Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
15.09.2006. Республика (Казахстан)
Мухамеджан Адилов
«Великие князья» и «бояре» из близкого окружения способны отстаивать свои интересы даже перед «царем»
Не только чиновная Астана, все государственные служащие страны замерли в ожидании перемен. То, о чем шептались в кабинетах и коридорах с начала этого года, становится реальностью – на открытии осенней сессии парламента Нурсултан НАЗАРБАЕВ озвучил свои планы по модернизации и совершенствованию госаппарата.
Сокращение числа чиновников на 30% означает, что под гильотину увольнений попадет каждый третий. В то же время обещание, что экономия пойдет на увеличение зарплат уцелевшим, утешение слабое: перестройку-то еще надо пережить. Не меньше сегодня нервничают и те, кто занимает политические должности, – перечень их также подлежит усекновению, следовательно, сохранить хорошее кресло будет еще труднее.
Кто чиновника ужинает, тот им и вертит
Но если стратегическая и политическая ценность мер, озвученных президентом на совместном заседании Мажилиса и Сената, сомнительна, то их морально-мобилизующее воздействие на государственных служащих несомненно. Это все равно, что насильно напоить тонизирующим напитком всех чиновников.
А поскольку никак не завершится кампания по борьбе с коррупцией, в ходе которой многие ведомства несут неожиданные и при прочих условиях невозможные кадровые потери, то в совокупности все это заставляет государственный аппарат мобилизоваться и демонстрировать свою полезность, эффективность и результативность. Чего, видимо, и добивается Нурсултан Абишевич.
Поскольку «аппаратное землетрясение» носит искусственный характер и осуществляется сверху, все ждут перестановок в высшем эшелоне власти – в частности, кто станет или останется спикером Сената, премьер-министром и руководителем президентской администрации. В зависимости от того, как разместятся «звезды» на политическом небосклоне, лягут карты карьеры и судьбы более мелким чиновникам.
Спекуляций на тему перестановок по стране ходит великое множество. Все знают точно, кого и куда назначат, вот только никто не может поручиться, что сбудется его версия. Лично же мне представляется, что никто, включая Нурсултана Назарбаева – главного архитектора и прораба перестройки государственной машины, точно не знает новой расстановки людей.
Только наивные люди, далекие от политики, не знакомые с расстановкой сил в верхушке страны, историей и принципами функционирования государственного аппарата, представляют Нурсултана Абишевича всемогущим и способным на любое волюнтаристское решение человеком.
Да, такое было в первые годы независимости, когда элитные группировки только складывались, были слабы материально и кадрово, не имели большого опыта междуусобной борьбы. Теперь все изменилось. «Великие князья» и «бояре» из окружения Нурсултана Абишевича сильно окрепли, нарастили всевозможные мускулы и способны отстаивать свои интересы даже перед «царем».
Но самое главное – изменился государственный аппарат. Многие годы работы в условиях ущемления карьерных чиновников в угоду политическим назначенцам привели к тому, что государственников среди госслужащих осталось совсем немного, зато их сменили в большом количестве люди, готовые примкнуть к любой группировке, которая их подберет и за это отплатит.
Другими словами, чиновники, призванные реализовывать и обслуживать функции государственного управления, превратились в ландскнехтов – наемных солдат, готовых своевременно переметнуться на сторону более сильного и преследующие в первую очередь свои личные интересы, затем интересы группы и только потом всех остальных, включая главу государства.
Одних сократят – придут другие
Думаю, своим великолепным политическим «нюхом» Нурсултан Назарбаев учуял, что потерял контроль над госаппаратом, который перешел к «великим князьям» и «боярам», и для восстановления статус-кво решил осуществить программу модернизации и совершенствования государственной службы. Если это так, то становится понятной логика его действий. А то, что нам представляется малоценным с общегосударственной и общенациональной точки зрения, оказывается принципиальным, жизненно важным для отдельно взятого «царя».
Кстати, схема возвращения госаппарата под контроль очень любопытна. Нурсултан Абишевич начал эту работу с национальных компаний. В 2005-2006 годах туда первыми вице-президентами было отправлено множество людей, на первый взгляд не имевших никакого опыта работы по профилю возглавляемых ими акционерных обществ, зато обладающих большим опытом работы на высоких государственных постах, лично преданных главе государства и не аффилированных с «великими князьями» и «боярами», контролировавшими эти структуры.
Затем настало время правительства. Двуглавое правительство – когда премьер-министру помогает единственный заместитель, равный и, возможно, даже превосходящий его по важности исполняемых функций и возможности влиять на первое лицо государства, – видимо, не временное решение, а постоянная схема. И она может быть широко распространена вниз.
Назарбаев уже объявил об этом. Ибо кто такие статс-секретари министерств, как не воспроизведение Карима Масимова только с другим статусом, задачами и правами? Назначаются они, как и он, по предложению Администрации президента, слабо подчиняются своим непосредственным начальникам и имеют куда большее, нежели они, влияние на аппарат.
Ирония заключается в том, что, сокращая возможности своего окружения влиять на чиновников, Нурсултан Абишевич сильно увеличивает возможности того человека, который возглавляет его аппарат. Думаю, что такой опытный политик, как первый президент, это прекрасно понимает. Поэтому в Администрации президента наверняка будут заместители, равные руководителю.
Таким образом, количество ключевых должностей увеличится почти вдвое – премьер-министр, его единственный заместитель, руководитель Администрации президента, его первый заместитель, курирующий кадры, включая статс-секретарей, и спикеры Сената и Мажилиса. Именно это обстоятельство, по моему мнению, не учитывают многие прогнозисты и предсказатели кадровых рокировок.
Что на чашах весов?
Нет смысла обсуждать возможных претендентов на ту или иную должность. До последнего момента, а им является даже не подписание указа президента о назначении, а его опубликование, глава государства находится под прессингом окружения, которое проталкивает своих людей и блокирует кандидатов конкурентов.
Задача Назарбаева – скомпоновать руководство важнейших центров власти таким образом, чтобы последние, во-первых, были работоспособны, во-вторых, принципиальные и важнейшие решения выносили на рассмотрение главы государства, в-третьих, не конфликтовали друг с другом сверх меры, в-четвертых, информировали о действиях друг друга.
Задача это не просто сложная, а практически не имеющая решения. Поэтому компромисс, достигнутый на момент подписания указов о назначениях, нарушается буквально на следующий день. В результате приходится небольшими кадровыми перестановками постоянно поддерживать статус-кво между «великими князьями» и «боярами». Как мудро заметил сам Нурсултан Абишевич по этому поводу, каждым своим решением он получает одного сторонника и кучу недовольных.
Кадровые решения президента должны учесть нынешний баланс сил, который сильно качнулся в сторону Тимура КУЛИБАЕВА и его старого соратника Карима Масимова, а также в сторону Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА.
Если, к примеру, нынешний руководитель Администрации президента станет премьер-министром, а Масимов сохранит пост вице-премьера, значит, Назарбаев решил ограничить усиление группы среднего зятя. Если же Масимов возглавит правительство, а Джаксыбеков останется во главе Администрации президента, это будет, возможно, означать, что «нефтяного принца» допускают на ближайшие подступы к власти.
То есть баланс власти можно представить в виде весов с несколькими чашами, связанными между собой скрытой системой рычагов с переменными значениями передачи усилий, на которые Назарбаев то ставит, то снимает политические фигуры с различной массой и ускорением в надежде добиться в итоге нулевого значения.
Впереди новый цикл
Предстоящие перестановки продемонстрируют нам баланс сил после завершения политического кризиса, начавшегося осенью 2001 года созданием ДВК и закончившегося президентскими выборами 2005 года и смертью Алтынбека Сарсенбаева.
И уже сейчас можно сказать его результат: две группы, доминировавшие до 2001 года, – Рахата АЛИЕВА – Дариги НАЗАРБАЕВОЙ и Нуртая АБЫКАЕВА – потерпели крупное поражение и теперь отброшены от эпицентра власти. Их место заняли группы Тимура Кулибаева – Карима Масимова и Адильбека Джаксыбекова.
Происходящие процессы закономерны и отражают ход эволюции и развития элитных группировок, смены поколений во власти. Впереди нас ждет новый политический цикл, особенность которого заключается в том, что президентские полномочия Нурсултана Назарбаева истекают, как, впрочем, и его время.
То есть на повестку дня неумолимо встает вопрос о преемнике. С этой точки зрения идея Рахата Алиева ввести наследственную конституционную монархию – это попытка заскочить на ступеньки уходящего вагона, но, увы, запоздалая. Против нее будут не только общественность, демократическая оппозиция, но и самые влиятельные на сегодняшний день элитные группы, которые, может быть, и готовы бы были поднять Назарбаева на белой кошме, но прекрасно понимают, что за край ее могут зацепиться совсем не те, кто их устраивает.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |