Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А реально ли нынче сделать русский язык вторым государственным?
02.09.2006, "День", N147(Украина)
Наталия РОМАШОВА
В более-менее спокойном дуэте Ющенко - Янукович, похоже, наступают не самые благоприятные времена. В президентско-премьерском 'семействе' разразилось сразу два громких скандала, попавших в поле зрения не только отечественной, но и мировой прессы. И если украинские СМИ, вторя соратникам главы государства, стараются подать тему лишения Президента возможности контролировать Кабмин без пыла, то зарубежная пресса осторожно называет Виктора Ющенко не иначе как британской королевой. Второй скандал - языковой. Представляя программу деятельности на последующие пять лет, правительство Виктора Януковича заявило в документе о намерении предоставить русскому языку статус второго государственного. Это - предательство подписанного Универсала национального единства, твердят 'оранжевые' политики. Языковой вопрос будет решен путем компромисса - уверяют в свою очередь регионалы. Аналитики между тем констатируют: данный вопрос является первым сигналом того, что союз между Президентом и премьером будет очень и очень хрупким. О том, как члены правительства 'обрезали' права Президента, мы уже писали. Поэтому остановимся на второй, более болезненной для общества теме - языке.
В проекте Программы деятельности Кабинета Министров с 2006 до 2011 года фигурирует пункт о признании русского языка вторым государственным. Сам по себе вопрос не нов, поскольку Партия регионов, возглавляемая премьер-министром Виктором Януковичем, давно пытается 'узаконить' русский язык. Однако в Универсале национального единства, подписанного и премьером в том числе, есть пункт, в котором четко оговорено, что единственным государственным языком на территории Украины является украинский. Эксперты не исключают, что вопрос статуса русского языка приведет к первому серьезному столкновению между Президентом и премьером и разрушит коалицию, созданную за счет значительных политических уступок представителей всех партий. В то же время большинство политиков подписанный ранее Универсал называли не иначе, как 'джентльменским соглашением, не имеющим юридической силы'.
Отсутствие нынче в столице премьера Виктора Януковича (официальный сайт Кабмина сообщает, что премьер пребывает в кратковременном отпуске в Крыму - Авт. ) - большой минус. Пожалуй, в данном случае только он мог расставить все точки над '?' и пояснить, что, собственно, означает этот пункт в Программе деятельности Кабмина. Скорее всего, после возвращения из АРК глава правительства прокомментирует данный вопрос, и, позволю себе допустить, Виктор Янукович вряд ли пойдет на конфликт с Президентом, отстаивающим, как известно, права 'мови'.
Вероятнее всего языковой скандал, разразившийся в правительстве - ничто иное, как оправдание Партии регионов перед своими избирателями. ПР в ходе предвыборной агитации обещала придать русскому языку статус государственного. Но вскоре после назначения лидера регионалов на пост премьера, Виктор Янукович публично заявил, что будет придерживаться подписанного им Универсала и, следовательно, способствовать всесторонней поддержке украинского языка. Однако нельзя исключить, что ради своего обещания электорату востока Виктор Янукович попробует 'узаконить' русский. Если получится - отлично, этим он заработает ПР дополнительные дивиденды на следующие выборы, а если нет, то регионалы смогут сказать: 'Мы пробовали защитить русский, но нам не дали'. Словом, и в первом, и во втором случаях Партия регионов остается в выигрыше.
А реально ли нынче сделать русский язык вторым государственным? Для этого парламент должен внести поправки в Конституцию, в которой украинский язык записан как единственный и безальтернативный государственный. А для того чтобы внести 'языковую' корректировку в Основной Закон, 300 народных депутатов должны нажать кнопку 'за'. Что мы имеем нынче? В состав антикризисной коалиции входят члены ПР, КПУ и СПУ. Регионалов в парламенте - 186, социалистов - 33 и 21 коммунист. Если все представители правящего большинства поддержат голосование, то в итоге получится 240 голосов. Их не хватает для осуществления языковой реформы в стране. Однако, есть один нюанс. В недалеком прошлом один из лидеров регионалов, а нынче вице-премьер Андрей Клюев обещал, что в первых числах сентября состав парламентской коалиции существенно пополнится за счет представителей 'Нашей Украины'. В частности, господин Клюев отметил: 'В состав большинства войдут 322 человека, и это признак стабильности'. 322 - цифра весьма интересная, и свидетельствует она о том, что в коалиционное большинство войдет вся фракция НУ (80 человек) и несколько депутатов-перебежчиков от БЮТа. Однако в то, что 'НУ' единогласно пополнит ряды большинства, верится с трудом. Очевидно, что бизнес-составляющая 'НУ' примкнет к коалиции, а так называемые патриоты уйдут в оппозицию. Четкое количество, сколько нашеукраинцев относятся к первой категории, а сколько - ко второй, назвать трудно. Однако приблизительное - вполне возможно. Для этого стоит просмотреть стенограмму голосования по кандидатуре премьер-министра Виктора Януковича. Итак, пропрезидентская 'Наша Украина' в тот день голосовала так: за - 30, воздержались - 3, против - 6, отсутствовали - 29. Исходя из этих данных, можно констатировать, что все 80 депутатов от 'НУ' не войдут в состав правящего большинства. А надеяться на то, что языковой вопрос 'протянут' с помощью БЮТ, вряд ли стоит. Поэтому, по приблизительным подсчетам, утвердить русский язык в качестве второго государственного не удастся. А доверять словам представителей как 'оранжевого', так и 'синего' лагерей не приходится. Они, как свидетельствует жизненная практика, часто расходятся с делом. Вот лишь один из наиболее актуальных нынче примеров: говоря о необходимости предоставления русскому языку статуса государственного, представители Партии регионов постоянно ссылаются на то, что это один из пунктов партийной программы. Тем не менее, в документе под названием 'Программа партии', размещенном на официальном сайте ПР, о русском языке не сказано ни слова. Единственная партийная задача, которая имеет отношение к языковой политике, звучит следующим образом: 'Противодействие навязыванию моноэтнической формулы гражданского и государственного развития, языковой и культурной унификации'.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |