Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Gazetasng.ru,
24 сентября 2002

Подводные камни каспийских договоренностей

Александр Орлов

Визит Гейдара Алиева в Москву и подписание соглашения о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря единодушно расценивается не только как новый этап в развитии российско-азербайджанских отношений, но и как перелом в долгом и болезненном процессе разделения Каспия. В самом деле, учитывая предыдущие соглашения с Казахстаном, получается соотношение 3 к 2, что вроде бы подразумевает, что Иран и Туркмения остаются в меньшинстве и вынуждены будут пойти на компромисс.

Общий благодушный тон визита, публичное распитие шампанского перед телекамерой, заверения в вечной дружбе и приверженности общим интересам, бесчисленные личные комплименты президентов, казалось бы, не оставляют сомнений в радужности перспектив будущего освоения ресурсов Каспийского моря. Однако именно подчеркнутая "розовость" визита, а также поспешность, с которой сразу после закладки фундамента трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан поехал в Москву Гейдар Алиев, невольно порождают вопрос: а так ли уж безоблачна ситуация на самом деле, так ли уж легко может разрешиться сложная ситуация, в которой переплетены геополитические и экономические интересы даже не пяти, а куда большего количества государств? Если вспомнить всю подноготную Каспийской проблемы, то очевидно, что клубок этот не столь просто распутать и показной оптимизм президентов - не более, чем обыкновенный пиар. В самом деле, кто и что стоит за Азербайджаном? Турция - в первую очередь. Турция, за которой, естественно, США. США, которые, естественно, стремятся к расширению собственного влияния в регионе Южного Кавказа и Центральной Азии, и соответственно, снижению тем самым зоны и степени влияния стратегического партнерства Ирана и России. Кроме того, Турции вряд ли придется по вкусу сближение Москвы и Баку, что в прошлом неоднократно становилось поводом для критики в адрес "младшего брата" - Азербайджана.

Еще год назад вокруг вопроса о правовом статусе Каспия между Тегераном и Баку и между Баку и Ашхабадом неоднократно разгорались громкие скандалы, в которых, кстати, позиция мирового сообщества и заинтересованных стран была далеко неоднозначна. Если учесть отношения России с Ираном, который является стратегическим партнером Москвы в этом регионе, а также последнее развитие событий в ракурсе отношений США с Ираном и Ираком и строительство Основного экспортного трубопровода в обход России, то понятно, что подводные камни с подписанием российско-азербайджанского соглашения не исчезнут. Если добавить сюда и личные проблемы Алиева, более всего озабоченного сейчас вопросом престолонаследия, то ситуация станет еще более запутанной.

С учетом всего сказанного, позиция России на первый взгляд выглядит странной: получается, что развитие событий идет по заокеанскому сценарию и Москва послушно следует в его фарватере. Скорее же всего, эта позиция не столь однозначна: вряд ли Москва столь легко согласится на "предательство" Ирана, что, помимо всего прочего, означает шаг к забвению собственных геополитических и экономических интересов в регионе. На фоне ситуации в Панкиси и продолжающегося обострения российско-грузинских отношений в это верится с трудом. Да, Россия может быть весьма заинтересована в укреплении отношений с Азербайджаном, но едва ли станет платить за это столь высокую цену.

Словом, лучезарные улыбки президентов вряд ли способны оградить их от неизбежных в будущем проблем, связанных с Каспием. Политика может выглядеть лучезарной только перед телекамерой, за кулисами же она просто прагматична и многосложна - там не до улыбок.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ