Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Руслан Харабуа
Ниже приводится текст доклада на международной конференции «Абхазия в контексте безопасности и развития региона», состоявшейся в Пицунде 19-20 сентября 2006 года.
Не вызывает сомнений, что актуальность урегулирования конфликтов на пространстве СНГ приобретает все большее значение не только для участников конфликта, но и для всех вовлеченных в процесс его разрешения. Вместе с тем, идет бескомпромиссная борьба, не только, среди конфликтующих сторон. Разворачивается жесткое противостояние между посредниками и содействующими сторонами. Стремление установить геополитический контроль над территориями конфликтующих сторон является основной причиной их противоборства. Основополагающие нормы и принципы урегулирования конфликтов служат всего лишь поводом в большой геополитической игре. Так урегулирование грузино-абхазского конфликта, впрочем, как и все остальные конфликты на пространстве СНГ, находится под влиянием взаимоотношений двух стран, США и России, принимающих активное в урегулировании конфликта. Абхазия, как и Грузия, стали заложниками геополитического противостояния. Сложно определить степень заложничества, кто более зависим, а кто менее. Такое положение вызывает обеспокоенность населения Абхазии, которое надеется на справедливое решение конфликта.
Можно сколько угодно говорить о силе одного и слабости другого и кто возьмет верх в этой ситуации, однако, с уверенностью можно сказать, что в данном процессе безопасность Абхазии находится в прямой зависимости от противостояния держав.
Не секрет, что столкновение принципов территориальной целостности и принципа права наций на самоопределение является благодатной почвой для реализации собственных геополитических интересов великих держав. Ориентация и зависимость Тбилиси от Запада (если быть точнее от США), а Сухума от Москвы, проявляют существующие противоречия и стали доминантой окончательного урегулирования конфликта. Национальные интересы России и США в полной мере отражают суть происходящего. Для России в международной сфере они заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира. Национальные же интересы США не допускают создания многополярного мира, отстаивают сохранение роли гегемона на международной сцене.
Не является открытием то, что постсоветское пространство находится в сфере интересов США. Если, до конца 90-х годов прошлого века, США не форсировали события связанные с урегулированием конфликта, то в последние годы они уделяют конфликтам все более пристальное внимание. По всей вероятности это можно связать с тем, что до периода начала правления Путина, Вашингтон не сомневался в том, что они сумеют стать единоличными лидерами в некогда двуполярном мире. Появление новой реальной силы, очертание и формирование ростков многополярности, а также категорическое желание взять под свой контроль все энергоресурсы, послужили очередным импульсом в активизации США в данном направлении и не только.
Нет сомнений в том, что США намерены лишить Россию влияния в традиционной зоне российских интересов, оттеснив Москву от урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве для более полного контроля бывших союзных территорий. Не стал исключением и конфликт между Грузией и Абхазией. В этом направлении Грузией, руководимой США, проводятся активные действия по вытеснению миротворческих сил России.
Геополитическое противоборство незримо присутствовало на протяжений всего конфликта. Очевидно, что взаимоотношения Вашингтона и Москвы носят характер стратегического партнерства по различным вопросам. Оба государства имеют общие цели в том, что касается угроз глобальной безопасности. При всем своем желании демонстрировать стратегическое партнерство, они, каждый по своему, проявляют интерес в разрешении конфликта. В Вашингтоне полагают, что Россия проявляет агрессивность в отношении Грузии, которая является, по их мнению, приверженцем демократических ценностей. Не секрет, что, отстаивая интересы Грузии, США в большей степени, осуществляют, свои внешнеполитические первостепенной важности цели и задачи. Несомненно, то, что Вашингтон намерен создать своего рода некий плацдарм, и совсем не обязательно военный, для дальнейшей экспансии и наступления на Россию по всем направлениям. Но для американцев приоритетом остаются энергомаршруты – нефтепровод, и последующая прокладка газопровода. Можно сказать, что на этом зиждется вся подоплека взаимоотношений России и США.
США придает особое значение источникам энергии и готовы сотрудничать с любой не демократической страной, лишь бы в ней нашлись месторождения энергоносителей или эта страна могла бы беспрепятственно осуществлять контроль над их прохождением по своей территории в интересах США. В свою очередь, сегодня, Россия нацелена на основную роль в решении конфликта тем самым, пытаясь вернуть себе утраченные позиции.
Несмотря на трудности переходного периода, быстрое усиление страны на внешнеполитической сцене и превращение в самостоятельного игрока, нарушило многие планы администрации Белого дома. Экономический рост создал базу для гораздо более уверенной внешней политики. Россия, принимая условия игры, не остается в стороне от реализации своих стратегических целей и задач и намерена отстоять свое влияние в традиционной зоне своих интересов. На данном этапе, Россия прагматично, используя экономические рычаги начинает строить свои взаимоотношения со странами СНГ и не только. Предпринимая такие действия, Россия осуществляет свои цели сообразно ее интересам и усилия Москвы направлены на возрождение былой мощи.
Конфликт между Грузией и Абхазией будет тлеть еще очень долго. Отношения между сторонами дошли до такого уровня, что точка нахождения консенсуса превратилась в “точку невозврата”. Вернуться к прежним взаимоотношениям между Грузией и Абхазией, даже на момент начала войны, невозможно.
В конфликте между Грузией и Абхазией военно-стратегический компонент стал определяющим. Скорее всего, это связано, с тем, что США были бы не против применить силу, или же склоняются к применению таковой, однако в силу различных причин Вашингтон не готов и не желает использовать свои собственные силы, осознают всю пагубность ситуации, в случае развития такого сценария.
Конфликтующие стороны, не без поддержки США и России, пытаются реализовать свои главные цели. Стороны проявляют решительную готовность в осуществлении поставленных перед руководством этих республик задач. Но данные цели и задачи как нельзя, кстати, идут в фарватере интересов Америки и России. Тиски геополитического противоборства все больше сужают возможности урегулирования конфликта.
Несмотря на существующие разногласия и геополитические интересы США и России в вопросе урегулирования конфликта между Грузией и Абхазией, Вашингтон отдает себе отчет в том, что Россия играет большую роль в процессе разрешения конфликта. В этой связи хотелось бы отметить один факт, который, на мой взгляд, заслуживает внимания. Президент США в своем интервью на саммите Большой восьмерки в Санкт-Петербурге, касаясь вопроса вступления Грузии в НАТО, отметил, что “в интересах НАТО принимать страны, придерживающиеся власти закона и рыночной экономики, страну демократическую, страну, допускающую публичное инакомыслие и свободу прессы”. Далее он отметил, «не факт, что Грузия вступит в НАТО». Тем самым президент США дал понять, что Вашингтон не намерен портить вконец, из-за Грузии, американо-российские отношения. И все же Америка упорно настроена на вовлечение Грузии в НАТО, причем, явно руководствуясь, как представляется, в гораздо большей степени соображениями политической, нежели стратегической целесообразности. Цель этих действий - укрепить ее независимость и демократию путем вовлечения в некий западный клуб.
И все же, США будет использовать испорченные взаимоотношения Грузии и России, по крайней мере, они это будут делать до тех пор, пока окончательно не убедятся в том, что Россия сумела закрепиться в этом регионе. Россия же, нацелена на углубление сотрудничества с Абхазией для сохранения безопасности своих южных рубежей, что в свою очередь отвечает интересам населения этой республики.
Исчезновение СССР, рост Европы, создание реальной конкуренции, соответственно ведут пока еще к незначительному повороту от безусловной поддержки Вашингтоном еврообъединения, на ее ограничение. Несомненно, то, что и США и Европа не желают господства России на политическом и экономическом рынках.
Сейчас американцы играют на то, чтобы ослабить процесс европейской интеграции, особенно в военно-политической сфере. Они не хотят, чтобы Европа стала игроком мирового класса. Хотя они, естественно, не хотят и того, чтобы Европа развалилась, поскольку Европа – стабильнейший союзник, с которым американцев объединяет общая история и общие ценности.
Наблюдая за тем, как Америка выстраивает свои взаимоотношения в современном мире с европейскими странами и странами СНГ, учитывая, что Вашингтон, решая свои внешнеполитические вопросы, все больше сосредотачивается, на новой Европе, можно отметить, что идет постепенное изменение и снижение роли в формировании европейского влияния на геополитические процессы. США активно используют наработанные и приобретенные со временем рычаги влияния. Из-за притока множества новых членов в Европейские структуры, Евросообщество все больше отвечает интересам Белого дома. Вашингтон прилагает усилия направленные на формирование неких сил из отдельных стран, в том числе некоторых стран СНГ, которые в будущем, по мнению, Белого дома, должны составить костяк для дальнейшего осуществления планов США на пространстве СНГ. Особое внимание уделяется организации ГУАМ, члены которой не скрывают свое недовольство чрезмерной ролью России. Их заявление о создании миротворческих сил ГУАМ, есть ни что иное, как выражение точки зрения Вашингтона, для последующего ослабления миротворческой миссии России.
Европа и НАТО все еще сохраняющие стратегические внешнеполитические взаимоотношения с Америкой, рассматриваются Вашингтоном, в большей степени, военно-политический альянс, как организация по привлечению, обучению, а также улучшению взаимодействия в военной сфере некоторых членов Содружества.
Представители же старой Европы не готовы мириться с ролью наблюдателя. Следует отметить, что Грузия, которая до последнего времени рвалась в Европейское сообщество, выбрала в качестве основного направления, исключительно, интеграцию с НАТО. Да и сами представители Европейских структур не готовы видеть Грузию в Евросообществе. Как заявил верховный представитель по общей внешней политике и политике безопасности Евросоюза Хавьер Солана, ЕС пока не будет предлагать Грузии, впрочем, как и Украине присоединиться к нему.
Предоставление Грузии членства в НАТО выглядит в глазах части европейских элит этакой привлекательной альтернативой. НАТО в данной ситуации будет не путем к Евросоюзу, а его заменой. Однако в своем недавнем заявлении президент Франции выразил мнение, что увеличение количества членов НАТО следует приостановить.
Учитывая, что США не скрывают, своего желания видеть Грузию в качестве члена НАТО. Они четко выстраивают свои отношения со странами-партнерами, которые отвечают требованиям их интересов. Грузия же на Кавказе играет основную роль в проведении внешнеполитических приоритетов США и служит территорией способной, по мнению Вашингтона, обеспечить стабильность в энергопоставках. Более того, она будет защищена от геополитического влияния России. Вашингтон будет наращивать усилия в скорейшем принятии Грузии в НАТО. Однако неурегулированность взаимоотношений Грузии с Абхазией, пребывание российских миротворческих сил в зоне конфликта, а также ряд других проблем являются серьезным препятствием для решения вопроса. Вашингтон будет стремиться интенсифицировать процесс урегулирования. Штаты проявляют заинтересованность в мирном разрешении конфликта между Грузией и Абхазией, так как, этот вопрос находится в прямой зависимости от будущего состояния безопасности энергомаршрута и членства Грузии в НАТО. Однако они не исключают, вариант и не мирного развития конфликта, что может вызвать провокационные действия со стороны их подопечных.
Необходимо отметить, что важным элементом системы национальной безопасности Абхазии выступает правильная идентификация и классификация угроз национальным интересам страны. Таковых, к сожалению, более чем достаточно. Укрепление роли государства в осуществлении внутренней политики послужит точкой отсчета для решения многих вопросов внешней политики. Множественность проблем, внутреннего характера, которые требуют решения, отягощены вопросами, связанными с особенностями внешнеполитического процесса.
Следует отметить, что Россия, придерживаясь принципа территориальной целостности, с одной стороны, с другой стороны не отрицает возможность осуществления принципа права наций на самоопределение, тем самым дает надежду Абхазии в осуществлении своей цели. Такая позиция существенным образом оказывает влияние на противоборствующие стороны. Заявляя приверженность принципу территориальной целостности Грузии, Россия не оставляет надежды на укрепление своих позиции в регионе, и в будущем не намерена ослаблять свое влияние на Грузию.
Хотел бы предложить вашему вниманию рассмотреть возможные варианты развития ситуации. Предположим, что в случае усиления России, она, что не исключено, воспользуется этим и окажет давление на Абхазию с целью ее дальнейшего вхождения в состав Грузии, на тот момент уже находящейся в сфере влияния России. Рассмотрим другой вариант не менее безрадостный, ослабление России, также негативно отразится на Абхазии. Слабая же Россия не сумеет противостоять мощным натискам Запада, и в первую очередь США, давление на Абхазию в этом случае, многократно возрастет. Сложно сказать какой вариант предпочтительней для Абхазии, наверное, все-таки сильная Россия, сумела бы отстоять интересы Абхазии. И при этом желательно, чтобы Грузия реализовала бы свои планы по полной интеграции с Западом. Учитывая данные варианты развития ситуации, внешнеполитические связи Абхазии не должны быть, связаны только с одной Россией. Принимая во внимание существующие проблемы и сложности, руководству Абхазии не мешало бы диверсифицировать внешнеполитический процесс. Для республики имеет особое значение выстраивание грамотной внешнеполитической политики не только с помощью России, но также с привлечением других дружественных ей стран. Истинные друзья Абхазии и в самой России, несомненно, поддержат такие действия.
Рассмотрим еще один вариант развития ситуации, которым может воспользоваться уже Белый дом. Окончательным разрывом взаимоотношений Тбилиси с Москвой станет выход Грузии из состава СНГ. В этом случае Грузия снимает с себя все обязательства принятые ею, будучи членом Содружества. В свою очередь Россия также освобождается от всех своих обязательств и может признать Абхазию в качестве независимого государства, с последующим вводом своего воинского контингента, но уже не в качестве миротворческих сил, а по приглашению абхазского руководства, для защиты Абхазии. Однако такой вариант развития ситуации, как представляется, маловероятен, Грузия не станет спешить с выходом из СНГ.
Также следует обратить внимание непосредственно на вариант решения проблемы Косова. Урегулирование этой проблемы, независимо от того, как будет решен данный конфликт, не следует привязывать по разным причинам, к грузино-абхазскому конфликту. Согласен с тем, что в случае признания Косово – это будет неким прецедентом для придания официального статуса в качестве государства непризнанным республикам на территории СНГ. Наивно было бы полагать, что последующее ожидание признания Абхазии наступит вскоре после этого, скорее всего, последуют очередные провокационные действия со стороны Грузии направляемой США, как это происходит на данном этапе. Заявление руководства России о том, что косовское урегулирование конфликта, должно стать универсальным для остальных конфликтов, направлено на будущее бесспорное признание не только Абхазии, а также и других непризнанных республик на пространстве СНГ.
Руководство Абхазии должно вслух говорить о своих опасениях и не бояться этого. Только сильная и стабильная Россия вполне способна отстоять интересы непризнанных республик, однако то внешнее противодействие, которое оказывают ей некоторые страны Запада, и в первую очередь США, вызывают справедливые опасения у представителей этих образований.
Исходя из этих позиции, и в первую очередь, учитывая интересы России, власти Абхазии не должны забывать о прошлом, принимать во внимание настоящее, для обеспечения безопасности будущего Абхазии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |