Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Представитель киргизского казачества: Если бы Россия сделала очень умную программу вывоза нас, выехали бы поголовно все.
15.09.2006, www.regnum.ru/news
Когда говорят, что из Киргизии выехали те, кто хотел уехать - это глубоко не верно. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил Войсковой старшина, начальник штаба Союза казаков Семиречья Киргизии Михаил Демченко в связи с обсуждением, сегодня, 15 сентября, в Алма-Ате, на Конференции российских соотечественников из стран Центральной Азии российской программы по содействию добровольному переселению соотечественников.
"Выехали богатенькие - те, кто могли уехать. Выехали те, кого родственники могли пригреть где-то. Выехали те, у кого дети осели в России. Основная масса осталась в Киргизии. Вот если сейчас будет принята новая редакция Конституции Киргизии, в которой нигде о русском языке упоминания нет, то будет массовая эмиграция. Лично я собираюсь выехать первым, потому что мне надо учить внуков, мне нужно где-то общаться на русском языке. Дело в том, что мы нация, которая не имеет гена самосохранения. Мы не хотим учить этот язык, у нас есть свой язык, и мы всегда довольствовались этим. Я не говорю о том, что нет программ по изучению киргизского языка, у нас внутри не заложено желание его изучать. Если бы Россия, зная, какое у нас качество образования, какой уровень жизни, сделала очень умную программу вывоза нас, выехали бы поголовно все. Должны решаться проблемы жилья, работы, пенсии. Если это все было бы решено, то тогда бы никаких препятствий для выезда не было бы. Нужно, чтобы нас расселяли в те места, где бы мы могли жить компактно, чтобы мы не были чужаками, ведь за эти 150 лет мы уже многие корешки на нашей родине, в России, потеряли, и у нас менталитет совершенно другой. Мы открыты, мы гостеприимны, мы более цивилизованы в Киргизии. Поэтому попасть в глухие российские деревни, попасть в пьянки - это не наше. Мы народ трудолюбивый, честный. Мы, казаки, самоорганизующий народ. Я представляю порядка тысячи казачьих семей", - отметил он.
В период 2007-2009 годов Хабаровский край примет около 1700 участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению проживающих за рубежом соотечественников и членов их семей.
Программа рассчитана на граждан из ближнего и дальнего зарубежья, трудоспособных, владеющих в первую очередь рабочими специальностями, а также для врачей, учителей, воспитателей дошкольных учреждений. Пенсионеры не в счет.
06.09.2006, http://dfo.og.ru
Григорий Ярмаркин, Константин Пронякин,
Направление на восток
Участники программы переселения и члены их семей будут иметь право приоритетного получения гражданства Российской Федерации, — говорит заместитель начальника федеральной миграционной службы (ФМС) по Хабаровскому краю Александр Бронников, подчеркивая, что в данный момент, по российскому законодательству, срок получения российского гражданства в большинстве случаев определен в пять лет.
Сейчас все ждут изменений, которые должны внести в законодательные акты, регулирующие процесс переселения. Территория Хабаровского края, как Приморского края и Амурской области, выбрана в качестве пилотных, то есть здесь впервые будет претворена в жизнь переселенческая программа.
По словам Александра Бронникова, гражданство и будет главной преференцией для переселенцев. Они получат компенсации за расходы на переезд к будущему месту проживания, единовременное пособие на обустройство (подъемные), в течение шести месяцев ежемесячное пособие при отсутствии работы, компенсационный пакет, включающий в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Согласно условиям добровольного переселения, рабочее место и территорию для переезда человек имеет право выбирать. Желающие выехать в Россию на постоянное место жительства должны обратиться в зарубежные представительства ФМС России или консульские учреждения и там под конкретную вакансию, после прохождения определенной процедуры отбора, будут выдавать свидетельства участника государственной программы.
На данный момент, в Хабаровском крае требуются пять тысяч вакансий — рабочих мест, но в связи с дефицитом краевого бюджета финансовых возможностей у правительства края для жилищного обустройства участников программы нет, поэтому ряд перспективных инвестиционных проектов из-за отсутствия жилья для работников не был включен в перечень проектов переселения первой очереди. На первом этапе в 2007-2009 годах планируют привлечь из стран СНГ 421 человека, не считая членов их семей, в 2007 году — 155 человек, в 2008 году — 146, в 2009 году — 120 человек.
Сколько нужно людей…
И ученые, и практики, и общественные деятели, и руководители субъектов Федерации едины в оценках развития Дальневосточного федерального округа: для освоения его богатств нужны люди. Демографический баланс уже давно имеет устойчивую отрицательную направленность. По данным статистики, в западные регионы России в 2004 году убыл 22401 дальневосточник, в прошлом году — 22278. Это при том, что из стран СНГ и Балтии на берега Тихого океана прибыли 1206 человек.
Коэффициент естественного прироста тоже минусовый. На тысячу населения он составляет минус 3,7. Только в республике Саха (Якутия) и на Чукотке прирост составляет плюс 4,2 и плюс 3,8.
По анализу центра стратегических разработок, как утверждает его директор Борис Терский, Дальнему Востоку на уже существующие производства нужны 1200 тысяч мужчин и женщин в возрасте от 20 до 50 лет. Но мужчин — не пьющих, ответственных и способных на тяжелую физическую работу — менее 200 тысяч.
Один из выходов для ускоренного экономического развития Дальнего Востока — открыть рынок для иностранной рабочей силы, прежде всего китайской.
Работодателю пока выгодно привлекать иностранных работников. Зарплата их в России на порядок ниже, чем средняя по стране, а для китайцев наши заработки очень высокие.
Они валят лес и получают в месяц пять-шесть тысяч рублей. За год копят пятьдесят тысяч рублей (это 14 тысяч юаней), приезжают на родину, строят дом и денег еще хватает на обучение детей. А что у нас можно купить на пятьдесят тысяч рублей? Вот когда будет заработная плата равна качеству нашей жизни, то и для китайцев у нас работы не будет.
— Если сравнивать численность мигрантов, то, конечно, сегодня число въехавших в край граждан КНР стабилизировалось, — продолжает Александр Бронников. — В 2002 году в Хабаровский край из КНР приехали 18183 человека, в 2003 — 14428, в 2004 году — 18242, в 2005 — 13461. Объяснение тут одно: ужесточение иммиграционного контроля, безвизовый туризм стал регламентируемым — стандартный строк пребывания туристов на территории края — 15 дней, осуществляется действенный контроль за турфирмами. Раньше китайцы по безвизовым путевкам оставались на год и более. А за оформление трудовой деятельности иностранных граждан в России работодателю надо платить четыре тысячи рублей за каждого.
...И каких специальностей
С этим тоже проблема в самом восточном регионе страны. Среднегодовая занятость с 1995 года снизилась на 139 тысяч человек. Неуклонно уменьшается число занятых в промышленности (в среднем по 14 тысяч в год) и сельском хозяйстве (темпы падения еще выше). Только в торговле, в финансовой сфере, образовании, культуре положение стабильно. Устойчивый рост занятых демонстрирует лишь сфера управление. За десять лет число чиновников со 154 тысяч увеличилось до 228 тысяч (2004 год). Заметим, что это было до последней муниципальной реформы. Сегодня число управленцев еще приросло. И немало.
Но, наверное, никто не ожидает, что приезжие по переселению люди займутся торговлей или их возьмут на работу в администрацию. В сфере обслуживания и так немало варягов, а в чиновники берут только своих, проверенных. Укоренившиеся дальневосточники не будут встречать переселенцев хлебом-солью. Сами жизнью недовольны.
Недавно проведенный в Приморье предвыборный опрос показал, что среднестатистический избиратель в раздражении может проголосовать за любого, кто предложит ясную и простую программу. В ней надо предусмотреть увеличение пенсий в три раза (до 75 процентов от уровня средней зарплаты в крае), создание 30 тысяч новых рабочих мест в ближайшие четыре года, выделение бесплатно муниципальных земель для индивидуальных застройщиков, отмену пошлин при ввозе японского автомобиля в Приморье. И если эту программу осуществить, то и наше отношение к отъезду из региона изменится в лучшую сторону. То есть все то, что нужно для привлечения переселенцев, не создано и для ныне живущих на этой земле.
Есть проблема и в избыточном для населения региона образно-инвестиционном потенциале. Сегодня при остром дефиците рабочих рук сто процентов выпускников школ могут поступить в вузы Дальнего Востока. А такой потребности в кадрах с высшим образованием в той структуре производства, которая имеется в регионе, нет.
— Высшая школа является ключевым ускоренным фактором, влияющим на миграционные потоки молодежи, — говорит директор центра стратегических разработок Михаил Терский. — Молодежь уезжает с Дальнего Востока. Имея диплом, копать лопатой не хотят, а работу по профилю найти не могут.
С другой стороны, получать за тяжелую работу даже тридцать тысяч рублей и жить в самом дорогом, малокомфортном регионе страны с тяжелыми климатическими условиями, часто из-за дороговизны билетов не имея возможности вылететь на запад, как здесь говорят, имея в виду среднюю полосу России, желающих немного. Но эта проблема уже общегосударственная.
На что рассчитывать переселенцам?
Составляя программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, правительство Хабаровского края запросило у районных администраций прогнозный расчет в рабочих кадрах.
Большинство из них в графе «Жилищное обустройство» указало только наличие общежития (о его комфортности скромно умолчим). Даже для крайне необходимого в школе села Константиновка учителя физики в районе могут себе позволить выделить неблагоустроенное жилье. В Комсомольском районе специалисты могут рассчитывать на беспроцентную ссуду от предприятия (с оговоркой: после прохождения испытательного срока). В Вяземском районе предполагаемым переселенцам (агрономам, инженерам, животноводам) могут предложить жилье, которое требует капитального ремонта.
Руководители городских муниципалитетов крайне осторожно могут рекомендовать переселенцу пожить в гостинице или общежитии. Причем не всегда это будет комната, а просто койко-место. Значит, заветного калача из жилья для заманивания переселенцев при существующей политике не получается.
А что с тем длинным рублем, который долгие послевоенные годы служил притягательной силой для тех, кто, покидая домашний уют, мчался за туманом и за запахом тайги? Правда, таежных запах имеет несколько горьковатый оттенок лесных пожаров, но туман-то остался. Во всем. В том числе и в зарплате. В приводимой ниже таблице туман этот несколько рассеивается.
Как можно заметить, зарплата не так велика и от среднероссийской отличается ненамного. И это с учетом действующих в регионе повышающих коэффициентов, которые от двадцати процентов в южных районах доходят до ста на Чукотке или в Якутии.
А вся зарплата уходит на потребительские нужды, отложить на будущую квартиру или на поездку в отпуск не представляется возможным. Если вернуться к тому же документу с предложениями для переселенцев от муниципалитетов Хабаровского края, то в нем в графе «Предлагаемая зарплата» стоит цифра ничуть не больше средних доходов. Николаевские руководители (напомним, действуют льготы, предусмотренные для регионов, приравненных к районам Крайнего Севера) предлагают рабочим зарплату в десять тысяч рублей. Кто позарится на такой длинный рубль?
До 2012 г. в Калужскую область планируется привлечь на работу более 92 тыс трудовых мигрантов.
14.09.2006, www.regnum.ru/news
14 сентября в представительстве правительства Калужской области в Москве состоялся выездной семинар членов общественного совета по координации деятельности национальных общественных объединений при губернаторе области, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Как сообщил заместитель министра сельского хозяйства Калужской области Александр Васютин, область принимает участие в реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, утвержденной президентом РФ в июне 2006 г. "Для Калужской области особенно актуально увеличение объема рабочей силы в агропромышленном секторе, не в последнюю очередь в целях реализации соответствующего приоритетного национального проекта", - подчеркнул Васютин. "Программа является одним из направлений решения демографической проблемы, - добавил он. - В настоящее время в регионе наблюдается сложная демографическая ситуация, которая характеризуется отрицательной динамикой численности постоянного населения, в том числе трудоспособного возраста". На протяжении последних пяти лет в области наблюдается устойчивый процесс депопуляции, население сократилось более чем на 40 тыс человек. Низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности обуславливают естественную убыль населения. В сельской местности смертность более чем втрое превышает рождаемость. С учетом этого требуется покрытие дефицита рабочей силы, и программа по привлечению мигрантов и содействию переселению соотечественников - важное направление работы областных властей, отметил замминистра. Потребности в рабочей силе в промышленном секторе области составляют 21 тыс человек, в транспорте и связи - 2 тыс, в строительстве - 7,3 тыс, в торговле и общепите - 6,6 тыс, в ЖКХ - 4,4 тыс, в других областях - более 12 тыс. В связи с этим Калужская область - регион, активно участвующий в программе трудовой миграции.
По словам Васютина, основными принципами оказания содействия являются финансовая обеспеченность мероприятий программы, доступность информации об участии в программе, предоставление жилья и работы переселенцам, образовательных услуг, здравоохранения и т.д. Предполагаемые объемы финансирования: 6 млрд 875 млн рублей для переселения, в том числе 2,9 млрд из федерального бюджета. Программа рассчитана на два этапа: 2006-2009 гг. и 2009-2012 гг. Финансовое обеспечение программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, а также регионального и местных бюджетов, а также за счет участия юридических и физических лиц, отметил Васютин. В настоящее время разработаны проекты переселения в г. Калугу, сельскую местность, Обнинск и Ворсино (два последних региона - крупные промышленные зоны). Предполагается, что с 2007 до 2009 г. будет переселено 22 тыс человек, а до 2012 г. - более 92 тыс человек. На данный момент АПК области предоставляет 600 вакансий, добавил Александр Васютин.
Кроме того, по его словам, в ближайшие годы планируется в рамках реализации национального проекта модернизировать технику, привлечь современные технологии в область. В этих целях уже осваивается 420 млн рублей. В 2007 году будет 1 млрд 400 млн рублей, в первую очередь для развития животноводства.
По словам и.о. начальника отдела иммиграции управления ФМС по Калужской области Марины Дониной, Калужская область всегда была привлекательна для трудовых мигрантов, есть и останется таковой. В 2004 году в область на работу приехало более 19 тыс иностранных граждан, в 2005 г. - примерно на 1 тыс больше. "Мы заинтересованы в легальной миграции, чтобы жители области понимали, что приезжие находятся здесь с добрыми намерениями, - подчеркнула Донина. - С 1 января 2007 г. порядок регистрации упростится, что позволит большему количеству иностранных граждан нормально жить и работать в регионе".
Как, в свою очередь, подчеркнул член Калужского землячества в Москве, краевед Владимир Соловьев, Калужская область "издавна была много национальной, на ее территории всегда было братство и родство представителей разных народов". В сегодняшних условиях, отметил Соловьев, на территории области важно создавать и поддерживать благожелательную, стабильную обстановку для всех, кто там живет и работает.
Для российских соотечественников в Таджикистане программа добровольного переселения явно запоздала, заявил в беседе с коррреспондентом ИА REGNUM Председатель Союза соотечественников России в Таджикистане, заместитель директора института истории, археологии и этнографии АН РТ Виктор Дубовицкий.
14.09.2006, www.regnum.ru/news
По его словам, из примерно 500 тысяч российских соотечественников, которые проживали в Таджикистане на начало 90-х годов, за предыдущие 15 лет более 90 процентов соотечественников самостоятельно, без какой-либо программы, покинули Таджикистан. "В настоящее время в республике осталось порядка 45-50 тысяч. В значительной степени, это старики, люди пенсионного возраста. Количество работоспособной молодежи, особенно квалифицированные строительные и технические кадры, которые, согласно данной программе, нужны в различных регионах России, среди соотечественников в Таджикистане очень и очень незначительное. Реализация этой программы основывается на миграции работающего человека, обладающего специальностью, и только с ним могут выехать престарелые родители и несовершеннолетние дети. А таковых среди соотечественников в Таджикистане очень мало", - считает Дубовицкий.
Председатель Союза соотечественников России в Таджикистане также отметил, что если трактовать понятие соотечественник расширительно, как человека, которому близка русская культура, владеющего русским языком и желающего работать на благо России, то таковых в Таджикистане будет сотни тысяч людей, коренных среднеазиатских национальностей. "Если даже брать ежегодные данные по маятниковой миграции граждан Таджикистана в Россиию - цифры колеблятся от 400 тысяч до 1,5 миллионов человек. Это и есть миграционный потенциал из Таджикистана. Если в России будет предоставлена возможность не только для заработка, но и возможности для приобретения жилья, получения гражданства, стабильная работа в определенных отраслях промышленности и сельского хозяйства, то большая часть из этих людей и составят миграционный потенциал", - сказал Дубовицкий.
Эксперт считает, что граждане Таджикистана также имеют и преимущества в вопросах миграции. "Так как начиная с 1996 года многие граждане этой страны имеют двойное с Россиией гражданство. Это обстоятельство существенно облегчает решение проблем миграции для граждан Таджикистана по сравнению с другими странами региона, как Узбекистан, Киргизия или Туркменистан. Но Союз соотечественников России в Таджикистане не работает с этой категориией населения", - сказал Дубовицкий. Он также заявил, что сам поддерживает процесс миграции коренных национальностей в Российскую Федерацию. "Будут выезжать те люди, которые надеятся получить улучшение своего материального положения. Для них эта программа - хорошая возможность, и я буду рад, если у них все получится. Это положительный момент".
Вместе с тем, Дубовицкий отметил: "Как руководитель организации соотечественников, могу сказать, что такого рода организации создавались и ориентировались на улучшение условий существования соотечественников здесь, на месте. Одновременно велась работа по укреплению связей с этнической родиной - Россией. Российская диаспора в Таджикистане всегда видела себя в качестве моста между двумя странами. Поэтому меня, конечно, не радует то, что даже остатки наших соотечественников покидают Таджикистан. Это обеднит связи между Таджикистаном и Россией, в значительной степени снизит влияние русского языка среди местного населения", - сказал Дубовицкий.
Председатель Союза соотечественников России в Таджикистане также сказал, что не планирует покидать эту страну. "В течение последних 15 лет у меня таких возможностей было множество. И в рамках реализации этой программы я не покину Таджикистан. Я буду жить и работать здесь, в Таджикистане. Это мой долг перед моей родиной - Таджикистаном и Россией", - сказал Дубовицкий корреспонденту ИА REGNUM.
Российские эксперты о перспективах реализации плана Путина по отношению к русским мигрантам из РК.
В дискуссии участвуют:
Леонид Гусев - сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД РФ (Москва).
Ярослав Бутаков – эксперт Института национальной стратегии (Москва).
Александр Собянин - руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества (Москва).
Юрий Филиппов – эксперт ИАЦ МГУ (Москва).
Наталья Харитонова – эксперт ИАЦ МГУ (Москва).
09.09.2006, http://centrasia.org/newsA
1. Насколько реальна перспектива реализации плана Путина по отношению к русским мигрантам из РК?
Л.Гусев:
В настоящее время нет каких-либо документов, которые на юридическом уровне определяли бы понятие "соотечественник". Нет этого и в международном праве. Кроме того, было определено этим планом несколько "пилотных" областей для приема соотечественников, но, насколько я знаю, даже там нет полной готовности к приему людей, особенно с семьями. Поэтому этот план требует серьезной доработки.
.Филиппов:
Прежде всего, я полагаю, что план по привлечению соотечественников из ближнего зарубежья в Россию, озвученный В. Путиным, ориентирован на ту их часть, которая проживает, прежде всего, в странах со значительными экономическими проблемами, где условия жизни "выталкивают" активную часть русскоязычного населения за границу. По-моему мнению, это Таджикистан и Узбекистан. Кроме того, в этих республиках существует проблемы этнического и социокультурного характера, делающие жизнь русскоязычных граждан совсем не простой.
Ситуация в Казахстане, в целом, иная. Экономическое развитие республики идет по восходящей, отношение к русскоязычному населению официальных властей можно определить, как толерантное. Полагаю, что миграция применительно к РК возможна, в основном, из пограничных областей, население которых имеет давние связи с Россией – экономические, политические и даже семейные.
Н.Харитонова:
На мой взгляд, это не более чем новый пиар-ход российских властей. Да, действительно есть указ Президента РФ о Межведомственной комиссии от 1 августа этого года, утвержден состав этой комиссии, есть даже распоряжение правительства об утверждении типовой программы субъекта РФ, т.е. на бумаге все вроде бы в порядке. Главное, что появление каждого из этих документов в СМИ декларируется как первый шаг на пути реализации плана. Однако, думается, когда дело дойдет до реальной практики, все окажется не таким уж радужным. Здесь не мешает вспомнить как в свое время российские власти "переселяли" своих же военнослужащих из стран бывшего соцлагеря (живая картинка – "палатки на снегу"). Но, в любом случае, такие политические "амбиции" наших властей, думается, положительно скажутся на имидже России. Что касается наших соотечественников в РК, то если отток и будет, он будет незначителен, и его состав будет примерно однороден по социальному положению/статусу. При этом не исключено, что, в итоге, процент "возвращенцев" окажется достаточно высоким.
Я.Бутаков:
Объявление Программы содействия добровольному переселению соотечественников приведет к некоторому возрастанию числа желающих выехать из РК в РФ на ПМЖ. Однако это число будет недостаточным ни для того, чтобы кардинально переломить в лучшую сторону демографическую ситуацию в проблемных регионах РФ, ни для того, чтобы серьезно негативным образом сказаться на экономике Казахстана.
А.Собянин:
В вопросе кроется ключевая ошибка - речь идет не о русских, а о соотечественниках. Сделав эту ошибку, мы закладываем некорректные нюансы во все дальнейшие вопросы.
В Указе Президента РФ от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" не говорится о возвращении именно русских или, скажем, славян. Написано - "соотечественники". Считаю, что столь распространенная ошибка связана с тем, что в 1990-е годы сформировался некий стереотип восприятия соотечественников. Но обращаю внимание - стереотипы понятия "соотечественник" 1990-х годов не будут определяющими.
По подсчетам специалистов по трудовой миграции из Минрегионразвития, Международной Организации труда, ряда московских исследовательских центров, даже с учетом представителей других национальностей (казахов, киргизов, армян и т.д.) количество потенциальных мигрантов в Россию будет недостаточным. Поэтому будут брать всех, кто будет подходить под требования путинского Указа и правительственных постановлений, если они принимают гражданство РФ и будут соблюдать российские законы. Хотя по факту, безусловно, русским и славянам будет отдаваться предпочтение.
По Вашему вопросу о реализации, дело движется даже быстрее, чем мы в АПС прогнозировали в начале июля. Указ Президента РФ от 01.08.2006 № 814 "Вопросы Межведомственной Комиссии по реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" определяет состав высших федеральных чиновников, ответственных за реализацию программы переселения соотечественников в Россию. Теперь есть с кого спрашивать и к кому обращаться.
Распоряжением Правительства РФ от 24.08.2006 № 1172-р утверждена "Типовая программа субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". Это означает, что прошло всего два месяца, а уже появился практический инструмент для реализации путинских решений по трудовой миграции. Теперь отдельный субъект Федерации может по своему усмотрению принимать эту программу, закладывать в нее свое финансирование и договариваться с Минфином и Минэкономразвития РФ о софинансировании из федерального бюджета.
В дальнейшем таких рабочих инструментов будет больше, в том числе сугубо региональных. Калининградская область, например, уже вовсю лоббирует себе квоту в 600 тысяч трудовых мигрантов. Столько не дадут, но как первопроходцам, квоту дадут в любом случае большую.
2. Существует ли возможность препятствования казахстанскими властями выезда русских в Россию согласно плану Путина?
Л.Гусев:
Я не думаю, что будут чиниться откровенные препятствия и ставиться заслоны на отъезд русских в Россию, но будут на местах делаться попытки, например, такого плана - будут пытаться выкупить квартиры и дома по очень низким ценам. Они в Казахстане итак значительно меньше, чем в России, но местные власти будут стремиться еще больше занизить цену.
Ю.Филиппов:
Массовое переселение, тем более сопровождающееся шумной кампанией в прессе и электронных СМИ, по моему мнению, не состоится. Российские власти не только не заинтересованы в неизбежном в таком случае ухудшении отношений с властями государств-соседей, но просто не готовы к приему и размещению большого количества мигрантов. Скорее, тезисы, озвученные В.В.Путиным, следует рассматривать как определенный знак того, что Россия готова упростить законодательные и административные процедуры адаптации трудовых мигрантов, но не более того.
Н.Харитонова:
Безусловно, такая возможность есть. В Казахстане существует значительная нехватка рабочих рук, и это признается на официальном уровне. Особенно если учесть, что значительный процент трудоспособного русскоязычного населения традиционно являются "технарями". Остается надеяться, что казахстанские власти в своем стремлении сдержать отток рабочих рук, изберут стратегию пряника, а не кнута.
Я.Бутаков:
Тем не менее, в отдельных случаях можно ожидать препятствования выезду, причем не только со стороны властей, но и со стороны казахского населения, поощряемого властями.
Русские, желающие выехать, могут столкнуться с невозможностью продать по рыночной стоимости свою недвижимость и вывезти свое движимое имущество. Подобная обстановка имела место в начале 90-х гг.
А.Собянин:
На сегодня официальная позиция казахстанских чиновников - искусственных препятствий оказываться не будет. Она уже неоднократно озвучивалась. Но я бы хотел добавить от себя. Во-первых, уровень миграции именно русских из Казахстана будет очень небольшим. Казахстан - единственная страна СНГ, где уровень зарплат близок к российскому, и даже выше уровня отдельных субъектов РФ.
Во-вторых, русские в Казахстане находятся в средней и выше средней нишах по зарплатам, а по уровню социального позиционирования практически всегда в средних нишах, если речь идет о больших городах. Русские в Казахстане в подавляющем большинстве своем живут либо в историческом Семиречье и на Рудном Алтае, либо на севере Казахстана. И там, и там это исторические территории проживания русского этноса и ждать оттуда массового отъезда в чистое поле было бы просто несерьезно. Я подчеркну - в чистое поле, в тундру и тайгу. Это после благословенных полей и садов Казахстана?
В-третьих, максимальную финансовую и иную поддержку получат лишь те переселенцы, которые поедут в выделенные федеральным центром как приоритетные регионы России. В первую очередь в Якутию, Бурятию, Читинскую область, в другие регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, на Северо-Западе - в Калининградскую область, которая имеет самую большую потенциальную квоту на переселенцев. А те, кто поедут на Урал, в регионы Центрального и Северо-Западного округов, получат денег мало. Те, кто поедет в Москву или Санкт-Петербург, в Екатеринбург или Волгоград, в другие города-миллионники, вообще не получат финансовой поддержки. Единственное, что они получат - беспрепятственное получение российского гражданства.
Так что опасения некоторых казахских чиновников беспочвенны.
Зато пропущена реальная опасность - что в Россию поедут этнические казахи, которые, в отличие от русских на востоке и севере Казахстана, готовы ради получения финансовой поддержки ехать работать в далекую Северо-Восточную Сибирь. Почему опасность? Потому что при этом подразумевается принятие российского гражданства.
И мы увидим - в Россию едут высокообразованные и мобильные казахи, а в Казахстан едут менее образованные оралманы из Китая, этнические киргизы и узбеки. Т.е. мы увидим не уменьшение населения Казахстана, а небольшое, действительно совсем небольшое, снижение качества казахстанских трудовых ресурсов. Общее направление антропотока – из Синьцзяна и стран Средней Азии, через Казахстан, в Россию.
3. Насколько отток населения с территории Казахстана окажет влияние на экономику, научный и образовательный потенциал республики?
Л.Гусев:
Да, я считаю, что отток русского и русскоязычного населения негативно скажется на экономике, научном и образовательном потенциале республики. В настоящее время в Казахстане, это нужно признать, еще не подготовлено достаточно кадров из казахского населения. Я знаю, что во многие вузы Казахстана приглашаются специалисты из России для преподавания предметов на разные темы, а также большое количество казахских студентов учится в российских вузах.
Ю.Филиппов:
Массовые миграции, особенно когда речь идет о трудоспособном населении, всегда оказывают влияние на экономику и социальную сферу государства. В случае если наблюдается отток населения, это имеет негативные последствия, которые проявляются в средне- и долгосрочной перспективе.
Н.Харитонова:
Если все же отток будет значительным, что достаточно сомнительно, то это действительно окажет негативное влияние и на экономику, и на научный и образовательный потенциал республики, по крайней мере, на начальном этапе. Однако, с другой стороны, это стало бы импульсом для интенсификации профессиональной подготовки этнических казахов, или, к примеру, в вопросе повышения финансирования образовательной сферы, расширению образовательных программ и т.п.
Я.Бутаков:
Как я уже сказал, по всем вышеописанным причинам, отток населения из РК не будет настолько значительным, чтобы оказать большое негативное воздействие на РК. Если же казахстанские власти не смогут удержать большую часть рвущихся в РФ, это сделают российские власти. Декларации - одно, а реальные дела - совсем другое. РФ по-прежнему останется не очень привлекательной страной для русскоязычных переселенцев - в этом постарается российская бюрократия. Кроме того, РФ не заинтересована в серьезном ослаблении Казахстана. Так что, если, сверх ожиданий властей обоих государств, поток репатриантов примет угрожающий для экономики РК (да и РФ) характер, он неизбежно будет откорректирован совместными усилиями с обеих сторон.
А.Собянин:
Крайне незначительное. Страхи надуманы и преувеличены.
Темпы развития не нефтяных отраслей промышленности в Казахстане таковы, что любой возможный ущерб от отъезда образованных русских и казахов в Россию будет быстро минимизирован различными средствами - "Болашак", приезд из России высококвалифицированных специалистов (я лично такой небольшой тренд наблюдаю в нескольких отраслях), национальные программы высшего образования.
Кроме того, почему-то упускается из виду мощнейший потенциал создания совместных российско-казахстанских и евразийских (больших по составу, чем компании из России и Казахстана) компаний. Причем обратите внимание в каких отраслях - авиакосмическая отрасль, строительство атомных реакторов, обогащение урана для поставок на мировой уровень, нефте- и газохимия, телекоммуникационная отрасль (я имею в виду не сотовые компании, а софтверные и сервисные), автомобильное и нефтегазовое машиностроение.
О каком же снижении уровня казахстанских специалистов может идти речь?! Уран обогащать требует специалистов на порядок квалифицированнее, чем нефть добывать.
Проблема надуманная, так сказать, "на злобу дня" надо перестраховаться. Если для кого она и актуальная, так это для Киргизии и Таджикистана, но не для Казахстана. И скорее мы увидим рост научного и образовательного потенциала казахстанских трудовых ресурсов. Мы не увидим даже количественного снижения, т.к. рождаемость в Казахстане по сравнению с Россией намного выше. Россия приближается к кризису "демографических ножниц" высокой смертности и низкой рождаемости, а Казахстан растет в населении все последние годы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |