Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Выступление председателя РСД «Лад» Климошенко И.С. на научно-практической конференции «Русский язык – фактор интеграции народов Казахстана и России»
12.08.2006. «Лад.Информ»
Изначально «Лад» выступал и выступает за придания русскому языку статуса государственного. Мы не раз заявляли, что в многонациональном государстве, в котором соседствуют две нации: казахи и русские, составляющие более 85% населения, и два наиболее употребляемых языка, на котором говорят соответственно 35 % и 98% населения, это было бы лучшим выходом. Европейский опыт (Финляндия, Швейцария) свидетельствуют о приемлемости такого подхода.
Но сегодня мы не выдвигаем требований пересмотра соответствующих статей Конституции. Хотя считаем, что исход более 3 млн. русскоязычного населения из Казахстана был бы значительно меньшим, если бы к нашему мнению прислушались.
Очевидно, что в советский период значительно усилилась такая функция русского языка – как средства межнационального общения и международного языка. В этот период носителями языка стали миллионы людей самых различных национальностей. В Казахстане русский язык с успехом выполнял и выполняет эти функции. Практически все жители республики знают и активно используют этот язык при общении с представителями своей и другой национальности. Де-факто русский язык является одним из важнейших условий единства всех казахстанцев. Без него население распалось бы на ряд национальных общин, плохо взаимодействующих и понимающих друг друга.
В условиях новых политических реалий – при строительстве нового независимого государства некоторые политики-казахи, представители интеллигенции стали ошибочно считать, что такое обстоятельство препятствует развитию казахского языка и как национального, и как государственного. Этот ошибочный вывод, к сожалению, нередко становится руководством к действию националистических сил. Нас беспокоит, что к активным проводникам политики выдавливания русского языка из разных сфер жизни общества все чаще подключаются представители власти: работники акиматов, департамента по информации и даже работники судов и прокуратуры. В этой связи хотелось бы напомнить решения Медеуского суда г. Алматы, запретившего использование русских вариантов топонимов (Кокчетав, Чимкент, Джамбул и т.д.) в казахстанских газетах, в Частности «Аргументы и факты-Казахстан».
Стоит ли удивляться, что при таком подходе к соблюдению Закона «О языках» в последнее время со стороны отдельных представителей казахоязычной интеллигенции стали даже раздаваться требования о пересмотре статуса русского языка. В феврале 2006 года в Интернете на сайте «Diolog» появилось заявление активистов государственного языка, под которым подписались многие редактора казахскоязычных газет, и которое, по сути, предъявляло ультиматум власти, о необходимости изменения статуса русского языка. В противном случае авторы грозили вывести на улицу с мирными шествиями активистов государственного языка.
«Лад» выступил с Заявлением, разоблачающим истинные намерения подобных заявителей, предупреждая все политические силы, что русские не потерпят снижения статуса русского языка. Все организации входящие в НКС подписались под нашим заявлением.
В так называемой языковой проблеме есть несколько аспектов. Есть реальные проблемы, к которым стоит отнести проблему развития в республике двуязычая (билингвизма), то есть при сохранении полноценного функционировании русского языка необходимо поэтапное и эволюционное создание условий для овладения населением казахским языком.
И есть проблемы связанные с излишней политизацией этого вопроса. При таком подходе проблемы развития языков становятся средством достижения определенных политических целей, далеких от их реального функционирования. Особо стоит заметить, что политизация проблемы происходит не без помощи извне. Вполне очевидно, что при многовекторной политики Казахстана, в политическом классе республики появляются определенные группы, которые лоббируют интересы того или иного вектора.
Возросшая агрессивность так называемых активистов государственного языка, происходящая на фоне усиления роли России в мировых делах, является попыткой противодействия углублению самого разнообразного сотрудничества между Казахстаном и Россией. Именно так стоит расценить Заявление депутата Парламента РК Мухтара Шаханова в духе заявления господина Чейни в Прибалтике, о якобы имеющем место языковом геноциде малых народов в современной России, которое по материалам сайта «Диалог» поддержали сорок депутатов Мажилиса, к сожалению, среди подписантов есть и 3 русских депутата. По поводу этого откровенного антироссийского документа наше движение также выступило с обстоятельным открытым письмом, которое было опубликовано в Интернете (на сайте Russians.kz)и газете «Лад».
Заявление известного «национал-патриота» показательно по ряду причин. Оно является подтверждением простой истины, наши «националы» все активнее сотрудничают с антироссийскими силами, находящимися за рубежом. Оранжевый «роман» националистов с неолибералами накануне Президентских выборов совсем не случаен, они действуют не в национальных интересах, а в интересах идеологов однополярного мира, для которых всякое усиление русского, славянского фактора в глобальном аспекте снижает их шансы триумфального шествия.
Нас часто упрекают в раздувании проблем русского языка в республике, нам заявляют, что ничто не угрожает русскому языку, приводя в подтверждение количество русских газет и журналов, которое значительно превышает количество изданий и тиражи казахских газет. На первый взгляд это действительно так. Но если самому языку пока, может быть, угрозы и нет. То этого нельзя сказать о его носителях.
Знание или незнание казахского языка все чаще становится поводом для того, чтобы человеку отказали в приеме на работу или уволили с работы. В основе таких ситуаций чаще всего лежит не проявление бытового национализма. Нередко и казахам, хорошо владеющим родным языком тоже отказывают в найме. Виной всему обыкновенная клановость, стремление взять человека по принципу личной преданности. Но то, что относительно русских и русскоязычных вообще созданы дополнительные препоны, возник своеобразный юридический механизм фильтрации при помощи языка - это факт. Мы не считаем это специальной политикой властей. Но, то, что власти на это взирают с олимпийским спокойствием – тоже факт бесспорный. В противном случае они хоть как-то бы реагировали на наши выступления по проблемам кадровой политики. В свое время мы предлагали ввести квотирование рабочих мест в органах государственной власти и на государственных предприятиях. Такой подход оправдал себя в разных странах: США, Индонезии, Сингапуре. Может быть имеет смысл вернуться к этой идее, тем более, что во многих областях, даже там, где число казахского населения составляет от 15% до 35%, число руководящего состава из лиц неказахской национальности в акиматах, судах и других властных органах составляет от 3 до 10 %.
Стоит ли удивляться, что при таком соотношении у некоторых чиновников возникает желание стимулировать изучение казахского языка у населения при помощи стендовой информации, указателей, табличек на дверях кабинетов, написанных на одном – казахском языке. Хотя в Конституции РК однозначно говорится, что в органах власти официально используется русский язык. На наши обращения по этому поводу в прокуратуру г Кокчетава и Акмолинской области некоторые прокуроры реагируют тоже довольно своеобразно – не видят в этом нарушений закона. По их мнению, оказывается, официальное использование русского языка не является императивной нормой. То есть конституционная норма, для такого блюстителя закона, не обязательна. Приоритетнее для него другая норма, уже из Закона «О языках» - все граждане должны стремиться к изучению казахского языка. Генеральная прокуратура после нашего обращения поправила нарушителей, но обращаться в Генеральную прокуратуру по поводу каждого такого случая – это значит парализовать работу этого органа. В одном из выступлений на съезде политической партии «Отан», Президент Назарбаев Н.А. заметил, что политические партии для того и создаются, чтобы выражать интересы большинства населения, в том числе и через систему представительства в выборных органах власти. В этом отношении у нас есть большие претензии к партии парламентского большинства, к партии «Отан». Неужели руководители этой партии не видят, что налицо явный дисбаланс национального представительства в Парламенте. Да и другие партии, почему-то считают несущественным этот вопрос. На наш взгляд, чисто по-человечески, безо всяких законов этот вопрос неформально может и должен решаться на уровне политических партий. Отмахиваться от него в многонациональном государстве просто аморально. В речи посвященной 10-летию Конституции глава государства высказал мнение о возможном увеличении численности депутатов Парламента. В этой связи хотелось бы напомнить, что в своем Программном Заявлении мы предложили преобразовать верхнюю палату Парламента - Сенат в Палату национальностей. Это не ностальгия по Советскому Союзу, где была такая палата, это стремление вывести из тупика проблему национального представительства.
Понимая, что кардинальное изменение Конституции в современных условиях вряд ли возможно хотели бы в развитие этой идеи предложить такие варианты национального представительства: 1) назначение части депутатов Сената Президентом в соответствии с пропорциональным представительством наций в составе населения; 2) избрание части депутатов Сената Ассамблеей народов Казахстана также согласно пропорциональному представительству. Возможен и третий смешанный вариант: Ассамблея народов формирует список депутатов от НКЦ, а Президент утверждает этот список. Если в Мажилисе существует список депутатов, избранных от политических партий, то почему - бы в Сенате не быть списку депутатов, избранных от национально-культурных центров. Нам кажется, что последний вариант, более приемлемый для наших условий, он повысит роль и Президента, и Ассамблеи, и НКЦ.
Наша организация активно занимается правозащитной деятельностью. При ряде филиалов созданы общественные приемные, куда славяне могут обратиться с любыми вопросами, начиная от вопросов оформления гражданства, до более сложных юридических вопросов. Считаем это наиболее важным направлением деятельности. Во-первых, это позволяет, как говорится держать руку на пульсе – осуществлять мониторинг проблемных вопросов, а, во-вторых, в условиях, когда во всех правоохранительных органах становится трудно найти человека своей национальности, многие, особенно пожилые люди, идут к нам чтобы удостовериться - не обманывают ли их. Часто в наше общественное объединение обращаются граждане с просьбой о помощи в защите их прав, когда уже пройдены все инстанции вплоть до верховного суда. Так, в начале сентября 2005 года в «РСД «ЛАД» обратился Клименко Александр Давыдович из села Новосельское Атбасарского района Акмолинской области с просьбой о помощи «ТОО Клименко», против которого было возбуждено необоснованное уголовное дело, целью которого, на наш взгляд, было желание некоторых чиновников обанкротить успешное сельское предприятие и получить свою выгоду. Исходя из того, что все возможные инстанции уже были пройдены, председатель «РСД «ЛАД» Климошенко И. С. написал письмо на имя Президента Республики Казахстан по данному вопросу, что помогло остановить незаконное уголовное преследование. Однако на сегодняшний день уголовное дело против Клименко вновь открыто. Такое решение вопроса является характерным для казахстанской Фемиды. После наших жалоб вопрос приводится в соответствие с законом, видимо потому, что это держится на контроле высокими инстанциями, а через какое-то время начинается новая «атака» нарушителей закона. Или другой пример. В Кокчетаве на железнодорожном вокзале были уволены незаконно кассиры Мателенок Т.И. и Боярская Н. П.. После оказания нами юридической помощи кассиры были восстановлены на работе на прежних местах по решению суда. Но через некоторое время администрация нашла повод уволить одну из них за нарушение якобы трудовой дисциплины. И таких примеров можно привести сотни.
Иногда люди устают годами добиваться справедливости, предпочтя уехать или смириться. Кстати, все чаще с жалобами стали обращаться представители русского бизнеса. Мы пока не считаем это укореняющейся тенденцией, касающейся только русских. Но ведь когда от имени властей выступают представители в основном казахской национальности, а других ведь практически нет, то это нередко воспринимается людьми как ущемление национальных прав.
Вполне понятно, что при таких подходах численность русского населения – генетически наиболее заинтересованного носителя русского языка - неуклонно снижается. Отток русских и русскоязычного населения из процветающей республики продолжается. За 2005 год выехало более 42 тысяч – это более 1 % от численности русских в Казахстане. А в совокупности с естественной убылью населения и увеличением численности казахского происходит ежегодное снижение доли русских в составе населения. За годы после переписи снижение составило почти 9 %. Сейчас русских в составе населения - около 27 %. И это притом, что за последние 5 лет число рождений растет и среди русских.
В своих выступлениях, заявлениях мы неоднократно предупреждали власти Казахстана, что это ненормальная ситуация. Хотя некоторые эксперты и считают такую миграцию естественной, а средства массовой информации полны публикаций о случаях реэмиграции.
Самочувствие русских и славян в Казахстане во многом определятся градусом отношений между нашей республикой и Россией. Мы расцениваем эти отношения, в том числе и как основу стабильности положения в Казахстане.
Считаем, что в условиях ускоренного внедрения делопроизводства на казахском языке русское население должно иметь четкие гарантии своих прав в использовании русского языка. Это ненормально, когда фармакологические описания лекарств даются только на казахском языке, когда справки, письма госорганов тоже исполняются на одном государственном языке. В этой связи нужен специальный закон о русском языке как официальном. Необходимо также учитывать национальный состав областей и вводить делопроизводство на двух языках. Возьмем, к примеру, Акмолинскую область, где, согласно официальной статистике, проживает 37% казахов, 39 % русских и 24% других национальностей. Значит, 63 % не знают казахского языка. А если учесть, что среди казахов 50 процентов не знают или плохо владеют языком, то можно с уверенностью говорить о 80% численности населения области, для которых делопроизводство на казахском языке будет непонятно. Руководство области, не считаясь с реальностью, переводит делопроизводство на государственный язык с 1 января 2006 года.
Оппозиционность «Лада» была обусловлена особенностями общественного развития середины и конца 90-х годов. Экономические тяготы плюс массовая миграция славянского населения не оставляли руководству движения другого выхода, кроме как тотальной критики власти.
Однако, почти полтора года назад движение «Лад», круто изменила тактику своей деятельности, решив поддержать действующего Президента Нурсултана Назарбаева на очередных президентских выборах, образовав вмести с другими русскими организациями Неформальный Координационный совет по поддержке первого Президента.
Мотивы такого поворота не раз излагались нами подробно. Современный Казахстан - это совершенно другое общество по социально-экономическим, политическим и демографическим параметрам чем, то, которое было в конце 20 века. Это обусловило необходимость уточнения наших приоритетов и способов деятельности.
Подводя итоги нашего участия в президентской кампании, отметим, что наличие «Русского альянса» оказало серьезное влияние на общую атмосферу в стране. Пожалуй, впервые в истории суверенного Казахстана для его многонационального народа выборы стали не потенциальным источником опасности раскола по национальному признаку, а глубоко осознанным фактором консолидации. Разумеется, главная заслуга в этом принадлежит политическому весу Президента Назарбаева, его экономической и социальной политики, наращиванию интеграционного взаимодействия с Россией. Но и мы, поддержав Президента, выйдя из тени на авансцену политической жизни, сделали немало не только для выборов главы государства, но и для понимания обществом важности национальной проблематики. Сейчас оппозиционные силы признают, что недооценили важность русского фактора, они даже намерены в будущем включать некоторые из русских проблем в свои политические платформы. Это ли не признание верности нашего тактического хода
Кое-кто в Казахстане, да и не только в нем, не может смириться с тем, что консолидированная позиция русских, казачьих организаций стала фактом политической жизни. Причин этому несколько. Во-первых, консолидация «Русского альянса» происходила на фоне роста влияния России в мировом масштабе. Во-вторых, «Русский альянс» широко поддерживает углубление самого разнообразного сотрудничества между Казахстаном и Россией. Это не нравится тем, кто питает иллюзии о построении мононационального государства, тем, кто мыслит категориями изоляционизма, тем, кто наивно полагает, что в современном мире можно быть полностью независимым.
Подписание Президентом России Указа о содействии добровольному переселению соотечественников является серьезной моральной поддержкой всему русскоязычному населению стран СНГ. В Казахстане еще много русских людей, которые не смоги переехать в Россию по разным причинам. Сейчас они могут осознанно выбрать: уехать или остаться. Нам, русским организациям тоже необходимо выработать согласованную программу действий по этому вопросу. Позиция движения РСД «Лад» такова: с одной стороны, выбор места жительства в современном мире – является делом сугубо частным, так как относится к универсальным правам человека. А с другой стороны, факторы, которые влияют на принятие решения о выезде, носят многоаспектный характер, но в сумме характеризуют определенный уровень комфортности или дискомфортности существования людей. Поэтому мы не будем агитировать за выезд, но будем информировать население о том, как реализуется данная программа. Кроме того, мы будем противодействовать действию любых политических сил в Казахстане, направленных на выдавливание русских из страны.
Однако считаем, что главным агитатором в этом вопросе является позиция казахстанских властей: если власти заинтересованы в сохранении русских, они должны внимательно отнестись к тем вопросам, которые были подняты, в том числе, и на этой конференции: сохранение сферы функционирования русского языка, кадровая политика, юридическое закрепление прав русского населения, поспешный перевод делопроизводства на казахский язык. В противном случае возможен очередной виток массового исхода русских.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |