Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев
В начале октября текущего года бывший «единый кандидат от оппозиции» Александр Милинкевич сделал угрожающее заявление. Выступая по белорусской службе радиостанции «Свобода» этот один из вождей оппозиции заявил о том, что нынешнему белорусскому президенту осталось пребывать у власти не более нескольких лет и что уже в ближайшие годы Белоруссию ждут политические потрясения.
Но, как известно из учебников по научному коммунизму, революция не может возникнуть из ничего. Она должна, как говорится, созреть. Милинкевич, по видимости, прилежно изучал в юные годы научный коммунизм и поэтому вынужден был признать, что «революционная ситуация не создается по призыву оппозиционного лидера». В своих революционных ожиданиях оппозиция уповает на возможный социально-экономический кризис в Белоруссии, который теоретически может разразиться, например, вследствие трудно объяснимого упрямства белорусских властей в нежелании выполнять взятые на себя обязательства в области формирования единого экономического пространства Союзного государства. В частности, это касается создания многострадального совместного газотранспортного предприятия с Газпромом.
Белорусский официоз обычно перекладывает вину за образовавшийся ступор в союзном строительстве на российскую сторону, вменяя ей несоблюдение равных условий хозяйствования для российских и белорусских предприятий на территории Союзного государства. При этом предпочитается умалчивать о том, что в отличие от белорусской продукции, которая свободно представлена на российском рынке, в отношении десятков наименований российских товаров применяются административные меры (порой негласные) ведущие к их значительному удорожанию для белорусских покупателей.
На прошедшей 29 сентября пресс-конференции президента Белоруссии для представителей российских региональных СМИ Александр Лукашенко заявил, что если цена на газ для Республики Беларусь повысится, то это неизбежно повлечет за собой разрыв всех отношений с Россией.Фактически это переход на язык угроз и шантажа, говорить на котором с Россией абсолютно бесперспективно. Есть, правда, надежда, что подобные неосторожные слова были сказаны «в сердцах», и до одностороннего разрыва союзных отношений не дойдет, ведь именно на такой разворот событий и рассчитывает оппозиция.
К тому же разрыв белорусско-российских экономических отношений вряд ли сколько-нибудь серьезно отразится на российской экономике. В любом случае найти замену белорусской продукции на российском рынке будет не особенно сложно. Желающих занять освободившуюся «белорусскую нишу» уже сейчас более чем достаточно. В первую очередь это Польша, Венгрия, Болгария и другие страны Восточной Европы, бывшие члены СЭВ, которые стремятся хотя бы частично восстановить свое былое присутствие на российском рынке.
Что касается флагманов белорусской промышленности (БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ), то их успешная деятельность непосредственно зависит от работы большого числа российских смежников. И поэтому утрата связей с ними чревата тяжелейшими последствиями для ведущих белорусских предприятий. Конечно, при самом неблагоприятном развитии событий российские смежники также понесут убытки, но для них это будет временным явлением. Можно не сомневаться, что они найдут себе новых деловых партнеров, причем, не только в России, но и за границей.
Но, если белорусские предприятия потеряют российский рынок, то вернуть его будет очень трудно, если вообще возможно. Ведь кого сейчас в России волнует судьба молдавских виноделов?
Одним из серьезных недостатков нынешней белорусской политической элиты является ошибочное восприятие изменений, происходящих в России. В политических кругах республики до сих пор всерьез распространено мнение о грядущем социальном взрыве и распаде РФ. К тому же во властных коридорах полагают, что стоит только «пересидеть» Владимира Путина и все «утрясется». Можно будет и дальше строить «асимметричный Союз», в котором Республика Беларусь будет пользоваться внутрироссийскими правами, а обязанности, относительно России, будет нести как «независимое государство, член ООН».
Белорусские власть имущие никак не возьмут в толк, что дело не в личности Владимира Путина, а в том, что в России на смену постсоветской, безразличной к национальным интересам государственно-политической системе приходит новая, возможно непривычно прагматичная, российская государственность. Впредь не будут «за так» отдавать свои природные ресурсы и прощать хамство и оскорбления кому бы то ни было. Реальность изменилась, но многие в СНГ, в том числе и в Белоруссии, никак не хотят смириться с этим.
В этой связи и появляются на свет экзотические идеи по превращению такого бесперспективного пережитка биполярного мира как Движение неприсоединения в самостоятельный «антиимпериалистический центр силы». При этом официальный Минск отводит себе роль идейного вдохновителя этой организации. Как заявил недавно по белорусскому телевидению секретарь Совета безопасности Белоруссии Виктор Шейман: «фактически в настоящее время в рамках Движения неприсоединения происходит кристаллизация внутреннего ядра – группы государств, которые в силу своего развития заинтересованы в сплоченности этой организации, укреплении ее позиций на международной арене».
В целом же в белорусских верхах с большой настороженностью, да и, пожалуй, с едва скрываемым раздражением относятся к растущей жесткости российской политики в ближнем зарубежье. Казалось бы еще недавно, в ходе потенциальных революционных событий прошедшей весны белорусские власти неоднократно высказывали намерение ввести визовый режим с Грузией, президент которой открыто говорил о намерении принудительно распространить цветные революции на все постсоветские государства.
Но вот сейчас, когда разразился российско-грузинский кризис и подвернулся удобный случай продемонстрировать солидарность и показать свою приверженность Договору о создании Союзного государства и взятым в его рамках на себя обязательствам по согласованной миграционной политике и тем самым укрепить свои позиции в «газовых» переговорах, официальный Минск вдруг «поплыл».
10 октября первый заместитель начальника Департамента миграции МВД РБ Алексей Бегун в ответ на просьбу России о введении Белоруссией визового режима с Грузией заявил, что «страна – самостоятельный субъект международного права и может самостоятельно принимать решение о введении визового режима в отношении граждан Грузии». При этом чиновник подчеркнул, что «поспешных решений принимать нельзя, так как не должна пострадать безопасность (?) простых граждан Грузии, их право на взаимные поездки». Странная трогательная забота о государстве, где царит Саакашвили.
В последнее время руководство Белоруссии много говорит о необходимости не только сохранения, но и развития СНГ, что, в принципе, совпадает с позицией Российской Федерации по этому вопросу. Только вот цели, которые преследует каждое из государств-союзников заметно разнятся. Так, если для РФ контуры СНГ – это ареал, в границах которого Россия намерена восстановить или, по крайней мере, усилить свое влияние. То для официального Минска СНГ является инструментом, пусть и не эффективным, с помощью которого он хотел бы оградиться от т.н. российского «энергетического империализма» и торговой экспансии.
По всей видимости, на намечавшейся в середине октября встрече глав государств СНГ предполагалось поднять в каком-то виде «энергетический вопрос». Тем более, что в настоящее время идут очередные тяжелые переговоры Минска с Газпромом. Видимо по этой причине перенос по предложению Путина и Назарбаева встречи в верхах стран СНГ на конец ноября вызвал такое раздражение у белорусской власти.
Выступая 7 октября на республиканском празднике урожая «Дожинки-2006», Александр Лукашенко крайне отрицательно высказался об этом: «Есть некоторые руководители, они, видите ли, вдвоем где-то собрались, подумали и решили, что саммит можно перенести. Вот это тенденции – одни считают себя государствами первого ранга, первого сорта, а другие страны вроде как находятся подальше и с ними не надо советоваться».
Несомненно, белорусско-российские отношения оказались в состоянии расширяющихся противоречий, без разрешения которых невозможно дальнейшее продвижение к общей государственности. И эти проблемы нужно незамедлительно решать. Антироссийские силы внутри Белоруссии усердно трудятся не только над «заморозкой» (как видим не без успеха) союзного проекта, но и над обрушением нынешней белорусской власти. Они не без основания полагают, что в случае «внезапного ухода» Лукашенко они смогут взять власть и окончательно оторвать Белоруссию от России. Как видим, союзный «тупик» – это угроза не только Белоруссии, но и стратегическим интересам России, и поэтому из него необходимо найти выход.
Плохо, если в этих условиях Белоруссия возьмет дурной пример с Грузии и «назло» России пойдет на ухудшение положения своих граждан. Конечно, как показывает история, белорусские граждане умеют терпеть лишения. Только вот вопрос: а во имя чего?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |