Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Виктор Михайлов
В начале 90-х годов в системе образования Республики Казахстан по рекомендации специалистов Всемирного банка была осуществлена «оптимизация» сети сельских школ. Проще говоря, были закрыты около 400 школ и 70% дошкольных учреждений страны. Оптимизация сети сельских школ самым серьезным образом сказалась на всех сферах жизнедеятельности в республике. Республика оказалась в ситуации, когда 792 населенных пункта остались без школ: они располагались на расстоянии более трех километров до ближайшей школы. Многие дети были лишены возможности учиться. В стране начались массовая миграция из сельских населенных пунктов. Родители, заинтересованные в том, чтобы дети получили образование, потянулись в поселки и города. С карты республики начали исчезать поселения. Сельское хозяйство оказалось в жесточайшем кризисе: количество работников на селе стало неуклонно сокращаться. Ситуация осложнялась еще и тем, что качество образования в оставшихся сельских школах стало снижаться по причине отсутствия финансирования, достаточного для их развития.
Под видом оптимизации в середине 90-х годов в Казахстане были закрыты около ? школ с русским языком обучения.
Официальные власти, и, прежде всего, Президент РК, в своих выступлениях осудили так называемую «оптимизацию». И казалось, что сокращение русских школ в Казахстане прекратится. Но вот, судя по заявлению Алма – Атинского городского филиала РСД «Лад» и ряда других общественных объединений, от 10 августа 2006 года, в селе Тургень, Алма - Атинской области власти намерены закрыть единственную в селе школу с русским языком обучения. И начинать собираются с увольнения директора школы Коробовой Л.А., которая активно сопротивляется такому «преобразованию». Её поддерживает подавляющая часть преподавателей и родителей. И не только потому, что средняя школа имени М.В. Ломоносова села Тургень, открытая в 1900 году, уже более века служит примером и историческим памятником того, как воспитательная и просветительско-образовательная работа может объединять государства и народы, а и потому что школу с русским языком обучения хотят преобразовать в школу с казахским языком обучения. При этом не учитывается национальный состав населения и, то что государственное учреждение «средняя школа имени М.В.Ломоносова» - некоммерческая организация» обладающая статусом юридического лица, является основном звеном системы непрерывного образования и представляет всем гражданам, проживающим на территории с.Тургень, гарантированное государственное право и возможность получения бесплатного среднего образования. За время своей работы школа подготовила и воспитала почти 10000 выпускников - здоровых, полноценно образованных членов общества.
СВЕДЕНИЯ О НАЦИОНАЛЬНОМ СОСТАВЕ УЧАЩИХСЯ школы им.М.В. Ломоносова села Тургень
Учащиеся в школе |
Всего |
из них девочек |
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 (12) классы |
Обучаются на русском языке |
Всего |
699 |
337 |
204 |
341 |
154 |
699 |
в том числе по национальностям: |
||||||
казахи |
72 |
37 |
18 |
45 |
9 |
72 |
русские |
387 |
195 |
102 |
179 |
106 |
387 |
турки |
58 |
24 |
29 |
23 |
6 |
58 |
азербайджанцы |
63 |
23 |
17 |
37 |
9 |
63 |
уйгуры |
16 |
7 |
6 |
8 |
2 |
16 |
чеченцы |
16 |
5 |
6 |
8 |
2 |
16 |
немцы |
26 |
14 |
8 |
11 |
7 |
26 |
украинцы |
6 |
3 |
2 |
2 |
2 |
6 |
татары |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
5 |
белорусы |
5 |
2 |
2 |
3 |
5 | |
киргизы |
1 |
1 |
1 |
1 | ||
узбеки |
2 |
2 |
2 | |||
курды |
27 |
15 |
4 |
15 |
8 |
27 |
поляки |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
греки |
8 |
4 |
4 |
4 |
8 | |
эвенки |
1 |
1 |
1 | |||
марийцы |
1 |
1 |
1 | |||
молдаване |
2 |
1 |
2 |
2 |
Как видно, качество воспитания и образования школы устраивало и до сих пор устраивает все этнические общины села. Это качество поддерживает многонациональный педагогический коллектив: в школе работают тринадцать казахов, тридцать семь русских, два грека, один украинец, один татарин и один турок, а русский язык исправно служит языком межнационального общения при решении всех задач школы. При этом казахский язык преподается в школе соответствии с программой, а преподавателей казахского языка в школе даже вдвое больше, чем преподавателей русского языка и литературы. Таким образом, школа является фактом и опытом более чем векового сотрудничества многих этнических общин в сфере просвещения, образования и поощрения к научному познанию.
Школе в1952 году присвоено имя М.В. Ломоносова, в ней созданы и работают:
Филиал Малой Академии наук Республики Казахста; Малая Ассамблея народов Казахстана; Научное общество учащихся «Ломоносовец»; Центр молодежного движения «Ак желкен»; Летний туристско-экологический лагерь «Ломоносовец». Школа является опытно - экспериментальной площадкой АОИГТРК и членом Казахстанской Ассоциации учителей русских школ (КАУРШ).
Сто лет коллектив школы в преемственности нескольких поколений учителей, родителей и учащихся вырабатывали стиль, традиции, технологии качественного образования. Таким образом, учителя школы, родители учеников, бывшие учащиеся стали фактическим коллективным создателем и хранителем результата, «стоившего» десятки тысяч человеко-лет тяжелой, творческой работы. Сегодня в школе имеется 34 предметных кабинета, 1 компьютерный класс, лингофонный кабинет, спортивный зал, столовая, актовый зал, музей казахской и славянской культуры, медицинский кабинет. Но учредителем школы, как государственного учреждения, собственником её имущества, по законам РК, является Акимат Алматинской области. И, к сожалению, он определяет будущее школы. Власти, очевидно, не могут понять, что вековой опыт, труд и достижение коллектива средней школы им. М.В.Ломоносова и жителей села Тургень уникальны, ценны и достойны уважения.
В заключение «Заявления» говорится: «Мы надеемся, что Акимат Алматинской области поймёт, что вековой опыт и труд коллектива школы им. М.Ломоносова - пример стабильности и межнационального согласия, пример выходящий далеко за рамки Республики Казахстан. Что для сохранения и развития этого наследия надо ориентироваться на мнение и опыт фактических создателей, хранителей и носителей технологии этого наследия: на преподавательский коллектив школы, на родителей учеников этой школы, на самих учеников этой школы... .
… И если власти РК, действительно, хотят межнационального мира, развития культуры и наукоемкой инновационной экономики, то должны сохранить Тургеньскую школу, защитить её от ненужных трансформаций, реформ, видоизменений. А новые, подобные ей ( на казахском языке, в другом регионе, для будущих инженеров, и т.д.) создавать отдельно, не меняя эталонного образца, не вмешиваясь в его образовательный процесс и сложившийся опыт».
А нам, в заключении, хотелось бы задать вопрос авторам «Заявления»: «А что же население села Тургень и его русскоговорящее большинство? Неужели они согласятся со столь варварским решением? Или им безразлично будущее их детей?».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |