Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Любовь и голуби

15.09.2006. Время (Казахстан)

Тимур Тулегенов

В Туркмении уже нет балета и цирка, зато все еще есть Главный драматический театр имени Сапармурата Туркменбаши Великого, который инсценирует пьесы самого отца всех туркмен.

На днях плоды искусства Великого подданные сердара продемонстрировали в рамках I Международного театрального фестиваля стран Центральной Азии, прошедшего в Алматы.

Островский считал национальный театр инструментом самосовершенствования нации. Обличил пороки общества на сцене - и вроде как народу легче стало. А что делать, если пороков нет? Если в стране царит полная нирвана?

Ответ напрашивается сам собой: надо беспощадно обличать достоинства. Однако великий вождь не пошел по этому очевидному пути, самолично сочинив очень конфликтную пьесу "Голубь".

Постановка состоит из нескольких остросюжетных зарисовок, взятых прямо из жизни простого народа. Вот, например, некто хочет принести своего сына в жертву Богу, потому что Всевышний пожелал этого.

Простой до гениальности перевод на русский язык еще сильнее усугубляет драматический накал постановки:

- Ты мой птенец, я твой отец. Пришел тебе конец, о, мой птенец!

Но птенец не боится "конец", поэтому начинает танцевать народный туркменский танец. Зал взрывается аплодисментами.

Следующая мизансцена, оправдывающая название "Голубь", посвящена двум пернатым: самому голубю и голодному соколу. Птица мира залетает к святому и просит укрыть ее от хищника:

- "Я умру, птенцы умрут, животы свои порвут. Дай, Али, ты мне приют!

Али отвечает:

- Кто искал себе приют, тот найдет всегда уют!

Но ведь в жизни народа так просто все не бывает. И вслед за голубем влетает сокол:

- Али, я тоже прав. У меня от Бога хищный нрав.

Али в замешательстве. И в конце концов решает отрезать кусок мяса со своего бедра, чтобы утолить голод хищника. Туркменский танец, аплодисменты. "Закадровый" голос задается вопросом автора пьесы: почему в мире царит такая вот ужасная несправедливость?

И нет ему ответа. Да и что могли ответить отцу блаженной Туркмении обитатели процветающего Казахстана на такой вопрос не по адресу? Мы за весь мир, погрязший в несправедливости, отвечать не можем.

А вот поаплодировать за всех - запросто.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ