Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Тбилиси готовит антироссийскую резолюцию в ООН

21.09.2006. KM.ru

Игорь Коновалов

Стало известно о том, что президент Грузии выступит на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая будет проходить в Нью-Йорке с 18 по 24 сентября. В преддверии этого события Михаил Саакашвили недвусмысленно дал понять, что целью его визита является принятие резолюции, осуждающей руководство Абхазии и Южной Осетии (а также всех сочувствующих им третьих стран) в их стремлении обрести государственный суверенитет и независимость от Грузии. По мнению политологов, за весьма туманным пассажем насчет того, что «мы не намерены больше мириться с несправедливостью, с пренебрежением прав Грузии, с утверждением, что белое — это черное, что какие-то бандиты и грабители из-за чьих-то интересов ущемляют интересы нашей плоти и крови, наших граждан всех национальностей» скрывается более чем прозрачный выпад в адрес России в ее стремлении найти мирное решение территориальных конфликтов в Закавказье. Российский МИД выступил категорически против рассмотрения на сессии Генассамблеи резолюции ООН о затянувшихся конфликтах на территории постсоветского пространства, обосновывая свою позицию недопустимостью «политизации проблематики конфликтов и задействования для этого формата Генассамблеи».

Рассмотрение вопроса о территориальных конфликтах в Грузии на очередной сессии Генассамблеи ООН в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров.

- Какие цели преследует Саакашвили?

- На мой взгляд, они вполне очевидны — еще более обострить данный вопрос, а также вытеснить из процесса мирного урегулирования Россию, вынеся его на широкое международное обсуждение. Хотя известно, что этот вопрос уже неоднократно обсуждался в Совете Безопасности ООН. То есть Объединенные Нации уже давно вовлечены в его решение. Однако Саакашвили хочет сделать этот вопрос предметом широкого обсуждения именно на Генассамблее ООН, где Россия не имеет права вето. И, судя по всему, он будет добиваться того, чтобы по итогам рассмотрения была принята какая-то резолюция, осуждающая действия России и, напротив, поддерживающая Тбилиси. Я считаю, что наша дипломатия «проморгала» этот момент. Видимо, мидовцы очень понадеялись на свои возможности в ООН и думали, что России удастся заблокировать его. Однако для того чтобы это стало возможным, надо было действовать более активно. И сейчас к этому подключают значительное количество государств (в первую очередь, представители ЕС, США и их сателлитов). Нашим дипломатам в ответ надо было создать фронт из нескольких государств, которые заинтересованы в решении аналогичных конфликтов с альтернативной точки зрения. Например, Турцию волнует проблема Северного Кипра (который также должен получить независимость). Много таких государств в Африке. Или, например, Албания, которая заинтересована в том, чтобы Косово отделилось от Сербии. То есть можно было бы создать некий контрфронт против Саакашвили. Конечно, эти государства и так вряд ли поддержат инициативу Саакашвили. Но было бы гораздо лучше, если бы голосование в ООН проходило не в режиме «свободного полета», а организовывалось при активном участии РФ. Потому что когда заранее проведены консультации и расписаны роли, совместные действия могут быть гораздо эффективнее. Тогда Саакашвили, быть может, вообще пожалел бы о том, что вынес этот вопрос на обсуждение Генассамблеи ООН. Безусловно, сейчас можно с уверенностью говорить о том, что он получит безоговорочную поддержку Запада в этом вопросе. Поэтому, пока до этого события еще остается несколько дней, надо заранее попытаться принять меры. В принципе, это было бы достаточно несложно.

- А какие последствия мог бы иметь неблагоприятный для России и самих непризнанных республик Закавказья вариант резолюции Генассамблеи ООН по этому вопросу?

- Конечно, ничего конкретно она не определяет. Допустим, по израильско-палестинскому конфликту за все время были приняты десятки резолюций ООН. Однако большинство из них просто игнорируется сторонами конфликта. По существу резолюции носят рекомендательный характер. С другой стороны, к ним можно апеллировать в том смысле, что они отражают мировое общественное мнение. И потом будет очень удобно на него ссылаться. Чтобы не допустить принятия однозначно антиабхазской и антиосетинской резолюции, надо их публично разоблачить. К тому же Грузия вообще не имеет права муссировать какие-либо вопросы в ООН, учитывая, что она уже давно не платит взносы в эту организацию. Видимо, секретариат ООН пошел им навстречу в этом вопросе. Скорее всего при лоббировании этого решения США, которое, надо сказать, совершенно незаконно. С этим тоже следует разобраться. Так или иначе, действия нашего МИДа, к сожалению, будут носить не превентивный, а реактивный характер. Ну, видимо, его чиновники считают, что обсуждение грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов это для России менее важно, чем ситуация в Ливане. Сейчас представители нашей миссии в ООН «сломя голову» носятся по коридорам российского представительства при ООН в Нью-Йорке и решают вопрос ближневосточного урегулирования. Это, конечно, хорошо, но не надо забывать и о том, что происходит под самым нашим носом в странах СНГ. Тем более что лоббируемое решение Грузией может нанести ущерб нашим интересам в Закавказье.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ