Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
GazetaSNG,
18 сентября 2002
Алексей Балиев
Российско-грузинские отношения периодически обостряются то из-за Абхазии, то из-за баз террористов на севере Грузии. Чем чаще возникают такие эксцессы, тем больше активизируется военно-политическое присутствие США и НАТО в этой закавказской стране. Похоже, до конца 2002 г. многие районы Грузии окажутся под опекой американцев и их союзников - в первую очередь, благодаря недавнему ультиматуму со стороны Москвы. Не для кого не секрет, что темпы сближения Тбилиси с Западом в военно-политической и экономической сферах, прямо пропорциональны темпам ухудшения российско-грузинских отношений. Например, в 1995 г., когда Грузия подписала специальную программу партнерства с НАТО, предусматривающую, в частности, постоянное присутствие военно-морских сил альянса в грузинских портах "в случае необходимости", Россия начала свертывать переговоры о сооружении газопровода в Турцию транзитом через Грузию и Армению. А ведь эта артерия смогла бы бессрочно "привязать" Тбилиси с Ереваном к геополитическим и внешнеэкономическим интересам России - по аналогии с транзитными нефтепроводами через страны Балтии.
Во второй половине 90-х западные нефтяные и финансовые корпорации окончательно "присоединили" Грузию к известному нефтетранзитному проекту Баку - Джейхан, который обеспечит грузинской казне 100-120 миллионов "нефтетранзитных" долларов в год. Но в то же самое время Россия фактически законсервировала переговоры о сооружении стальной магистрали через главный Кавказский хребет - Владикавказ - Тбилиси, которую намечалось построить еще в первой половине 70-х, затем к середине 80-х годов. А ведь эта артерия могла бы разблокировать Транскавказский контейнерный мост, созданный в 60-х годах, но бездействующий со времени армяно-азербайджанского конфликта. Зато сегодня Грузия завершает переговоры о прямом железнодорожном сообщении с Турцией (через Ахалцихе - Ахалкалаки).
Крупные месторождения энергетического угля и марганца (Ткибули, Ткварчели, Чиатура) на севере Грузии остались невостребованными соседними российскими регионами, где сохраняется высокий уровень дефицита топлива и металосырья. Ведь ситуация Чечне фактически "выключила" нефтепереработку (причем мощности это отрасли в Чечне были самыми высокотехнологичными в бывшем СССР) из российской, особенно северокавказской экономики. Прерваны были несколько лет назад и переговоры о создании совместных лечебно-оздоровительных и туристических комплексов в Бакуриани, Амбастумани, Боржоми, Цхалтубо, Кобулети, Палеостоми, Батуми.
Между тем в прошлом году Грузию приняли во Всемирную торговую организацию (ВТО) в статусе "страны с развивающейся переходной экономикой". Это означает, что в отношении грузинских товаров нельзя вводить высокие (т.е. защитные) импортные пошлины, вынуждать Тбилиси расплачиваться собственностью за внешние долги, которые, вдобавок, нужно постепенно прощать. В такой ситуации неудивительно, что, например, периодическое отключение Грузии от российской электроэнергии или от поставок газа из РФ (опять же, за грузинские долги) осуждается и Соединенными Штатами, и той же ВТО. А это, в свою очередь, усложняет и без того непростые переговоры России с ВТО.
Включение же всего азовско-черноморского региона в сферу ответственности южноевропейского командования войск США в 1998 г. закрепило западное присутствие в Грузии. К тому же весной 2002 г. Вашингтон и Тбилиси согласовали программу ускоренного сближения Грузии с НАТО. В частности, бывшие "советско-российские" военные базы там (Ахалкалаки, Вазиани, Батуми) уже переводятся под стандарты НАТО с помощью США, Турции и Великобритании. Кстати, Россия почему-то не заручилась обязательством Грузии не передавать базы войскам НАТО.
Заметим, что летом текущего года США заявили о возможности обеспечить международную защиту транзитных нефтегазовых артерий и крупных портов в Закавказье, включая нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, прилегающий район к трассе азербайджано-грузино-турецкого газопровода, а также терминалы в Батуми и Поти. Лишь в августе 2002 г. некоторые российские и турецкие фирмы согласовали проект нефтепровода вдоль черноморского побережья (Новороссийск-Туапсе - Сухуми - Поти - Батуми - Восточная Турция), но, опять-таки, обострение российско-грузинских отношений поставило эту идею, мягко говоря, под вопрос. И в то же самое время так называемый "Транскавказский энергетический консорциум" (ТЭК), созданный в Лондоне в 1994 г. (после отделения российского Прикаспия от РФ) американскими, британскими, арабскими и турецкими фирмами, а также финансовыми структурами зарубежной чеченской и ингушской диаспоры, разработал проект транзита дагестанской и чечено-ингушской нефти через черноморские порты Грузии. Главные же советники и, по сути, идеологи ТЭКа - небезызвестные Збигнев Бжезинский и Маргарет Тэтчер.
Складывается впечатление, что весьма влиятельные политические, да и экономические группировки в России намеренно провоцируют и экономико-политический "уход" РФ из Грузии, и обострение российско-грузинских отношений. Скажем, базы северокавказских сепаратистов (отметим, не только чеченских) - существуют с конца 80-х годов, но высшее руководство России ни словом не протестовало в отношении такой политики Тбилиси, если не считать половинчатых заявлений МИДа РФ и "наездов" некоторых чиновников российского Минобороны. В нынешних условиях всерьез заявлять о военной операции в Панкисском ущелье - это значит спровоцировать быстрое вступление Грузии в НАТО, а, если точнее - американскую оккупацию Грузии, в том числе всей грузино-российской границы. Проще говоря, эта страна превратится в аналог Косово или иракского Курдистана, по сути - в плацдарм НАТО в "подбрюшье" России.
При таком развитии событий окажутся полностью блокированными российские военные базы в Армении, как это в свое время произошло в Таджикистане. Ну, а затем неизбежна их эвакуация. Но, может, на упомянутое развитие событий и сделана ставка? Может, ее "обкатывают" на Грузии для других соседей России - например, Украины, Казахстана, стран Прибалтики?
Кстати, на южном фланге США и Великобритания усиливают свое военное присутствие. Так, создаются новые военно-разведывательные объекты этих стран в Турции, бассейне Персидского Залива, Центральной Азии, Афганистане; в ближайшее время спецподразделение ВМС США будет патрулировать вместе с турецкими союзниками почти всю акваторию Черного моря - вплоть до берегов Крыма и Керченского пролива. А к 2005-2006 годам в НАТО примут Болгарию и Румынию. У России же не остается, скажем так, должных ответных ходов. Тем более, если учесть недавние советы чиновников американского госдепартамента насчет необходимости переговоров с Масхадовым и урегулирования проблем Чечни "с учетом чаяний и волеизъявления чеченского народа". А ведь это, напомним, совместимо с идеями упомянутого Транскавказского энергетического консорцима.
Так или иначе, но американские и турецкие военные советники уже вовсю фотографируются у памятников и бюстов Сталину в Гори, Батуми и Тбилиси, символизируя новую эпоху во взаимоотношениях Грузии с Западом. Игнорирование же Россией долговременных экономических факторов в российско-грузинских отношениях лишь ускоряет переход Грузии под полный контроль США, НАТО и ВТО. По крайней мере, внешнеторговые и финансовые взаимоотношения Грузии с РФ уже контролируются Всемирной торговой организацией.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |