Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
09.10.2006. Info prim neo (Кишинев)
Министерство экономики и торговли Румынии объявило в конце минувшей недели, что строительные работы на 3 и 4 блоках Атомной электростанции в Чернавода начнутся в начале будущего года одновременно с рядом работ по оснащению станции. По оценкам, стоимость соответствующих работ достигает 15 миллионов долларов.
Так, учитывая сделанные ранее приглашения Бухареста принять участие в Чернаводском проекте, у Кишинева в настоящее время имеется реальный шанс найти долгосрочное решение части энергетических проблем. Для этого, однако, необходима политическая воля и скорейшее инициирование соответствующих двусторонних переговоров. Тем более, что румынская политическая элита, по-видимому, проявляет в настоящее время открытость к углублению двусторонних отношений, в том числе в энергетическом секторе. «Мы никогда не допустим энергетического шантажа Молдовы», - заявил в январе 2005 года в Кишиневе президент Румынии Траян Бэсеску.
Вместе с тем, в тогдашнем совместном заявлении президентов государств Владимира Воронина и Траяна Бэсеску отмечается: «Учитывая перспективы подписания Договора об энергетическом сообществе в Юго-Восточной Европе, Румыния и РМ активизируют двустороннее сотрудничество и взаимную поддержку в плане реализации его задач. Мы определим новые формы сотрудничества в этой сфере для обеспечения и диверсификации энергетических ресурсов обоих государств».
Все же, зачем Республике Молдова следует со всей серьезностью рассматривать перспективы, предоставляемые Чернаводской атомной электростанцией?! В первую очередь, вступая в данный проект, Кишинев получит собственную атомную энергию и значительно сократит внешнюю зависимость и возможность энергетического шантажа, который все чаще применяется Россией. Во-вторых, РМ получит свободный доступ к энергетическому рынку Европейского союза. Таким образом, когда будут сданы в эксплуатацию 3-й и 4-й блоки атомной электростанции, Румыния уже будет полноправным членом Европейского союза, а цены, в том числе на энергоресурсы, будут приведены в соответствие к требованиям рынка евросодружества. В этом случае, РМ могла бы получить значительную выгоду от торговли энергией на едином европейском рынке.
Местные эксперты полагают, что в случае если РМ будет ходатайствовать и добьется участия в Чернаводском проекте, возможно, будет продавать на рынке ЕС полагающийся ей объем энергии. Поскольку цены на европейском энергетическом рынке достаточно высоки и намного превышают стоимость энергии на внутреннем рынке, а также на восточном рынке – в Украине и России. За счет средств, получаемых от продажи энергии на европейском рынке, РМ могла бы приобретать достаточно дешевой электроэнергии на востоке, чтобы покрывать собственные нужды. В результате этого исчезли бы возможные угрозы энергетического шантажа, поскольку Кишинев располагал бы уже собственной электроэнергией.
В последнее время активизировались разговоры об «атомных» перспективах РМ. Президент Академии наук Молдовы Георге Дука заявил недавно, что лучшим решением для обеспечения энергетической безопасности РМ было бы производство атомной энергии, можем сотрудничать в этой сфере с Румынией, у которой имеется свободный потенциал и она находится в поисках инвесторов для строительства 3-го и 4-го реакторов.
Первый проект, предполагающий строительство атомной электростанции, можно даже не рассматривать, учитывая, что минимальный необходимый объем инвестиций для его реализации достигает 1 миллиарда долларов. Поэтому сотрудничество с Румынией – в настоящее время единственный шанс РМ на получение собственной атомной энергии. В сделанных ранее приглашениях об участии в проекте Чернаводской АЭС Бухарест допустил, что в случае недостатка финансовых средств Молдова может содействовать реализации проекта рабочими и специалистами.
По данным Министерства экономики и торговли Румынии, оценочная стоимость проекта строительства 3-го и 4-го блоков Чернаводской атомной электростанции достигает примерно 2 миллиардов евро.
Если действовать быстро, РМ сможет начать участвовать в строительстве двух реакторов с будущего года. Завершение строительства двух блоков АЭС требует проведения ряда подготовительных работ по оснащению реакторов, предполагающих инженерные и проектировочные, строительно-монтажные работы (ремонт и обслуживание объекта), работы по подготовке для менеджмента завершения инвестирования (доработка перечня оборудования, требующего долгого производственного цикла, которое необходимо заказать заранее) и приобретение деталей и специального оборудования, требующего долгого производственного цикла. Участие в первом этапе может быть полезно РМ, которая могла бы содействовать реализации проекта с помощью рабочей силы. На последующих этапах будут вестись намного более комплексные работы, для выполнения которых будут приглашены специализированные компании.
В настоящее время, РМ обеспечивает только 30 процентов внутренних нужд в электроэнергии, остальной объем наша страна импортирует из Украины. Во втором квартале текущего года Молдова импортировала из Украины электроэнергии на сумму 17,08 миллиона долларов или 683,16 миллиона кВт/час, эти цифры в 2,2 и соответственно 2,3 раза превышают аналогичные показатели за тот же период прошлого года.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |