Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Мэрия Москвы
18 сентября 2006 г.
Уважаемые коллеги! Рад приветствовать от имени нашего Института стран СНГ всех участников международной конференции, которая в течение целого дня сегодня будет работать здесь, в этом зале, предоставленном нам любезно Мэрией Москвы. Конференция наша называется «Россия и Китай: в клубке Евразии». Немножко поэтично, немножко в восточном стиле, как нам, во всяком случае, европейцам, кажется. Но это не потому, что мы рассматриваем клубок, – все равно клубок Евразии или клубок как таковой, как предмет, с которым играют в кошки-мышки. Мы считаем, что на Евразийском континенте сложилась достаточно многообещающая и одновременно тревожная картина и, в конечном счете, от сотрудничества между ведущими мировыми и региональными державами зависит будущее не только континента Евразии, но и всего мира. Евразия – это то место, откуда, во всяком случае, одна из версий именно такова, пошел человеческий род, здесь, на этом континенте, зародились основы человеческой цивилизации. Конечно, было бы страшной насмешкой над Божьим творением, если бы именно отсюда исходили основные угрозы миру, его стабильности, его, в конечном счете, существованию.
От договоренностей между Россией и Китаем, странами, которые населяют весь этот регион, зависит очень многое. Собственно, таков был мотив наших обсуждений с уважаемым, здесь присутствующим Чрезвычайным и Полномочным послом Ли Фэнлинем, ныне возглавляющим Институт социального развития Европы и Азии, когда мы намечали проведение этой конференции. Я думаю, что этот первый опыт сотрудничества между российским Институтом стран СНГ и Институтом социального развития Европы и Азии Китайской народной Республики должен открыть череду будущих наших встреч и конференций. По крайней мере, таковы наши намерения. И мы очень рассчитываем сегодня на плодотворную дискуссию, результаты которой мы также предполагаем издать виде отдельного сборника. Во всяком случае, здесь в России, может быть и в Китае, если китайские коллеги будут в этом заинтересованы, если сама дискуссия будет достаточно плодотворной. Я бы хотел буквально несколько слов сказать по порядку нашей работы и затем уже приступить, собственно, к самой теме наших обсуждений.
Какие вопросы мы хотели бы сегодня обсудить? Для того, чтобы наша дискуссия началась, мы наметили несколько подтем, среди них «Роль российско-китайских отношений для судьбы евразийского континента». Мы особенно заинтересованы, с учетом состава участников нашей конференции, обсудить ситуацию в том регионе, в котором сотрудничество между Россией и Китаем продвигается в многостороннем формате довольно успешно. Только что, как вы знаете, прошло заседание Шанхайской организации сотрудничества. Некторые темы нашей конференции прямо связаны с судьбой Центральной Азии: «Центральная Азия: значение в современных условиях»; «Положение и перспективы стран Центральной Азии» (мы очень рассчитываем, что наши коллеги, которые приехали к нам из этих государств, расскажут нам о происходящем); «Интересы России, Китая, США и других центров силы в Центральной Азии: сотрудничество и (или) соперничество в делах Центральной Азии и Евразии в целом»; «Угрозы Евразии и пути их преодоления»; наконец, «Шанхайская организация сотрудничества и другие межгосударственные политические и экономические проекты – повестка дня на XXI век» (или, по крайней мере, на его начало). Вот, собственно говоря, темы, которые мы, как соучредители этой конференции, предлагаем обсудить, я думаю, что возможно и другие, опять же мы абсолютно не ограничиваем кого-либо.
Я хотел бы для начала сказать буквально несколько слов, здесь в регламенте громко это названо «докладом». Я бы не стал называть это докладом, скорее, небольшим сообщением о сегодняшнем положении вещей, как оно нам представляется. Ну, прежде всего, хочу еще раз сказать о том, что на сегодняшний день Российская Федерация, безусловно, заинтересована в стабильности и предсказуемости процессов, которые протекают на всем континенте, и в их положительном, позитивном результате. Мы поддержали международную кампанию борьбы с терроризмом именно потому, что мы против всякого рода неожиданностей, против конфликтов, против столкновения, которые уносят, в конечном счете, не только надежды на мир, но и сам мир, уносят человеческие жизни. Нам кажется, что для свободного, стабильного развития всего региона крайне важны устойчивые отношения с основными игроками на этом пространстве, конечно, со всеми его участниками, но, прежде всего, между такими крупными мировыми региональными державами, как Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки, которые, очевидно, стали третьим соседом Центральноазиатского региона наряду с Россией и Китайской народной Республикой. Безусловно, важны на сегодняшний день отношения, складывающиеся с Индией, Пакистаном, в Юго-Восточной Азии, с Японией и т.д. Однако, как реалисты, мы прекрасно понимаем, что одинаковых, одинаково ровных, одинаково позитивных и оптимистичных отношений выстроить по всему периметру, конечно же, не удается. Прежде всего потому, что цели развития конкурсны, а ресурсы ограничены, и нигде, как в Центральной Азии, регионе, к которому приковано особое наше внимание, это таким образом не проявляется, особенно в последнее время. Поэтому мы предложили провести эту конференцию для того, чтобы внимательно рассмотреть, в чем сходство и в чем, может быть, какие-то расхождения в нашей оценке ситуации и перспективах. Я имею в виду, прежде всего, Россию и Китай.
Мы очень признательны тем нашим коллегам из научных центров центрально-азиатских государств, Казахстана, которые согласились участвовать и, мы надеемся, выступят на этой конференции со своим видением проблем. Но если сейчас постараться выделить наиболее перспективный и близкий России регион, в котором возможно дальнейшее активное сотрудничество между Россией и Китаем, то, конечно, это регион Центральной Азии. Безусловно, у нас есть целый ряд других тем для обсуждения: это и последствия Второй мировой войны в текущей политике государств региона, и оценка этих последствий в связи с достойными сожаления фактами роста милитаризма и как бы запоздалого послевоенного синдрома в некоторых соседних с нами государствах. Безусловно, у нас есть общее отношение к целому ряду вызовов, которые и для Китая, и для России являются существенными. Речь идет о положении на Корейском полуострове, речь идет об отношении к различного рода проблемам, которые, мы знаем, беспокоят и продолжают волновать наших китайских коллег, например, проблемы, называемые «проблемой двух Китаев», отношение к Тайваню. У нас есть очень противоречивый в прошлом опыт действий в юго-восточной Азии в 60, 70, 80-е годы. На сегодняшний день ситуация здесь, конечно, совершенно иная, и можно только выразить удовлетворение в связи с тем, что когда-то острые российско-китайские противоречия в этом регионе сменились на какую-то форму учета интересов. Хотя, не скрою, одной из причин является, быть может, тот факт, что Советского Союза больше нет, и интерес такой, какой он проявлял раньше к региону в целом, он на сегодняшний день утрачен. Хорошо это или плохо, другой вопрос, но это факт, что мы из многих международных проблем за последнее время ушли. Мы, безусловно, удовлетворены тем, что налаживается конструктивное сотрудничество между Индией и Китаем, что, несмотря на существующие проблемы, индийско-пакистанские отношения тоже развиваются. Индия и Пакистан, как вы знаете, сегодня являются наблюдателями Шанхайской организации сотрудничества. И, наверное, общим для нас является беспокойство по поводу последствий необдуманного применения силы в Ираке, последствий, которые продолжают будоражить регион. Китай и Россия, как и большинство стран Центрально-Азиатского региона, насколько я понимаю, достаточно критично относятся к попыткам перевести разговор с Ираном об иранской ядерной программе в плоскость каких-то угроз и санкций.
Но все-таки вернусь к Центральной Азии и скажу, что на сегодняшний день стабильность в Центральной Азии и ее развитие является совместным интересом Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Поэтому несколько слов о том, как, на наш взгляд, развивается положение в Центральной Азии и что кажется нам здесь, в России, важным почерпнуть в связи с развитием Центральной Азии за последние 15 лет, после того как страны этого региона обрели государственную самостоятельность и независимость.
Ну, первый из таких принципиальных моментов. Хочу подчеркнуть, что независимость, суверенитет новых независимых государств постсоветской Азии были получены ими, ну, если можно так сказать, без сопровождающей в таких случаях процесс создания новых государств борьбы за независимость, каких-то масштабных катаклизмов и т.д. Для многих государств, для многих союзных республик, которые стали независимым государством, это вообще было достаточно неожиданным и болезненным шагом – распад Советского Союза. Прежде всего потому, что многие планы внутреннего развития региона, развития самих этих союзных республик ориентировались на централизованные капиталовложения, на поддержку со стороны Москвы и т.д. Отсутствие каких-либо отягощающих получение независимости проблем, связанных с самоопределением, резко отличает сегодняшние отношения между политическими классами в этих государствах и Россией от стран Прибалтики или даже от Украины (хотя и на Украине, и в Прибалтике получение независимости тоже практически обошлось без каких-либо препятствий со стороны союзного Центра).
Второе, на что хочу обратить внимание, это тот факт, что процесс государственного становления Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, начатый в 91-м году, еще далек от полного завершения. В большинстве этих государств у власти находятся руководители, которые пришли к власти как раз в период распада Советского Союза. Смена власти еще не произошла и, наверное, после того как она произойдет, можно будет судить об устойчивости тех политических режимов, которые возникли и развиваются в этих государствах. Мы только что были свидетелями разного рода катаклизмов в целом ряде стран, в том числе и в Киргизии, которая стала местом так называемой «тюльпановой» революции, и которую до сих пор лихорадит. Поэтому момент, который я хотел бы подчеркнуть, это то, что мы относимся к независимости государств этого региона с большим уважением и понимаем трудности, которые переживают эти государства, которые прежде на протяжении, может быть, некоторые сотен лет, некоторые десятков лет, а некоторые никогда не были на самом деле независимыми.
Третье обстоятельство, на которое хочу обратить внимание, это тот факт, что после террористических актов в Нью-Йорке, в Вашингтоне в 2001 году Соединенные Штаты, ранее достаточно безразлично относившиеся к Центрально-Азиатскому региону, сконцентрировали свое внимание на процессах, происходящих в этом пространстве. В ряде независимых государств Азии ускоренными темпами началось создание и укрепление форпостов американского военного и экономического присутствия.
Четвертое, вытекающее из этого, обстоятельство. В силу множества объективных и субъективных причин активизация присутствия военных и финансово-экономических элит Запада, прежде всего Соединенных Штатов, уже породили процессы, способные поставить вопрос не только о выживаемости политических режимов постсоветских государств, но и о самом их существовании. В данном случае речь идет как раз о феномене «цветных» революций, который в значительной степени привнесен в Центрально-азиатский регион извне и который уже привел на сегодняшний день к очень серьезному затяжному внутреннему кризису в Киргизии и попыткам пока, во всяком случае, неудачным, но имевшим место, дестабилизировать ситуацию в ряде других государств региона, в Узбекистане, например.
И, наконец, последнее, на что я хотел бы обратить внимание из таких принципиально важных моментов, это то, что если Российская Федерация, а может быть не только Российская Федерация, но и некоторые другие страны, граничащие с Центральной Азией (Китайская Народная Республика, Иран, Индия, Пакистан), прежде не имели четко выработанной стратегии по отношению к Центрально-Азиатскому региону, то за последние два года, может быть, под впечатлением от последствий грубого вторжения в регион со своим уставом американцев, эти государства начинают активизироваться, во-первых, в контактах между собой (и самым, на мой взгляд, очевидным результатом этой активизации является создание Шанхайской организации сотрудничества, ее развитие), и они у себя внутри вырабатывают взгляд на последовательную и долгосрочную стратегию присутствия в этом регионе. Мы можем быть в какой-то степени, по крайней мере, в России, благодарны Соединенным Штатам и их союзникам за то, что они пробудили от спячки наши на этом направлении. Хотя последствия, конечно же, иной раз присутствия или участия Соединенных Штатов в делах региона и их союзников бывают крайне неадекватны.
Вот моменты, на которые хотелось бы обратить внимание. Я хочу еще раз сказать о том, что у Российской Федерации, как мне кажется, в настоящий момент существует политическая воля и решимость для того, чтобы заново оценивать необходимые приложения своих усилий в Центральной Азии. Могу привести только один пример, мне достаточно близкий: несколько лет назад по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова была сделана попытка возобновить обсуждение когда-то проклятого поворота северных рек в республики Средней Азии и Казахстан. Тогда, в период перестройки, этот проект объявили символом зла советской бюрократической системы, боролись с ним, на самом деле целя в саму эту систему, и предали его анафеме. Когда через много лет хозяйственный руководитель Москвы, политический лидер нашей столицы обратил внимание на то, что проблемы региона обостряются и, прежде всего, не только энергетическая проблема, которая обостряется для всех в мире, но и водная проблема, которая всегда для региона Центральной Азии играла особую роль, то со стороны средств массовой информации, ну, по крайней мере, некоторых, было много иронии по этому поводу: зачем эта тема вновь подымается? Но вот прошло время. В августе, если вы помните, состоялось заседание евразийского экономического сообщества, и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин принимал гостей – руководителей государств, входящих в это объединение, и вновь разговор зашел о водной проблеме в Центральной Азии. Не разворачивая сейчас этой дискуссии очень подробно, хочу заметить, что таких проблем как водная, которую государства Центральной Азии не в состоянии решить сами, а могут решить только в сотрудничестве с Российской Федерацией, прежде всего, с Китайской народной республикой и другими, таких проблем насчитывается как минимум несколько. Это и пресловутая энергетическая проблема, проблема трудовой миграции и др. Проблема, если хотите, выживания в Центральной Азии в перспективе, поскольку Центральная Азия - это регион, являющийся сердцевиной всего евразийского континента и одновременно регион, пути к которому возможны только в условиях международного мира и согласия.
У нас был определенный план проведения сегодняшнего нашего заседания и, прежде всего, мы хотели бы предоставить слово гостям. Я с большим удовольствием хочу сейчас предоставить слово уважаемому товарищу, могу, наверное, так сказать, товарищу Ли Фэнлиню – Чрезвычайному полномочному послу Китайской народной Республики, долгие годы работавшему у нас в России, всем хорошо в России известному, а в настоящее время возглавляющему Институт социального развития Европы и Азии, с которым наш Институт стран СНГ вступил в партнерские отношения и вот впервые пробует реализовать проведением этой конференции. Прошу Вас.
Стеннограмма конференции будет опубликована в следующем выпуске.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |