внутренняя проблема состоит в выборе дальнейшего пути развития. То есть, будет ли Казахстан евразийской державой, как о том любит говорить Назарбаев, или же Казахстан в результате казахизации, вымывании всяческого инородческого элемента и усиления авторитарных тенденций, будет превращаться в заурядное азиатское государство. Если развитие Казахстана будет происходить по видению Рахата Алиева, который недавно огорошил всех статьей о конституционной монархии в Казахстане, то им придется ассимилировать остающиеся несколько миллионов русских. Поэтому, период после Назарбаева - ответственный период в жизни Казахстана, который даст ответ на вопрос о будущем этой страны. Ибо пока жив Назарбаев, никаких серьезных катаклизмов в этой стране не предвидится. Но при его преемниках, которых мы сегодня не знаем, Казахстан может подвергнуться серьезным рискам во внутренней политике.

КАРИМОВ ПОНЯЛ, ЧТО БЫТЬ АМЕРИКАНСКИМ ДРУГОМ НЕЛЕГКО

Более серьезные проблемы назревают в Узбекистане. В отличие от Казахстана, Узбекистан - страна, загнанная в глубь региона. При том, что в ней проживает половина населения Центральной Азии, она не имеет серьезных природных ресурсов, не имеет выхода к серьезным коммуникациям и морю. Она граничит с достаточно слабыми соседями: Кыргызстаном и Таджикистаном. Думаю, что если что-то произойдет с Узбекистаном, то в Центральной Азии может начаться масштабная война за передел региона. Эту проблему могут обострить традиционные внутренние проблемы региона. К примеру, борьба за водные ресурсы. Кстати, несколько лет назад мэр Москвы Лужков провел конференцию, посвященную повороту сибирских рек в Центральную Азию. Этот проект был незаслуженно осмеян и сдан в архив еще в советские времена. Сейчас этот проект имеет все шансы на возрождение. На последнем заседании ЕврАзЭС в Сочи проблема нехватки воды в Центральной Азии была поставлена на повестку дня. Если Россия сможет предложить решение этой проблемы, в таком случае на десятилетие вперед Центральная Азия становится безальтернативной российской сферой влияния, так как вдоль проложенных водных каналов будет развиваться экономика, и эти страны будут чрезвычайно заинтересованы в поддержании хороших отношений с Россией.

Вообще, государства Центральной Азии в силу слабости своего экономического развития еще в советские времена, после обретения независимости (которой они так не хотели), были обречены на маневрирование между США и Россией. Недаром президент Узбекистана Ислам Каримов так хотел доказать Вашингтону, что является лучшим американским другом в Центральной Азии. Чем это закончилось, хорошо известно. Быть американским другом - дело очень нелегкое, так как американцы любят приходить в чужой монастырь со своим уставом, и не всякий монастырь способен этот устав выдержать. С этой точки зрения у России есть преимущества, так как Москва не так придирчива в вопросах внутреннего развития этих государств. Сами, испытывая схожие проблемы переходного периода, мы готовы их терпеть в других государствах.

МОЛДОВА НА ОБОЧИНЕ

Что касается Молдовы, то я не хотел бы заострять внимание на проблемах этого государства, так как оно находится на обочине СНГ и большого влияния на жизнь СНГ оказывать не в состоянии. Молдова должна решить свою главную проблему - взаимоотношения с Приднестровьем. Если эту проблему она не решит и Приднестровье все же сможет отстоять свою независимость, то Молдова в обозримом будущем, как малая планета, свалится на территорию большой планеты под названием Румыния.

АЗЕРБАЙДЖАН ТВОРИТ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО

В отношении Армении и Азербайджана могу сказать одно: их отношения сейчас определяются наличием карабахского конфликта, а я не вижу сейчас никаких серьезных перспектив решения этой проблемы. Позиции сторон диаметрально противоположны. В настоящий момент я не вижу перспектив возвращения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана никаким иным путем, кроме военного. С другой стороны, я не вижу перспектив военного пути решения данного конфликта, поскольку в таком случае экономическое чудо Азербайджана, которое тут пытаются сотворить, окажется под угрозой, и самое боязливое существо на свете - капитал, убежит из Азербайджана. Поэтому, когда представители высшего руководства Азербайджана, пользуясь развитием экономики своей страны, грозят войной, эти выступления воспринимаются у нас как неизбежная военная пропаганда, как неизбежное желание в переговорном процессе произвести впечатление на противную сторону.

АРМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С ОРИЕНТАЦИЕЙ

В Армении в следующем году должны пройти парламентские выборы, а потом президентские. Последние важны тем, что нынешний президент Армении Роберт Кочарян должен будет уйти со своего поста. Его проблема в том, что он, как и Ельцин, обладает дефицитом народной поддержки. Тем не менее, власть, которую он отстроил, достаточно крепка, и если ему удастся решить проблему преемничества этого переходного периода и вписать себя в дальнейшую политическую жизнь Армении, то в этом случае Армения преодолеет возможные проблемы.

В вопросах же своего выживания в более широком понимании, Армении необходимо сохранение приоритетных отношений с Россией, во-вторых, успокоение обстановки вокруг Ирана, так как Армения в транзитном плане чрезвычайно зависит от Ирана. Поэтому любая военная операция против Ирана, вроде иракской, была бы для Армении катастрофой.

В-третьих, Армения серьезно зависит от своего образа на Западе, от активности своей диаспоры, с помощью которой можно будет доказать, что пророссийская ориентация Армении не является препятствием для ее доброжелательных отношений с Западом.

КТО, ГДЕ, КОГДА?

- Где, по-вашему, возможны революционные события на постсоветском пространстве?

- Исходя из того, что скоро предстоит смена власти в Армении и Казахстане, то в этих странах возможны катаклизмы. В Казахстане это будет связано со слишком долгим правлением Назарбаева и завязанностью всей страны на нем.

В Армении это возможности по причине опасности маневра, который собирается совершить Кочарян. Но последний, пользуясь крепкой властью, будет бороться и просто так не сдастся. В силу личных качеств Кочарян готов переступить через многое, лишь бы сохранить стабильность в стране.

Как показали недавние события в Азербайджане, связанные с подавлением оппозиции, у вас власть тоже крепка и уходить через заднюю дверь не намерена.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ