Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

La Vanguardia (Испания),
24 сентября 2002

Новая нестабильность в Азии

Ахмед Рашид

Война с терроризмом вошла в более сложную и запутанную фазу, а это подразумевает под собой упразднение политической и экономической нестабильности, ослабляющей регион

Прошел уже целый год с начала глобальной войны против терроризма, и мир может себя поздравить с тем, что ни Аль-Каида, ни талибы уже не представляют собой военную угрозу в Афганистане и соседнем регионе. Теперь Аль-Каида, возможно, лишилась как своей основной базы, так и командных центров в Афганистане, однако тактические ошибки американской армии позволили тысячам боевиков прорваться через окружение. И теперь они расползаются по всему миру, повсеместно формируя все более опасные и хорошо законспирированные террористические группировки, готовые вновь напасть на столицы западных государств.

Последствия войны в Афганистане привнесли растущую нестабильность в страны Средней Азии и на Юго-восток Азии. До настоящего времени Запад пренебрегал критической ситуацией, сложившейся в этом регионе, но последствия ее непредсказуемы и, возможно, начнут сказываться уже в ближайшие двенадцать месяцев.

Идея-фикс американцев, сконцентрировавших свои усилия исключительно на поимке главарей Аль-Каиды, однозначно показывает нам, что Соединенные Штаты вовсе не намерены как-то урегулировать политическую ситуацию во взрывоопасном регионе. Политику Вашингтона по-прежнему продолжают направлять Пентагон и ЦРУ, а стратегия этих двух ведомств практически не изменилась с момента поражения талибов. Сегодня важнейшие решения принимает тот же самый ограниченный круг сотрудников разведслужб и министерства обороны, что руководил проведением военной операции в Афганистане. Похоже, что Госдепартамент США и госсекретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) не уполномочены принимать решения, точно так же этого не могут сделать и некоторые другие правительственные учреждения, среди которых: агентство по международному развитию, министерство юстиции и финансов, Конгресс. Им следовало бы участвовать в процессе принятия решений, а разрабатываемая стратегия в отношении соседей Афганистана должна быть направлена на убеждение правительств стран региона в необходимости проведения политических и экономических реформ. Указанные изменения помогут в будущем избежать как политической нестабильности, так и возникновения течений в обществе, играющих на руку местным группировкам исламских фундаменталистов.

АФГАНИСТАН

Хотя талибы и Аль-Каида уже не представляют собой реальной военной угрозы для нового афганского правительства, но спонтанные нападения террористов на контингент американских вооруженных сил, находящийся на территории страны, продолжаются до сих пор. Даже министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsefeld) называет сложившуюся ситуацию "смутной". Перед Хамидом Карзаем (Hamid Karzai), занявшим пост президента девять месяцев назад, до сих пор стоит задача укрепления своего авторитета на всей территории страны. Кроме того, ему необходимо найти политическую формулу влияния на полевых командиров, безраздельно правящих за пределами Кабула. Путь для достижения хоть какой-то договоренности Карзаю был отрезан. И причина этого кроется не только в постоянных этнических и племенных конфликтах, раздирающих страну, разрушенную за 23 года войны, но и в неспособности мирового сообщества выполнить взятые на себя ключевые обязательства. Данное соглашение было подписано в декабре прошлого года в Бонне, благодаря этому документу, и стало возможным создание нового афганского правительства.

Первое из данных обещаний заключалось в мобилизации Международных сил по обеспечению безопасности (ISAF), которые должны были гарантировать стабильность в столице Афганистана - Кабуле - и еще пяти городах. Тем не менее, на настоящий момент силы контингента Международных сил по обеспечению безопасности присутствуют лишь в Кабуле. Сначала Соединенные Штаты блокировали расширение вооруженного контингента, а сегодня европейцы разочаровывают нас тем, что не пополняют его своими миротворческими силами.

Еще большую опасность таит в себе неспособность мирового сообщества предоставить необходимую финансовую поддержку для восстановления страны. От указанной поддержки, в свою очередь, зависит Карзай, который с ее помощью мог бы ограничить влияние полевых командиров и предоставить своей стране шанс восстановить всю экономику Афганистана в целом и создать необходимое количество рабочих мест.

Сумма оказанной на настоящий момент поддержки составляет тысячу миллионов долларов, но 90 % из них - это гуманитарная помощь, а не средства, которые можно использовать для разработки долгосрочных проектов по восстановлению страны. Кроме того, Хамид Карзай чуть ли не единственный законно избранный президент страны, окруженной государствами-диктатурами, в которых главы правительств пользуются неограниченной властью. В июне этого года на заседании Лойи Джирги (или племенной ассамблеи) Карзай подавляющим большинством голосов был избран президентом сроком на два года. Ни одна из стран-соседей Афганистана не может похвастаться тем, что глава ее правительства законно занимает свое место, а само правительство было избрано в результате демократического голосования. Лишь в Иране - черном недруге Вашингтона - существует нечто отдаленно напоминающее законно избранное руководство, хотя правительство этой страны парализовано из-за политических разногласий между умеренными реформаторами и сторонниками жесткой линии.

РЕСПУБЛИКИ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Пять республик Средней Азии и по сей день проводят выборы, как раньше их проводили в Советском Союзе, когда глава государства был на них единственной реальной кандидатурой; но даже и в этом случае результаты голосования зачастую подтасовываются. Никогда прежде здесь не было возможности для избрания законного правительства.

В октябре прошлого года Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан разрешили использовать свои территории для размещения западных войск, которые должны были принять участие в афганской войне. Но правительства этих республик решили использовать возложенные на них невиданные прежде и крайне важные обязанности в качестве предлога - при этом все время кивая на Запад - для усиления репрессивных мер, направленных на подавление недовольства своего народа и политической оппозиции. Главы упомянутых стран по-прежнему отвергают требования, как мирового сообщества, так и внутренней политической оппозиции, о необходимости проведения политических и экономических реформ. На территории Туркменистана и Казахстана войска союзников размещены не были, но при этом указанные республики, поставлявшие американским военным необходимые продукты, точно так же не сделали ничего, чтобы изменить положения в своей стране.

Военное присутствие западных стран на территории среднеазиатских республик вызвало реакцию прямо противоположную предполагавшемуся ослаблению репрессий. Впервые с момента распада Советского Союза, произошедшего десять лет назад, в противовес диктатуре и для поддержки демократического развития, выходит на свет политическая светская оппозиция, длительный период времени находившаяся в латентном состоянии и зачастую нелегальная. Сегодня практически все правители государств Средней Азии столкнулись с имеющими реальный вес политическими движениями, требующими смены лидера страны. Одновременно с обозначенной тенденцией диктаторам приходится противостоять угрозе со стороны исламских экстремистов. А к проблемам экономического упадка и коррупции, царящей в государствах Средней Азии, необходимо добавить еще и разочарование народа в своих правителях.

Запад отказался вмешиваться или каким-либо образом воспользоваться своей внезапно подвернувшейся возможностью, чтобы убедить правителей этих государств изменить свои методы правления и провести экономические и политические реформы. Кризис выглядит неизбежным: в ближайшие двенадцать месяцев некоторые главы государств Средней Азии могут лишиться своей власти. Опасность того, что в результате подобных изменений, при отсутствии планирования переходного процесса и соответствующих институтов, способных взять на себя ответственность за мирную передачу власти в руки реформаторов, в регионе воцарится нестабильная ситуация, кажется неминуемой.

ПАКИСТАН

В Пакистане внутренний кризис носит все признаки значительно большей нестабильности. Но Вашингтон, преследуя собственные интересы, не обращает ни малейшего внимания на действия пакистанского президента и будет это делать до тех пор, пока Первез Мушарраф (Pervez Musharraf) поддерживает его войну против терроризма и предоставляет в распоряжение Соединенных Штатов свои военные базы. Военный режим правления Мушаррафа подходит к концу, и генерал пообещал провести выборы 10 октября. Но уже сегодня совершенно понятно, что выборы пройдут по заданному сценарию, и ни Беназир Бхутто (Benazir Bhutto), ни Навазу Шарифу (Navaz Sharif) - лидерам двух крупнейших оппозиционных политических партий - не позволят в них участвовать. Во время проведения бурного и явно срежиссированного референдума в апреле этого года Мушарраф сам себя "помазал на царство" в Пакистане на ближайшие пять лет. А сейчас он пытается внести такие изменения в Конституцию, чтобы армия получила стабильные позиции в политической системе страны, и создать Совет национальной безопасности, подчиняющийся военным. Благодаря этим мерам, он сможет лишить власти будущий парламент или же премьер-министра. В настоящее время Мушарраф полностью изолирован, и ему приходится противостоять целой лавине критики, исходящей со стороны различных политических партий и гражданских движений. Кризис разразится либо до выборов, либо непосредственно после них, когда "парламент", выбранный при поддержке армии, рефреном повторит все угодные Мушаррафу изменения в Конституции. Пакистанский кризис повлечет за собой последствия, которые лягут тяжким бременем как на регион, так и на весь мир в целом. На кону - будущее страны: на пороге стоит воинственно настроенная Индия; ячейки Аль-Каиды прочно обосновались на территории страны; не подчиняющиеся закону, не признающие существующий порядок группировки боевиков, расправляются с европейцами, американцами и пакистанцами-христианами; экономика находится в глубоком упадке; кроме того, в стране царит резкое различие во взглядах между нерелигиозными политическими партиями и исламскими организациями.

ИНДИЯ

В соседнем доме - Индии - правительство воспользовалось войной против терроризма для продолжения своей репрессивной политики в отношении Кашмира. Ее следствием стала реакция пакистанцев, выразившаяся в еще большей поддержке кашмирских активистов и обвинения, раздававшиеся в начале этого года со стороны и той и другой ядерной державы. Дипломатические усилия Соединенных Штатов смогли несколько снизить напряженность в регионе, но Кашмир продолжает бурлить. Индия намерена провести в сентябре в этом штате выборы, в то время как Пакистан и исламские активисты собираются их саботировать. Нас неизбежно ожидает еще одна волна столкновений. Кажется маловероятным, что военное правительство соседнего Пакистана и индусские фундаменталисты-экстремисты из BJP (Bharatiya Janata Party), которой руководит правительственная коалиция Дели, начнут переговоры по проблеме Кашмира. За исключением лишь того случая, когда на них окажет давление международное сообщество.

ИРАН

В Иране противостояние умеренного правительства президента Хатами (Jatami) и радикально настроенных мусульманских священников завело страну в тупик, и в любой момент обстановка может взорваться. Сторонники жесткой линии пытаются в настоящий момент лишить президента Хатами влияния, поддерживая все исламские группировки, настроенные против Запада - афганские, среднеазиатские, ближневосточные. А Соединенные Штаты отказались даже от попытки провести переговоры с Хатами. Политическая нестабильность региона - вот единственное, чего не хватает Аль-Каиде и прочим радикально настроенным исламским группировкам для возрождения. Пакистан, раздираемый на части противостоянием армии и политиков, или война между Индией и Пакистаном, которая приведет к поражению Исламабада, может предоставить фундаменталистам столь долгожданную возможность создать на территории Пакистана исламское государство. Свержение одного или нескольких правящих режимов в Средней Азии при отсутствии демократической инициативы и кошмарном состоянии экономики может дать исламистам шанс создать новое правительство и новые очаги терроризма. Запад безотлагательно должен направить все свои усилия на убеждение упомянутых режимов в том, что война против терроризма подразумевает изменение их позиции и используемых методов правления, а, кроме того, и отношений с их собственным народом. Никакой альтернативы существующим на сегодняшний день правительствам нет, а именно они должны заняться излечением, а не дальнейшим разделением и без того крайне поляризованного общества. Точно также при разработке стратегии, направленной на решение проблемы стабилизации региона, международное сообщество должно учесть необходимость оказания еще большей экономической помощи. Идеи, подобные "созданию страны" и "плану Маршалла для региона", необходимо считать основополагающими, если Запад намерен обезопасить эту зону от еще большей нестабильности и бедствий. Стратегия, основанная да данных принципах, окажет положительное воздействие на отношения между Западом и мусульманским миром.

Тем не менее, все вышесказанное может так и остаться на бумаге, если Соединенные Штаты не откажутся от своей идеи напасть на Ирак даже без одобрения со стороны мирового сообщества, а Ближний Восток будет продолжать гореть ярким пламенем. Мусульманский и арабский мир захлестнет волна всеобщего негодования, а терроризм станет единственным политическим путем решения конфликта. И для развязывания войны против Соединенных Штатов этим путем воспользуются многие группировки. Найти и обезвредить ячейки Аль-Каиды в Соединенных Штатах или Европе - это долгая и кропотливая работа, которая ляжет на плечи западных разведслужб. Однако выполнив ее, мы сможем быть уверены, что ни у Аль-Каиды, ни у ее клонов не будет ни малейшего шанса выпестовать новых руководителей, набрать боевиков или организовать вспомогательные базы на Западе на манер того, как им это удалось сделать в Афганистане. Несмотря на существующую нестабильность в регионе Средней и Юго-восточной Азии, смена режима или народные волнения могут как на блюде преподнести Аль-Каиде огромное количество возможностей для возрождения.

Война с терроризмом вошла в более сложную и запутанную фазу, а это подразумевает под собой упразднение политической и экономической нестабильности, ослабляющей регион. Чтобы оказаться на высоте в сегодняшнем конфликте, международное сообщество должно направить свои усилия лишь на решение рассмотренной проблемы: не больше, но и не меньше. И первая годовщина событий 11 сентября подходящий момент не для того, чтобы заниматься самовосхвалением, а для того, чтобы найти решение неотложных проблем

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ