Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
29.09.2006. Новое поколение (Казахстан)
Олег Червинский
Министр энергетики и минеральных ресурсов РК Бактыкожа Измухамбетов в эксклюзивном интервью "НП" комментирует последние тенденции развития нефтегазового сектора страны
- Уважаемый Бактыкожа Салахатдинович, какие проекты в нефтегазовом секторе Вы выделили бы как наиболее актуальные для Казахстана?
- Увеличение объемов добычи нефти и газа, освоение перспективных месторождений шельфа Каспия требуют динамичного развития нефтегазотранспортной инфраструктуры. В связи с этим актуальной является работа по созданию новых и расширению существующих экспортных систем.
В настоящее время большое значение придается реализации проекта расширения пропускной способности нефтепровода Тенгиз - Новороссийск (КТК). Трубопровод КТК является крупнейшим направлением экспортных поставок казахстанской нефти, объемы прокачки по которому стабильно растут. Уже практически согласованы условия расширения мощности нефтепровода, которую в итоге планируется увеличить до проектного уровня - 67 миллионов тонн в год.
Вторым крупнейшим действующим направлением экспорта казахстанской нефти является нефтепровод Атырау - Самара. Учитывая планируемый рост объемов добычи нефти в Западном Казахстане, существует определенная заинтересованность в увеличении мощности данного нефтепровода до 20-25 миллионов тонн в год. В данный момент этот вопрос находится на стадии проработки с российской стороной.
Другим направлением экспорта является проект создания транспортной системы Курык - Баку - Тбилиси - Джейхан, предполагающий транспортировку нефти с казахстанского побережья Каспийского моря в Баку и далее по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан.
В отношении освоения новых рынков необходимо отметить запуск нефтепровода Атасу - Алашанькоу. Его пропускная способность составляет 10 миллионов тонн нефти в год, далее планируется расширение до 20 миллионов тонн в год. Атасу - Алашанькоу является первым этапом реализации проекта строительства нефтепровода Казахстан - Китай, далее предполагается строительство нефтепровода Кенкияк - Кумколь и сопряженных нефтетранспортных систем.
Необходимо отметить, что в настоящее время практически создана система, позволяющая осуществлять транспортировку нефти в разные страны, что дает почти всем нефтедобывающим компаниям, работающим в Казахстане, возможность выбора наиболее привлекательных и стабильных рынков сбыта казахстанской нефти.
Развивая морскую транспортировку нефти, мы приступили к созданию собственного танкерного флота. В настоящее время введены в эксплуатацию два танкера - "Астана" и "Алматы", дедвейтом 12 000 тонн, третий танкер "Актау" прибывает в одноименный порт приписки в конце сентября текущего года. Танкерные перевозки восполнят спрос на услуги по безопасной и качественной транспортировке нефти и нефтепродуктов.
- Какие перспективы развития отрасли на ближайшие 2-3 года Вы видите?
- Темпы роста основных показателей развития отрасли - добычи и запасов в Казахстане - одни из самых высоких в мире. За сравнительно короткий период времени мы сумели более чем вдвое увеличить объемы добычи и запасов. На предстоящие 10 лет мы имеем все шансы вывести Казахстан в число крупнейших производителей нефтегазовых ресурсов с объемом добычи 3,5 миллиона баррелей в сутки и запасами более 100 миллиардов баррелей. Потенциал нефтегазовых ресурсов, открытый инвестиционный режим, стабильная политическая ситуация, глубокие экономические преобразования - в этом залог будущего развития отрасли.
Одной из важнейших задач для республики является реализация Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ). Обнаружение значительных запасов нефти и газа на КСКМ открывает дорогу новым проектам, и мы готовы к сотрудничеству. Для освоения этих ресурсов, несомненно, будут привлекаться инвесторы. Учитывая рост спроса и цен на энергоресурсы, проекты на казахстанском шельфе Каспия являются одними из самых выгодных вложений капитала.
Входя в двадцатку стран - крупнейших производителей нефти в мире, Казахстан демонстрирует среди них самую высокую динамику темпов роста объема добычи нефти и конденсата, занимая с 1994 года по среднегодовым темпам роста нефтедобычи второе место после Ирака, а с 1999 года - лидирует, опережая ближайших конкурентов по этому показателю более чем вдвое.
- Как известно, недавно консорциум "Аджип ККО" заявил о переносе начала разработки месторождения Кашаган на 2009-2010 годы. Какова позиция правительства Казахстана по такому решению консорциума?
- Согласно утвержденному в феврале 2004 года Плану и бюджету освоения месторождения Кашаган, добыча нефти на месторождении запланирована на июль 2008 года. На данный момент официального уведомления от оператора о переносе сроков добычи не получено.
В связи с тем, что на месторождении Кашаган присутствуют такие факторы, как аномально высокое пластовое давление и высокое содержание сероводорода, оператором проводятся дополнительные исследования соответствия утвержденной технологической схемы объектов морского комплекса Опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган (ОПР) международным стандартам безопасности нефтяных операций.
По завершению этих исследований возможны частичные изменения в части конфигурации и эксплуатации морских объектов ОПР. Ожидается, что результаты проведенных исследований будут представлены к концу текущего года. До окончания исследований невозможно оценить масштабность и спецификации предполагаемых изменений, в связи с чем выстраивать предположения о возможном переносе сроков добычи преждевременно.
- Не так давно состоялся торжественный запуск нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Однако Казахстан до сих пор официально не присоединился к этому проекту. Почему этого не произошло и когда все-таки будут подписаны соответствующие документы?
- Вопрос о присоединении Казахстана к БТД обсуждается с 2002 года. В результате проведенных переговоров 16 июня 2006 года президентами Казахстана и Азербайджана подписан Договор по содействию и поддержке транспортировки нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку - Тбилиси - Джейхан.
Целью Договора является создание условий для транспортировки возрастающих объемов казахстанской нефти на Средиземное море посредством энергетического коридора Восток - Запад по маршруту Курык - Баку - Тбилиси - Джейхан. Договор предусматривает осуществление морских перевозок в рамках транскаспийской системы совместно уполномоченными сторонами судоходными компаниями под флагами государств-сторон, применение согласованных международных единых стандартов.
В соответствии с заявлениями участников Соглашения по разделу продукции по Северному Каспию к 2011 году необходимо создание принципиально новой транспортной системы, позволяющей сохранить качество легкой кашаганской нефти, соединяющей побережья Казахстана и Азербайджана. Новая транскаспийская транспортная система должна >обеспечить на начальном этапе транспортировку 5 миллионов тонн нефти с последующим увеличением до 38 миллионов тонн нефти в год.
Следующим шагом в создании транскаспийской системы является заключение соглашений правительств Казахстана и Азербайджана с инвесторами, что предусмотрено Договором.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |