Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Патронов и снарядов не жалеть

13 - 19 сентября 2006. Военно-промышленный курьер

Аброр Аскаров, Алексей Матвеев

И.Каримов не скупится на финансирование армии

В связи со вступлением Узбекистана в ОДКБ неизбежно встанет вопрос, каким военным потенциалом располагает эта страна, занимающая особое положение в Центральной Азии. Она имеет третий после Казахстана и Туркмении валовой внутренний продукт (15,5 млрд. долл. в 2006 г.) и первое место по численности населения - более 25 млн. человек. У президента Ислама Каримова также самая большая в регионе армия - около 68 тыс. военнослужащих. А по военным расходам от ВВП Узбекистан лидирует на постсоветском пространстве - 5,2% (для сравнения: в РФ они составляют 2,8 % от ВВП).

В то же время в Узбекистане складывается сложная социально-политическая обстановка. Несмотря на определенные успехи в экономике, в республике, где средний возраст половины населения составляет менее 20 лет, большинство людей живет очень бедно. Сдерживать ситуацию бессменному лидеру страны Исламу Каримову помогает, как считают многие аналитики, военно-репрессивный аппарат.

Только на армию в 2006 г. будет затрачено более 800 млн. долларов. Это очень большие расходы. Но уже очевиден факт, что за постсоветское 15-летие Ислам Каримов, почти не имея национальных военных кадров, построил, скажем прямо, относительно дееспособный и современный военный организм. В чем это выражается?

Узбекская армия считается одной из самых боеспособных в Центральной Азии.

АНТИМЯТЕЖНАЯ АРМИЯ

После распада СССР в Узбекистане была создана широкая законодательная база, позволявшая проводить военную реформу. Официально национальная армия образовалась спустя всего месяц после беловежских событий. Днем рождения Вооруженных Сил считается день 14 января 1992 г., когда постановлением республиканского Верховного Совета все воинские части и учреждения, находящиеся на территории страны, были взяты под юрисдикцию Узбекистана (хотя формально еще целых полгода существовал Туркестанский военный округ, который финансировала Москва). Лишь 3 июля 1992 г. - после официального отказа российского Генштаба от руководства ТуркВО - Ислам Каримов издал указ, согласно которому Министерство по делам обороны преобразовалось в Министерство обороны Республики Узбекистан. В этот же день Верховным Советом республики был утвержден текст военной присяги и порядок ее принятия.

Позже появились законы "Об обороне", "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" и "Об альтернативной службе", создавшие правовую основу для деятельности национальной армии. Правовой статус Вооруженных Сил был окончательно закреплен в принятой 8 декабря 1992 г. Конституции. Ее статья 125 гласит: "Вооруженные Силы Республики Узбекистан создаются для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Узбекистан, мирной жизни и безопасности ее населения. Структура и организация Вооруженных Сил определяется законом". Статья 126 уточняет: "Республика Узбекистан содержит Вооруженные Силы для обеспечения своей безопасности на уровне необходимой достаточности".

Что это означает на практике, показали андижанские события в мае 2005 г., когда армейские подразделения участвовали в подавлении инициированного извне "мятежа исламских боевиков". После этих событий США и другие страны Запада обвинили узбекское руководство в геноциде собственного народа и ввели против страны санкции. Однако в России, которая, как известно, тоже использовала армию для восстановления конституционного порядка в Чечне, оценивают эти события по-другому. Так или иначе, но узбекские армия и Внутренние войска показали в Андижане свою дееспособность, чего не скажешь, к примеру, о киргизской армии, не сумевшей чуть ранее, в апреле 2005 г., отстоять президентскую власть Аскара Акаева.

БЕЗ ГВАРДИИ, НО СО СПЕЦНАЗОМ

Руководство Узбекистана сумело развить систему подготовки военных кадров. Оставшиеся после распада СССР на территории республики Ташкентское общевойсковое, Ташкентское танковое и Самаркандское автомобильное высшие военные училища стали многопрофильными. На базе Ташкентского электротехнического института был образован специальный факультет по подготовке офицеров-связистов. 20 июня 1994 г. создается Джизакское высшее военное авиационное училище. Наконец, 2 сентября 1995 г. начала свою работу первая в Центральной Азии Академия Вооруженных Сил.

Руководство Узбекистана довольно грамотно провело военно-административную реформу. В 1998 г., когда талибы вышли к южной границе Узбекистана, в стране в кратчайшие сроки была произведена масштабная передислокация частей и подразделений на наиболее опасные направления. В войсках Министерства обороны были созданы военные округа: Восточный (штаб в г. Фергана), Юго-западный особый (г. Карши), Северо-западный (г. Нукус), Центральный (г. Джизак) и чуть позже - Ташкентский военный округ (г. Ташкент). В Пограничных войсках СНБ появились пограничные регионы, во Внутренних войсках - территориальные соединения, практически вписавшиеся в границы военных округов. На основе опытных учений была проведена разработка и апробирование новых организационно-штатных структур воинских частей и подразделений. Войска ПВО и ВВС объединяются в единый вид Вооруженных Сил.

В целях повышения боевой готовности Вооруженных Сил, их способности в мирное время оперативно и эффективно решать боевые задачи по обеспечению безопасности и территориальной целостности страны весной 1998 г. принимается решение о создании подразделений сил специальных операций, укомплектованных только профессиональными военнослужащими. В том же году расформировывается национальная гвардия.

Осенью 2000 г. было принято принципиальное решение о разделении функций Объединенного штаба Вооруженных Сил и Министерства обороны. При этом Объединенный штаб наделяется статусом единого командного органа Вооруженных Сил по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности страны. Министерство обороны стало государственным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и административное управление подведомственными войсками и обеспечивающим проведение государственной политики в области обороны и военного строительства. На МО возлагаются задачи оснащения войск современным вооружением, военной техникой и материально-техническими средствами, осуществления программы международного военного сотрудничества, обеспечения призыва и подготовки кадров, в том числе резервистов для Вооруженных Сил.

Как видим, реформа Минобороны и войск позволила создать новую организационно-штатную структуру частей и подразделений ВС Узбекистана: округ-бригада-батальон-взвод-группа-экипаж (расчет). Эта система, по мнению узбекских военных, позволяет как вести эффективные боевые действия против регулярных войск вероятного противника (тогда под ним подразумевались в первую очередь войска движения "Талибан"), так и выполнять принципиально новые боевые задачи - поиск, блокирование и уничтожение диверсионно-террористических групп и бандформирований. При этом считается, что основным тактическим подразделением и мобильной, самодостаточной боевой единицей в Вооруженных Силах Узбекистана стал батальон.

Новым шагом по противодействию существующим угрозам безопасности страны со стороны международных террористов стало формирование в 2004 г. при Министерстве обороны так называемого "Корпуса по борьбе с терроризмом".

Но это еще не все. Узбекистан, как и Россия, поставил цель формирования в своих ВС профессиональных подразделений. Но здесь упор сделан на подготовку в первую очередь "профи"-сержантов. В 2000-2001 гг. создаются школы подготовки сержантов в военных округах. Это принципиально новые военно-учебные заведения, призванные обеспечить при подготовке и переподготовке младшего командного состава его ведущую роль в достижении высокой боевой готовности и боеспособности войск.

Изменение состава и структуры Вооруженных Сил, переход к комплектованию войск на контрактной основе, введение новых видов военной службы, создание качественно нового института сержантов закреплены в новом "Положении о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан". Сегодня служба военнослужащих по контракту - офицеров, сержантов и рядовых - строится на основе договора с государством. При этом материальное стимулирование службы довольно сильное. Офицер и сержант-"профи" - это самые высокооплачиваемые профессии в Узбекистане. При этом учитывается региональный фактор. Сержант-контрактник, несущий службу в отдаленном гарнизоне, вполне может получать намного больше, чем полковник в Ташкенте.

КТО НЕ СЛУЖИТ, ТОТ ПЛАТИТ

Руководство Узбекистана сумело решить и проблемы, связанные со значительным избытком призывных ресурсов в стране. В советские времена, как известно, около 300 тыс. узбеков проходили службу в ВС СССР. Такая "орава", конечно, нынешней национальной армии не нужна. Поэтому Ислам Каримов, чтобы "задействовать" призывную молодежь (как в свое время это было сделано и в Китае), ввел видоизмененную трудовую армию путем призыва юношей на альтернативную государственную службу. При этом солдатский труд используется не только в стройбатах, но и в сельском хозяйстве - в специально созданных для этого госхозах. Это помогает значительно снизить издержки для снабжения армии продовольствием.

В 2003 г. срок срочной службы в Вооруженных Силах был сокращен с 18 до 12 месяцев. Это позволило осуществлять призыв путем конкурсного отбора. Причем совместно с Государственным центром тестирования, занимающимся подготовкой тестов для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Поэтому Вооруженные Силы сегодня комплектуются относительно подготовленными юношами, имеющими высокую физическую закалку и интеллектуальные качества. Но даже если учитывать контингент альтернативной службы, в Узбекистане оставалась значительная часть молодых людей, не задействованная для обороны страны. Поэтому, чтобы у всех молодых граждан были "равные условия для выполнения своего конституционного долга", создается совершенно новый вид военной службы - служба в мобилизационном призывном резерве (МПР). С июля 2003 г. началось проведение сборов граждан, зачисленных в МПР. Каждый зачисленный на новый вид службы должен внести на специальный счет сумму, равную 27,5 размера минимального оклада (чуть больше 200 долларов). Этим он не только оплачивает свое содержание на сборах, но и дает возможность повысить уровень материального обеспечения солдат срочной службы.

* * *

Вот лишь некоторые шаги, которые провело узбекское руководство для повышения дееспособности своих Вооруженных Сил. В настоящий момент самая насущная для узбекской армии проблема - необходимость перевооружения войск. Восстановление своего членства в ОДКБ и подписание с РФ Договора о союзнических отношениях дает Ташкенту шанс сделать это на льготных условиях с помощью российского ОПК.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ