Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О положении соотечественников в Молдавии

Геннадий Коненко

Согласно данным последней переписи населения (1989 г.), из 4,3 млн. жителей Молдавии русские составляли 13% или 562 тыс. чел. В Приднестровье же из почти 750 тыс. населения русских насчитывалось тогда 28% или примерно 210 тыс. чел. До настоящего времени, как показывают подсчеты статистических служб Молдавии и Приднестровья, эти цифры не претерпели больших изменений.

На консульском учете Посольства Российской Федерации в Республике Молдова на начало 2002 года состояло 74 тыс. российских граждан, постоянно проживающих в Республике Молдова, из них в Приднестровье -–60 тыс. чел.

Количество же всех принявших российское гражданство в РМ и ПМР в порядке регистрации и по ходатайству, видимо, превышает 80 тыс. чел., т.к. многие выехавшие на постоянное место жительство в Россию на консульском учете не состоят. И число таких граждан превышает 8 тыс. чел.

В настоящее время в Республике Молдова, включая Приднестровье, действуют более 20 общественных организаций российских соотечественников. В июле 2000 г. большинство организаций на Правобережье объединилось в рамках Координационного совета русских общин. Наиболее влиятельными сегодня являются Республиканская русская община “Содружество”, “Фонд славянской письменности и культуры”, Центр русской культуры, Славянская правозащитная организация “Вече”, Ассоциация славянских учебных заведений РМ. После состоявшихся 25 февраля с.г. выборов в законодательный орган страны председателем Комиссии по правам человека и нацменьшинствам парламента избран руководитель Координационного Совета русских общин в РМ М.И.Сидоров.

Подобный Координационный Совет, объединивший русские общины, создан и в Приднестровье. Здесь наиболее активно действуют общины “Добрыня” в Бендерах, им. А.В.Суворова в Рыбнице, «Отчизна» в Тирасполе, движение “Россияне” в Слободзее. Общественных организаций российских граждан в РМ нет.

Россия оказывает существенную помощь проживающим в Молдавии соотечественникам. В 2001 г. по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников (ПКДС) в Молдавию было направлено 140 тыс. учебников для русских школ. Приднестровье получило из них 1/3 общего числа книг. В 2002 г. молдавскому правительству для средних школ с русским языком обучения было передано ещё 130 тыс. учебников. Кроме этого, в Молдавию и Приднестровье планируется поставить уже в ближайшее время учебники издательств «Просвещение» и «Дрофа» общим тиражом более 250 тыс. экземпляров, стоимостью в 9 млн. руб.

В Молдавии существует достаточно развитая сеть практически всех видов СМИ на русском языке. Осуществляется ретрансляция многих российских теле- и радиоканалов. На государственном телеканале РМ в информационные и художественные программы обязательно включаются блоки на русском языке.

Здесь издаются на русском языке молдавские газеты - официальная «Независимая Молдова», «Молдавские ведомости», «Кишиневские новости», «Время», а также российские - «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Труд» с молдавскими приложениями и ряд других. Координационным Советом русских общих Республики Молдова издается газета «Русское слово», Союзом русских общин Приднестровья – газета «Русских рубеж».

В стране в целом уже создана правовая база, регулирующая межэтнические отношения. Парламент РМ национальное законодательство в области прав человека постепенно приводил в соответствие с нормами международного права.

На сегодня Молдавия ратифицировала более 30 международных и европейских конвенций. Наиболее значимыми из них, как считают в Кишиневе, являются Заключительный Акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ, Женевская Конвенция о статусе беженцев, пересмотренная Европейская конвенция о защите прав и основных свобод и др. Присоединилась РМ также к Рамочной Конвенции СЕ о защите национальных меньшинств, Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств. В некоторых документах о присоединении Молдавии к упомянутым конвенциям содержится, правда, ряд оговорок, связанных в основном с финансовыми и материальными расходами по их имплементации.

Пришедшее к власти в конце 2001 г. руководство страны, включая, прежде всего, парламент РМ, приступило к последовательному закреплению билингвизма в стране и введению правовых норм, способствующих межэтническому согласию. В конце апреля 2001 г. депутаты приняли Закон об актах гражданского состояния, согласно которому вся документация должна оформляться не только на молдавском, но и на русском языке.

Наиболее существенным документом, затрагивающим интересы соотечественников, можно считать принятый в июле 2001 года Закон о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций. Помимо подтверждения прав национальных меньшинств, установленных международным правом, закон содержит ряд положений, приближающих русский язык к статусу официального, а также предусматривает пропорциональное представительство национальных меньшинств в структурах исполнительной и судебной власти всех уровней, в армии, органах охраны общественного порядка и т.д.

Вместе с тем следует сказать, что пока правительство не выполнило положений статьи 33 закона, где оно обязывалось представить парламенту предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с законом о правах национальных меньшинств и принять нормативные акты, обеспечивающие его выполнение. Таким образом, пока не создано механизма по имплементации упомянутого закона.

Что касается пропорционального представительства нацменьшинств в органах власти, пока до полного осуществления положений закона на этот счёт ещё далеко. Это связано не только с нехваткой финансовых средств, но и недостаточным знанием государственного языка русскоязычным населением Молдавии. Хотя нельзя не отметить и того факта, что представителей наших соотечественников стало значительно больше и в администрации нового президента, и в парламенте, и в органах исполнительной власти как в Центре, так и на местах.

В августе 2001 г. был предпринят ряд мер по восстановлению позиций русского языка в системе образования. В частности, было введено обязательное изучение в школе русского языка со 2-го класса и истории Молдавии вместо истории румын. Число групп с русским языком обучения было решено довести до  28-30% в ВУЗах и до 23% в сфере среднего и специального образования.

Однако организованные правыми националистами во главе с Христианско-демократической народной партией массовые акции протеста при поддержке Румынии и Запада в целом вынудили руководство страны отменить действие соответствующих приказов Минобразования и пойти на уступки. Изучение русского языка со 2-го класса пока будет возможным только с согласия родителей учеников, а изучение истории Молдавии было отменено до издания соответствующего учебника.

Кроме того, Конституционный Суд РМ, куда националистами были поданы жалобы относительно конституционности принятых законов по актам гражданского состояния и правам национальных меньшинств, признал ряд положений эти законов несоответствующих Конституции Республики Молдова, в частности, положений о дублировании на русском языке документов ЗАГСов, наименований населенных пунктов и государственных учреждений и т.д.

В этой связи в настоящий момент молдавским парламентом готовится ряд проектов по внесению изменений в действующий Основной закон страны, прежде всего, ст.13, согласно которой молдавский язык является единственным государственным языком РМ.

Из других законодательных актов, которые так или иначе не учитывают интересы граждан России, можно назвать Закон от 14 апреля 2000 года об особой социальной защите некоторых категорий населения (инвалиды, ветераны войны и труда, пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС, одинокие пенсионеры, многодетные семьи и др.), где право на получение адресных льгот и компенсаций (оплата коммунальных услуг, электроэнергии, газа и т.д. и т.п.) имеют только граждане Молдавии, что явно нарушает права проживающих здесь российских граждан, наиболее нуждающихся в защите.

В целом проживание граждан России на территории Молдавии регламентируется законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства». В соответствии с ним наши сограждане приравниваются к иностранцам, что связано с существенным ограничением их прав и свобод: им зачастую отказывают в трудоустройстве или увольняют с работы, мотивируя недостаточным знанием государственного языка; они испытывают затруднения в получении социальных льгот и пособий; они не обладают правами на приватизацию собственности (например, земли), находящейся на территории Молдавии.

Формально для граждан России нет препятствий для получения образования в Молдове. Одно из существенных положений закона о национальных меньшинствах гласит, что государство гарантирует «право лиц, принадлежащих к нацменьшинствам, получать дошкольное, начальное, среднее, высшее образование на молдавском и русском языках».

И всё же доля учащихся русских школ сократилась сегодня до 22,3% (в 1989 г. – 32,7%). Преподавание в госсистеме высшего образования РМ ведется в основном на молдавском языке, что ограничивает количество российских граждан, желающих получить такое образование  на льготных условиях или бесплатно. Высшее образование же на русском языке переведено фактически на платную основу.

Есть ещё ряд нерешенных проблем, связанных с положением соотечественников. В трудной ситуации находятся единственный в республике профессиональный русский театр им А.П.Чехова, Дом-музей А.С.Пушкина и его филиал в селе Долна, несмотря на помощь, оказываемую время от времени российскими властями и работающими в Молдавии российскими компаниями «Лукойл» и «Итера».

В стране наблюдаются проявления т.н. «бытового» национализма и нетерпимости по национальному признаку, хотя дискриминационную подоплёку того или иного такого рода деяния доказать порою не представляется возможным, чаще всего они попадают под рассмотрение с точки зрения административного права. А имеющие здесь до сих пор всплески русофобии и национализма носят организованный характер. Так было, например, в январе-апреле и начале сентября 2002 г., когда крайне правые националистические силы, руководимые уже упоминавшейся прорумынски настроенной ХДНП, организовали антиправительственные манифестации, направленные на дестабилизацию существующей власти, которая выступает за всестороннее развитие отношений с Россией, за придание русскому языку официального статуса и достижение в Молдавии максимального межэтнического согласия.

Следует отметить также, что обеспечению прав российских граждан в Молдавии и их интересов служит также ряд подписанных между РФ и РМ двусторонних документов в правовой области,. Это, прежде всего, Договор о дружбе и сотрудничестве между нашими странами (ст.ст. 16,17,20,24), Соглашение о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ в РМ и граждан РМ в РФ. В ближайшем времени будет подписано Соглашение о регулировании процессов переселения и защите прав переселенцев, готовится также Договор о правовом статусе граждан РФ, проживающих на территории РМ, и правовом статусе граждан РМ, проживающих на территории РФ.

Надо сказать, что улучшению положения российских граждан в Молдавии и соотечественников, не имеющих гражданства России, способствовало бы заключение между Российской Федерацией и Республикой Молдова соглашения о двойном гражданстве. В Основном законе страны оно не предусмотрено, но Конституционный суд недавно дал положительное заключение на представленный правительством законопроект о введении множественного гражданства. В настоящее время власти де-факто не препятствуют молдавским гражданам в получении гражданства иностранных государств, в т.ч. РФ. И многие граждане РМ такое гражданство имеют.

После провозглашения независимости все лица, проживавшие на территории Молдавии, были объявлены её гражданами, и большинство русских на Правобережье было вынуждено по разным причинам официально оформить молдавское гражданство. Это давало право на приватизацию недвижимости, получение социальных льгот и т.д., а также возможность иметь правовую защиту в тот период, когда в стране проводилась политика дискриминации русского населения. В связи с этим соглашение о двойном гражданстве позволило бы более эффективно защищать права соотечественников – граждан Молдавии, что пока может расцениваться как вмешательство во внутренние дела.

Несмотря на ещё имеющиеся в Молдавии проблемы с точки зрения обеспечения прав и свобод проживающих здесь российских граждан и наших соотечественников, не имеющих гражданства России, нет оснований для драматизации сегодняшней ситуации. Эти проблемы представляются разрешимыми. С приходом к власти в стране нового руководства в правозащитной сфере в целом складывается положительная динамика.

Что касается Приднестровья, то здесь практически нет явлений, связанных с проявлением национализма и ущемлением прав русскоязычного населения и российских граждан, проживающих постоянно в регионе.

По Конституции ПМР официальными языками являются русский, украинский и молдавский. В органах власти – судебной, законодательной и исполнительной как в Тирасполе, так и на местах присутствуют представители всех национальностей. Руководителем Приднестровья, например, является русский, председателем Верховного Совета – молдаванин. Таких примеров можно привести очень много.

В области образования картина аналогичная. Правда, русских общеобразовательных школ в ПМР насчитывается больше, чем других, хотя начальных и средних учебных заведений с преподаванием на молдавском и украинском языках здесь также достаточное количество. В высших учебных заведениях преподавание, как правило, ведется на русском языке.

В области культуры также существует равноправие. Ярким свидетельством этого является существование большого числа фольклорных ансамблей, участие их в различных культурных мероприятиях, и не только праздничного характера.

Для приднестровцев без гражданства или имеющих гражданство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики подписание Соглашения между Молдавией и Россией о двойном гражданстве также было бы выходом, так как большинство этих людей считают себя россиянами и хотят получить гражданство РФ.

В последнее время, как показывают факты, в Приднестровье наблюдается активизация представителей Украины, в т.ч. на официальном уровне, с целью усиления здесь украинского присутствия. Весьма настойчивая пропагандистская работа ведется, прежде всего, с гражданами украинского происхождения, введен облегченный порядок приобретения ими гражданства Украины. Киев через своё посольство оказывает значительную финансовую и материальную помощь местной украинской диаспоре. Во время выборов в Верховный Совет ПМР через диаспору проводилась кампания по выдвижению кандидатов – украинцев, которые «смогли бы лучше отстаивать интересы украинского населения Приднестровья». К сожалению, власти в Тирасполе, занятые в это время нейтрализацией кандидатов от «промосковской», по им мнению, общественной организации «Единство Приднестровья», не придали этому обстоятельству нужного внимания.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ