Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
25.09.2006. Профиль
Екатерина Головина, Константин Гетманский, Полина Русяева
Десятки тысяч русских, оказавшихся после распада СССР за пределами России и не успевших вернуться в 90-е годы, вскоре смогут переехать на родину. Государство обещает оплатить им переезд, найти работу. Но остается много вопросов.
Государственные гарантии
Первые переселенцы должны приехать уже в 2007 году, по утвержденной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа ставит две цели. Первая: стимулирование переселения в Россию путем повышения привлекательности отдельных регионов. Вторая и, скорее всего, основная: компенсация естественной убыли населения в стране.
Реализовать эти цели предполагается в три этапа. До конца 2006 года примут нормативные акты, регионы оценят свои потребности в трудовых ресурсах, утвердят региональные программы переселения, начнется информационная кампания в странах СНГ. В 2007—2008 годах будет происходить сам процесс переселения. Если пойдет хорошо, то в 2009—2012 годах планируется привлечь в Россию сотни тысяч человек.
Переселенцы получат госгарантии того, что им компенсируют расходы на переезд к будущему месту проживания, расходы на уплату государственной пошлины за оформление российских документов. Еще они получат пособие на обустройство, подъемные. Если они не сразу найдут работу, то в течение шести месяцев смогут получать пособие по безработице. Правительство должно выделить на эти цели около 17 млрд. рублей. Предусмотрен некий «компенсационный пакет», который подразумевает предоставление мест в детских садах, школах, техникумах, бесплатное медицинское и социальное обслуживание. За это заплатят регионы России.
Чего ни центр, ни субъекты Федерации прибывшим не гарантируют, так это бесплатного отдельного жилья. По крайней мере, механизм его предоставления в программе не прописан. Президент Центра изучения проблем вынужденной миграции в СНГ Жанна Зайончковская сказала «Профилю», что основная нагрузка по расселению мигрантов придется на те предприятия, которые их «зафрахтуют». Она не исключает и вариант, при котором переселенцы будут жить в общежитиях либо «вскладчину строить один дом на несколько семей». По мнению эксперта, не предоставлять в собственность репатриантам жилье разумно, чтобы не накалять их отношения с «аборигенами», вызывая в них зависть. Однако нельзя не заметить, что в мире подобных прецедентов (по отношению именно к приглашаемым легальным иммигрантам, которым предоставляется помощь по другим направлениям) нет.
Закрытые столицы
Соотечественников ждут не везде. В столицах они даром не нужны. Иллюзии перебраться в арбатские переулки или на Невский стоит сразу же оставить. Правда, по мнению Зайончковской, надолго «по месту распределения» мигранты не задержатся и, заработав денег, переберутся в стольные города. Впрочем, в программе, как в хорошем контракте, оговорено, что, если соотечественник, прибывший в рамках госпрограммы в Россию, ранее чем через два года покинул предложенную территорию, он обязан возместить государству свои подъемные.
По оценкам ВЦИОМа, именно жители Москвы и Санкт-Петербурга более всего неодобрительно относятся к идее переселения мигрантов «повсюду»: своих соотечественников в любой точке России хотели бы видеть только 10% опрошенных. Что касается кардинального отселения мигрантов «на незаселенные территории Сибири и Дальнего Востока», то этот вариант импонирует 19% респондентов. Оптимальный же ареал их размещения для большинства опрошенных россиян (34%) — это «сельская местность».
Сначала репатриантов примут 12 регионов, условно разделенных на три категории (см. таблицу). Соотечественников ждут в Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, а также в Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тамбовской, Тверской и Тюменской областях.
Правительство России хочет, чтобы переселенцы приезжали конкретно туда, где их точно обеспечат рабочими местами. В идеале каждый переселенец еще до переезда узнает, где он будет жить, кем работать, сколько получать, в какую школу пойдут его дети. Все это должно быть прописано в региональных программах переселения. Например, в следующем году Тверская область точно готова предоставить переселенцам 876 рабочих мест. Ожидается, что до 2010 года в область приедут 8 тыс. человек. Губернатор же Калининградской области Георгий Боос вообще намерен привлечь к себе в губернию за 10 лет 450 тыс. человек (см. статью «Добро пожаловать, или...» на с. 42).
Возможные конфликты
Приезд большого числа «чужих» людей из-за границы вполне может вызвать напряжение в небольших городках и поселках, где «все друг друга знают». А именно туда и отправятся большинство репатриантов. И если, например, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин уверен, что в его вотчине никаких столкновений не будет, то властям Калининградской области впору задуматься, как предотвратить возможные конфликты между местными жителями и переселенцами. Они случались в середине 90-х годов, когда в область приехало много русских и немцев из Казахстана. До поножовщины не доходило, но мелкие стычки случались. Местным не нравилось, что «казахи» вкалывают, строят дома и богатеют.
Учитывая, что, скажем, в Хабаровском крае 10% трудоспособного населения не имеют работы, предоставление рабочих мест репатриантам тоже может привести к конфликтам. Не произойдет это только в том случае, если переселенцы займут низкооплачиваемые места, на которые местные жители не идут. Но какой смысл им тогда вообще возвращаться в Россию на роль третьесортной рабочей силы?
Нужные ресурсы
Уровень жизни соотечественников в ближнем зарубежье в последние годы и так можно обозначить как невысокий. Согласно мониторингу, проведенному Росзарубежцентром (данные за 2004 год, позже не обновлялись. — «Профиль») среди российской диаспоры в странах СНГ и Балтии, русские расценивают свое материальное состояние следующим образом: лидирует позиция «денег хватает только на еду и самые необходимые вещи» — от 40% до 67%. 30—51% признаются, что «денег в основном хватает, но покупка дорогих вещей вызывает затруднения». Наиболее пессимистично свое благосостояние расценивают в Грузии и Таджикистане, где ответ «денег не хватает даже на еду, приходится брать в долг» составляет 47,3% и 40% соответственно.
Переселенцы стране нужны еще и потому, что, по данным Росстата, в 2007 году убыль трудоспособного населения России составит 300 тыс. человек, в 2008-м — возрастет вдвое, в 2010—2018 прогнозируется смертность на уровне 1 млн. человек в год. Как полагают эксперты Независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии, при таком демографическом сценарии для поддержания баланса России понадобится более 25 млн. иммигрантов. В то же время, по оценке фонда «Наследие Евразии», максимальный миграционный потенциал русской диаспоры не превышает 4 млн. человек. В постсоветских республиках сейчас осталось всего 18 млн. русских.
Социологи, комментируя настрой соотечественников на репатриацию, связывают желание-нежелание выезжать с уровнем экономической стабильности в странах и «цивилизационной» совместимостью. То есть стремление уехать значительно слабее в более развитой и буржуазной Прибалтике, а также на Украине, где исконно существует славянская совместимость. В депрессивных же среднеазиатских странах, напротив, желание уехать высоко. Кроме того, помимо экономических и этнических факторов играют роль соображения личной безопасности, которые значительны для Закавказья, и здесь мотивы возможного отъезда русских, например в Грузии и Азербайджане, пересекаются.
Лучше, чем ничего
Константин Затулин, депутат Госдумы, директор Института стран СНГ:
«Программа переселения, утвержденная президентом, это лучше, чем отсутствие такой программы. Данная программа — шаг вперед с точки зрения ее конкретности. Но, к большому сожалению, целый ряд ошибок, и серьезных ошибок, был сделан в этой программе. Стимулы в программе вроде бы намечены, но они недостаточны. Они не являются решающим элементом для человека, который думает, ехать ему в Россию или оставаться на насиженном месте. Одна из ключевых ошибок заключается в том, что составители программы проигнорировали всех тех мигрантов, которые уже находятся на территории России и остаются неустроенными. Программа не дает ответа, из каких стран мы намерены черпать миграционные потоки, а из каких — нет. Между прочим, это важный вопрос нашего позиционирования во внешней политике. Что случится с Украиной, если русские начнут оттуда уезжать? Что будет с ее отношением к России? Нужно ли нам черпать русских с Украины? Или, допустим, из Казахстана, из Белоруссии? Я, например, в этом не убежден. Будет поначалу определенный ажиотаж с переселением, будут и разочарования. Еще один недостаток программы: решили осчастливить регионы мигрантами, но при этом возложили всю ответственность на сами регионы. В результате они рассматривают программу как обузу. Уходят от контрольных цифр. Даже пилотные регионы в большинстве своем постарались свести к минимуму свои заявки на переселение».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |