Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
О реализации программы по поддержке соотечественников за рубежом размышляет один ветеранов движения по защите интересов российских соотечественников, член Совета соотечественников при Госдуме России всех созывов, Президент Славянского Фонда Киргизии. Материал был представлен на конференцию, прошедшую в Алма-Ате 15-16 сентября 2006г.
Валерий Вишневский
За прошедшие 15 лет после развала Союза ССР государственная политика России в отношении соотечественников за рубежом имеет свои достоинства и недостатки. Если до 1994 года практически не было никаких конструктивных действий по защите и поддержке русских и других российских соотечественников, не по своей воле, оказавшимся за пределами России, то после создания на учредительном съезде в Государственной Думе Совета соотечественников, прежде всего при поддержке комитета по делам СНГ, многих депутатов и патриотов, положено начало государственной политики по поддержке соотечественников. Депутаты и уполномоченные представители организаций российских соотечественников в странах СНГ и Балтии выступили с инициативой о принятии Закона о соотечественниках. Несмотря на «мягкую» блокировку принятия Закона РФ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» со стороны «правых» и «яблока» этот Закон в течение первых двух созывов Государственной Думы был разработан и принят, а в мае 1999 года был подписан Президентом России. После чего начала работать Федеральная программа поддержки соотечественников. Активную работу на региональном уровне по поддержке соотечественников проводит Правительство Москвы во главе с мэром Ю.М. Лужковым. В октябре 2001 года на конгрессе соотечественников в г. Москве впервые с соотечественниками встретился Президент России В.В. Путин и обозначил, что поддержка соотечественников является приоритетным направлением внешней и внутренней политики РФ.
Весьма отрадно, что Россия увеличивает ассигнования на Федеральную программу поддержки соотечественников.
Вместе с тем, в осуществлении этого важного дела имеются организационно-правовые издержки.
Фактически сразу же после принятия Федерального Закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» вместо корректировки Законов о гражданстве, об иностранных гражданах и др. в соответствии с принятым Законом, происходит обратное – выхолащивается принятый Госдумой и утверждённый Президентом Закон о соотечественниках. В результате принятый Закон не работает, что не позволяет бывшим гражданам СССР и их потомкам без проволочек принимать Российское гражданство и вернуться в Россию. В 2002 году ужесточается Закон о гражданстве и, несмотря на внесённые в Закон поправки Президента, сегодня не все соотечественники, проживающие в Киргизии, могут получить российское гражданство, не выезжая из страны. Имеются много фактов, когда наши соотечественники, проживавшие в 1992 году в соседнем Узбекистане или Казахстане, до сих пор имеют недействительные сегодня советские паспорта, вследствие чего не могут получить ни российское, ни киргизское гражданство, так как их заставляют чиновники отказываться соответственно от узбекского и казахского гражданства, которое они по личному волеизъявлению не принимали. В этих семьях есть уже совершеннолетние дети, которые по этой же цепочке правового беспредела не могут получить гражданство и не имеют паспортов, и как следствие множество вытекающих отсюда проблем. В целях реальной правовой поддержки соотечественников необходимо реанимировать выше указанный Закон о соотечественниках и привести в соответствие с ним другие Законы и подзаконные акты.
Необходимо создать правовые и материальные преференции для русских и других этнических соотечественников, возвращающихся в Россию, как это делают многие государства ближнего и дальнего зарубежья.
Следует возобновить работу Совета соотечественников при Госдуме России. Этот Совет проводил плодотворную работу не только на законодательном уровне, но и на исполнительном по различным вопросам, касающимся проблем соотечественников, и осуществления программы мер по поддержке соотечественников. Вместе с тем, он являлся информационно-аналитическим органом, дающим объективную информацию и оценку положения соотечественников. Его работа в партнёрстве с Госдумой и Правительством (в прошлом с Министерством национальной и региональной политики) давала положительные результаты.
Сегодня Совет соотечественников не возобновил свою работу в четвёртом созыве Государственной Думы, Миннац упразднён и на правительственном уровне работа с соотечественниками возложена на МИД, который делегировал в свою очередь эту важную работу в Посольства России в странах СНГ. Последние в силу объективных и субъективных причин не могут осуществлять её на уровне, обозначенном в Законе о соотечественниках. Самое главное, что сами соотечественники на Федеральном уровне вместе с бездействием Совета соотечественников как самая заинтересованная сторона выброшена из механизма реализации программы поддержки соотечественников. Что называется – вместе с водой выплеснули и дитя.
Раньше через Совет соотечественников и Министерство по делам национальностей вёлся мониторинг организаций соотечественников, определялись наиболее авторитетные работающие организации, через которые в партнёрстве с Комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы и Правительственной комиссией и контролем Посольства в странах СНГ осуществлялась программа поддержки соотечественников, то теперь не проводится анализ деятельности организаций соотечественников.
Посольство России в Киргизии не первый год выступает в качестве статистов, регистрируя десятки организаций без анализа их дееспособности, возможностей представлять интересы соотечественников и способность объективно реализовывать программу поддержки соотечественников. Среди работающих организаций неадекватно их численности, авторитету, объёму выполняемой работы Посольство распределяет квоты на материальную помощь, поездки в Россию и т.д. Уже становится очевидным, что больше квот у того, кто изображает деятельность, умеет сказать нужные слова нужным людям, а не больше работает. Не случайно появились факты, когда учебники – дар России продают на базаре, путёвки через нерадивые организации соотечественников продаются, и другое.
В качестве объективных причин следует отметить то, что дипломаты в Посольстве меняются каждые три года. Год, полтора они осваиваются, изучают ситуацию, и как только начинают разбираться в многообразии организаций соотечественников, а воды уже много утекло, да и через год пора ждать замену. Поэтому для успешной реализации Федеральной программы поддержки соотечественников целесообразно вернуться к забытому опыту и через Федеральный Центр, Правительственную комиссию, и Совет соотечественников, опираясь на проверенные и авторитетные организации соотечественников стран СНГ, осуществлять государственную политику в отношении соотечественников за рубежом.
Славянский Фонд Киргизии – один из старейших и массовых организаций российских соотечественников в Киргизии, созданный еще в советский период, имеет большой опыт работы, кадровые ресурсы и способность работать по многим направлениям (образование, культура, права человека, миграция и др.).
Мы считаем, что необходимо в дальнейшей работе по поддержке соотечественников использовать положительный опыт прошлых лет, сконцентрировав эту работу в постоянно действующем Федеральном центре, взаимодействующим с Советом соотечественников при Госдуме России.
В контексте реализации этой программы Посольство, на наш взгляд, должно осуществлять контрольно-информационные функции, работать со всеми организациями соотечественников, опираясь при этом на более опытные организации, обладающие ресурсом для осуществления программ поддержки соотечественников и имеющими республиканский масштаб работы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |