Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Информационное сообщение.
Виктор Михайлов
15-16 сентября 2006 года, в Алма-Ате прошла региональная Конференция российских соотечественников стран Центральной Азии и Казахстана: «Роль организаций российских соотечественников в интеграции стран Центральной Азии», организованная Посольством России в Казахстане.
В работе Конференции приняли участие делегации российских соотечественников из стран Центральной Азии и Казахстана, в том числе руководители объединений чеченцев, ингушей, татар и башкир - всего более 50-ти человек, представитель Аппарата Президента России, представители МИДа России, Послы России в регионе, сотрудники Росзарубежцентра, Института стран СНГ, Московского дома соотечественников, Ассоциации «Родина».
Казахстанскую сторону представлял заместитель Председателя Ассамблеи Народов Казахстана, заведующий отделом администрации Президента РК Алиев Жуматай Алиевич и начальник управления по языкам Министерства культуры и информации РК Кажибек Ерден Задаевич.
Председательствовал на Конференции Лобанов Алексей Викторович – директор православного благотворительного общества развития образования и культуры в Республике Казахстан «Светоч».
С приветственным словом к собравшимся обратился Алиев Ж.А. По его мнению, никаких проблем русских в Казахстане нет. Русский язык фактически выполняет роль государственного, интеграционного языка. Он против переселения русских: «Русские – наши братья и мы сделаем всё, что бы их сохранить».
Председательствующий зачитал приветствие участникам Конференции Министра иностранных дел России С.В.Лаврова (публикуется ниже).
Затем выступил Стат-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Карасин Григорий Борисович (тезисы выступления публикуется ниже).
С информацией о «Государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников в Россию» выступил представитель Администрации Президента России Маняпкин Евгений Георгиевич.
Выступления руководителей делегаций из стран Центральной Азии и Казахстана сводились к краткой информации о работе руководимых ими общественных организаций, проблеме русского языка и получения образования на нём. Но в каждой республике есть свои особенности.
От Киргизии выступил Епифанцев С.В. – Ассоциации общественных объединений российских соотечественников Киргизии «Единство», генеральный директор «Владимирского общества» поддержки образования и культуры. Он считает, что сегодня для доминирования России в регионе, несомненно, нужны новые решения, новая идеология, новая экономическая политика и, что особенно важно, новая политика в области защиты культурных, образовательных и языковых интересов русскоязычного населения региона. Без заметного «русского» социума в Киргизии и ЦАР, весь этот регион можно будет считать потерянным для России в среднесрочной перспективе. В частности, он сказал: «Видится необходимость в новых подходах в оценке значимости работы организаций российских соотечественников, а главное необходимость поддержки нашей работы. Включаясь в реализацию различных программ Правительства РФ, организации берут на свои плечи иногда довольно существенные материальные, временные и иные затраты. Нам знакомы энтузиасты, которые осуществляют деятельность своих организаций в ущерб благосостоянию своих семей. А, учитывая то, что некоторые программы по своим масштабам беспрецедентны, участие в них общественных организаций видится довольно проблематичным. Возможно, поддержка работы организаций не потребует поиска специальных средств, а лишь потребует пересмотра некоторых статей расходов по существующим программам. Во всяком случае, проблема на лицо и требует принятия решений».
От Таджикистана – Чигрина В.Г., проректор по научной работе Российско – Таджикского (славянского) университета. Она информировала участников конференции о том, что по просьбе Посольства Российской Федерации в Республике Таджикистан в настоящее время ведется аналитическое исследование ситуации с русским языком с целью получить исчерпывающую информацию о его положении в республике. В связи с тем, что значительно сокращается использование его в сферах экономики, науки и культуры, в бытовой среде, теряются навыки его владения у коренного населения. Уменьшается количество часов в школьной программе. Все это вызывает необходимость осуществления продуманной политики распространения и укрепления русского языка в Таджикистане
Дубовицкая И. М., член правления Совета российских соотечественников Таджикистана, Главный редактор газеты РТСУ «Студенческие вести», Выступая в качестве представителя СМИ, она вкратце охарактеризовала нынешнее состояние дел в области развития русскоязычных средств массовой информации Республики Таджикистан, а также их роли в укреплении дружбы и взаимопонимания между Россией и Таджикистаном, отражении проблем российских соотечественников. Говоря об информационной политике вновь возникших русскоязычных печатных СМИ, она отметила, что по типу и содержанию они сильно отличаются друг от друга, но по характеру публикуемой ими информации подавляющее большинство носит характер «дайджестов» по различным популярным тематикам.
Подчеркнув значимость Интернета в Таджикистане, она отметила, что наиболее информационно наполненными его Интернет - сайтами являются сайты информационных агентств. На сегодняшний день в республике зарегистрировано десять информационной агентств и центров.
«… Положение с русскоязычным вещанием в республике начало меняться в сторону увеличения общей массы русскоязычных передач примерно с середины девяностых годов. Однако, основная масса теле- и радиопередач представлена переведенными западными сериалами и боевиками, а также некоторым числом российских сериалов. Эта категория русскоязычных передач начала транслироваться, в основном, возникающими частными телекомпаниями, число которых к середине 2005г. достигло двадцати двух».
Профессиональный и художественный уровень этой категории материалов (как собственных, так и заимствованных) оценивается ею весьма низко. По мнению руководителей Министерства культуры Таджикистана, ответственных за работу СМИ, вопрос с использованием русского языка в аудиовизуальных СМИ день ото дня становится все сложнее. Найти специалистов среди 2% русскоязычного населения РТ становится практически невозможно. В этих условиях вести речь о качественной пропаганде русского языка и русской культуры в Таджикистане представляется весьма затруднительно
От Туркмении - Горн Н.В., директор Российско–Туркменской гимназии им. А.С.Пушкина, прежде всего, высказалась против переселения. У людей в Туркмении решены все социальные проблемы. Но русские всё равно уезжают из-за низкого качества образования, отсутствия гарантий на будущее и боязни ассимиляции. Школы с русским языком обучения все закрыты. Существуют так называемые «смешанные» школы, где преподавание ведётся в одной половине классов на туркменском, а в другой - на русском. В Туркмении введено девятилетнее, сильно идеологизированное образование, а в России не признают его полным средним и выпускников туркменских школ не принимают в ВУЗы. Поэтому она предложила создать в России интернаты по предвузовской подготовке детей российских соотечественников.
От Узбекистана – Огнев Ю. М., председатель Совета Самаркандского областного отделения Республиканского Русского культурного центра. По его словам, работа русских общественных объединений в Узбекистане проходит в тесном контакте с официальными органами власти. Русская диаспора имеет своих представителей в Сенате, и местных представительных органах.
В республике три русских театра. Русский язык всё более востребован. В сельских школах возобновили преподавание русского языка и даже открыли школы с русским языком обучения. Но девятилетнее образование, вводимое в республике становится препятствием в получении высшего образования в республике и России. Поэтому он поддерживает предложение, сделанное г.Горн, по открытию школы – интерната для продолжения образования по российским программам. Что касается добровольного переселения, то, по его мнению, никто выезжать из Узбекистана не хочет.
От Казахстана – Климошенко И.С. – председатель Республиканского славянского движения «Лад». Он подчеркнул, что особенностью и отличиемРеспубликанского славянского движения «Лад» от других русских организаций является то, что «Лад» проводит не только культурно-просветительскую, но и общественно - политическую работу по защите социальных и политических прав русского и славянского населения в Казахстане.
В своих принципах Движение «Лад» исходит из общности истории и культуры славянских народов, их равенства и братства. Движение проводит работу по пропаганде славянской культуры и возрождению славянских праздников обрядов, песенных фестивалей, фольклорных праздников, выставок изобразительного и прикладного искусства. Проводит консультации по юридическим вопросам. Защищает интересы славян от произвола властей в судах и СМИ. Активно участвует в общественно-политической жизни. Организует и принимает участие в работе конференций, «круглых столов». Организует и проводит массовые акции: митинги, демонстрации, пикетирование и т.д. Имеет газету «Лад», которая выходит один раз в месяц.
…По сведеньям филиалов, а их у «Лада» - 24, Российская программа содействия добровольному переселению вызвала огромный интерес у российских соотечественников. С июля по сей день «Ладом» даны тысячи консультаций.
Каримов М.А., руководитель Ассоциации татарских и татарско-башкирских общественных и культурных центров «Идел», считает, что проблемы русских и русского языка в Казахстане нет. Надо защищать казахский язык.
Бунаков Ю.З. – глава «Русской общины Казахстана», говорил о проблеме взаимоотношений общественных объединений соотечественников, где главенствует принцип «Разделяй и властвуй!». Говорил о создании Объединения юридических лиц «Координационный Совет русских, казачьих и славянских организаций Казахстана» и его огромной пользе в консолидации русской диаспоры и сохранения стабильности в Республике и спасении Казахстана от «Желтой революции».
Отрицательно отозвался о Российской программе содействия добровольному переселению соотечественников в Россию: «Если правительство Казахстана воспримет наши беды, то мы будем выступать против переселения».
Далее он предложил Правительству России наряду с государственными программами по образованию, здравоохранению и переселению создать программу поддержки соотечественников.
Захаров Ю.Ф. – руководитель общественного объединения юридических лиц «Координационный Совет русских, казачьих и славянских организаций Казахстана», зачитал письмо Президенту РФ Путину В.В., в котором обвиняет российское правительство в геноциде русского народа. Письмо раскололо зал и вызвало бурю как восторгов, так и негодования, чуть было не сорвавших конференцию. Зачитанное открытое письмо явилось предметом обсуждения экстренного заседания членов «Координационного совета», которые не поддержали Ю.Ф.Захарова. До конца первого заседания выступили еще двое.
Кузина Т.И. – председатель Павлодарского славянского культурного центра призвала участников конференции к благоразумию и с удовольствием рассказала о своей собственной работе.
Чесноков А.П. – Первый заместитель председателя АРСК, председатель областного «Русского центра» Алма-Атинской области, сосредоточил своё выступление на проблеме государственного, казахского языка и на правоприемственности поколений русской диаспоры.
После перерыва началась работа по секциям.
Первая секция рассматривала вопрос «О работе организаций россйских соотечественников по обеспечению законных прав и интересов российской диаспоры. О совершенствовании форм поддержки Российской Федерацией проживающих за рубежом соотечественников и о Программе работы с соотечественниками на 2006-2008г.г.
Модераторы: Климошенко И.С. и представитель делегации Туркмении.
Вторая секция – «О роли организаций российских соотечественников в интеграционных процессах стран Центральноазиатского региона и России. О Государственной программе по окозанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерациюсоотечественников, проживающих за рубежом.
Модераторы: Лукашов В.А и Епифанцев С.В.
Третья секция – Работа организаций соотечественников по сохранению русского языка, единого образовательного, культурного и информационного пространства. Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2008г.г.) и её реализация в странах Центральной Азии.
Модераторы: Белик Н.А. (Казахстан) и представитель делегации Узбекистана.
Второй день работы конференции начался с сообщений руководителей и ведущих каждой секции об итогах работы. Все они сводились к предложениям прозвучавших в соответствующих основных докладах и выступлениях в первый день работы. По общему мнению, все мероприятия, которые проводятся по российским программам поддержки соотечественников, нужно продолжать. Подчеркнули, что давно назрела необходимость создания новых учебников по русскому языку и истории для постсоветского пространства. Особое внимание выступавшие обращали на необходимость укрепления положения русского языка во всех странах региона, просили предусмотреть мероприятия по расширению влияния русского языка при разработке среднесрочной программы поддержки соотечественников на 2006-2008г.г..
Отношение к Программе переселения соотечественников в Россию, в целом, – положительное. Организации соотечественников готовы подключиться к ее реализации. Предложили задействовать их в информационном обеспечении, в проведении юридических консультаций, в содействии компактному переселению коллективов. Правда, казахстанцы, предупредили, что будут агитировать против отъезда русских, если власти республики учтут их интересы, не будут навязывать казахский язык, в качестве единственного в официальном использовании, пересмотрят кадровую политику.
Подвёл итоги Конференции Г.Б.Карасин. В своей заключительной речи, обращаясь к представителям русских организаций подчеркнул, что он приехал по поручению президента Путина. «Мы вместе с вами», - сказал зам. министра. Он также обратил внимание участников конференции на то, что Россия даёт соотечественникам возможность свободного выбора, что не станет педалировать процесс переселения. «Нужно принять различные политические позиции организаций соотечественников. Но позиции должны быть логичны и согласованы».
Следует отметить, что впервые руководство России предприняло конкретные шаги по обеспечению прав и свобод русскоязычного населения в Средней Азии. Как заявил г-н Карасин: «Россия взрослеет. Она более ответственно относится к проблемам соотечественников».
Российской стороной намечен целый ряд мероприятий, где острые проблемы соотечественников ближнего зарубежья должны найти своё информационное и общественно-политическое оформление.
… «Надо быстрее сорганизоваться и повысить политическую культуру. Надо научиться умению жить в условиях конкуренции и соревновательности диаспор, учитывая договорённости друг с другом. …Мир не терпит только лозунгов – надо делать дело».
В течение двух дней представительная делегация из Российской Федерации обсуждала с руководителями национально-культурных объединений пяти республик возможности расширения сотрудничества с исторической родиной и способы сохранения русскоязычного пространства.
Не на все вопросы соотечественников удалось ответить представителям российского правительства в ходе конференции. Кое-что они постарались прояснить во время пресс-конференции, прошедшей во второй половине дня 16 сентября, официально посвященной окончанию работы форума соотечественников. Кроме руководителя делегации статс-секретаря - заместителя внешнеполитического ведомства России Григория Карасина, в пресс-конференции приняли участие Владимир Каланда - первый заместитель директора Федеральной миграционной службы России, Любовь Глебова - стат-секретарь, заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Михаил Пономарев - заместитель министра регионального развития РФ.
Руководитель делегации Григорий Карасин несколько раз обращал внимание на то, что подобные форумы теперь станут постоянными. И вызвано это тем, что Россия сделала соответствующие выводы из ситуации с русскоязычным населением, сложившейся в девяностых годах. Григорий Борисович выразил надежду, что эта конференция поможет найти людям ответ на вопросы, возникшие после того, как Россия решила заняться «сбором человеческого капитала»:
- Сейчас мы дошли до понимания, что от громких заявлений и создания колоссального количества различных структур мы должны перейти к конкретным делам. Только в этом году прошел ряд встреч с соотечественниками, проживающими в Германии, странах Балтии, Закавказья. И теперь – с проживающими в странах Средней Азии.
На прямой вопрос журналистов по поводу возможного обсуждения ситуации в связи с принятием программы содействия добровольному переселению соотечественников Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым господин Карасин ответил несколько уклончиво:
- Я убежден, что в той или форме наши президенты обсуждают вопросы российских соотечественников.
Кроме того, в ходе пресс-конференции стало известно, что «детали программы еще не готовы. Сейчас обозначены лишь принципы, а конечный продукт станет известен позже». Хотелось бы, чтобы это «чуть позже» наступило раньше того момента, когда нога введенного в заблуждение соотечественника ступит на какой-нибудь сибирский перрон. Поскольку, в частности, не выяснены детали по самому главному вопросу - жилищному.
А такое произойти может, так как до сих пор никто не знает, на какое количество вернувшихся соотечественников следует рассчитывать. Поскольку из-за размытости понятия «соотечественник», которым может являться любой человек, не только родившийся в СССР, но и еще в Российской империи, статистика носит условный характер. В связи с чем, Карасин пояснил:
- Программа ориентирована не на всех соотечественников, как это трактует закон, а на тех, кто достаточно тесно связан с Россией духовно. На тех, кто сможет достаточно быстро адаптироваться в условиях, в которых ему предстоит проживать. Кто имеет возможность своим посильным трудом оказать содействие в развитии российской экономики. Какое количество соотечественников хотела бы видеть Россия? Ровно столько, сколько примут решение о переезде, мы и хотим видеть у себя.
Рассказывая о том, что ожидает переселенцев в плане социальной защиты, Любовь Глебова так же не добавила оптимизма сомневающимся. По ее словам, с 1 января 2007 года вопросы занятости населения и создания условий для трудоустройства будут решаться на местах.
Вместе с тем, социально-компенсационный пакет состоит из всего лишь единовременного пособия на обустройство, ежемесячного пособия, гарантируемого на федеральном уровне, но в размерах, которых рассчитываются в рамках субъектовых программ. Разработка этого пакета также еще не завершена.
Кроме того, предусматриваются некие отдельные пакеты социальных гарантий для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации. Это отдельная часть работы, которые тоже, традиционно, пока еще только в планах.
И медицинское обслуживание регулируется пока только теми правовыми актами, которые есть.
Имеющиеся опасения по поводу того, что помощь государства вернувшимся на историческую родину приведет к росту социального напряжения в принимающих регионах, постаралась развеять Любовь Глебова. По ее словам, это исключено, так как компенсационный пакет, предоставляющийся переселенцам, в обязательном порядке уже имеет любой гражданин Российской Федерации. Переселенцы не получат ничего такого, что могло бы у кого-нибудь вызвать зависть.
«Россия, несомненно, не решила всех своих проблем. При этом так же несомненным является факт, что мы мощная, стабильно динамично развивающаяся страна. Сейчас даже наши соотечественники из Западной Европы потянулись домой, потому что в России появляются прекрасные возможности для бизнеса, науки, культуры, которые, кстати, несравненно выше, чем в странах Западной и Восточной Европы», - эта мысль в разных вариациях неоднократно декларировалась участниками конференции.
Программа находится только на стадии формирования и начнет свою работу со следующего года. Григорий Карасин полагает, что этот проект фактически означает лишь одно - он дает соотечественникам возможность рассчитывать на различные варианты в своей собственной жизни. Но поскольку существуют разные жизненные ситуации, в таких случаях потенциальные переселенцы должны знать, что, как запасной вариант, Россия предлагает им свою помощь:
- У каждого человека, у каждой семьи бывают совершенно разные обстоятельства. Преуспевающим людям, нашедшим свое место в жизни, естественно, нет смысла менять место жительства. А если у человека есть опасения за завтрашний день, если у него не устроена судьба, если нет уверенности за будущее своих детей, если он не видит перспектив, ему может прийти в голову мысль, что хорошо было бы попробовать начать все заново, в других условиях. И Россия сейчас такую возможность этим людям предоставляет. Человек теперь может выбрать, а свобода выбора - высшее проявление свободы человека.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |