Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Гундогар,
25 сентября 2002
Байрам Хатамов (Ашхабад)
Вопреки уверениям Ниязова, в Туркменистане нет свободной экономики
Известная исследовательская организация Фонд "Наследие" (Heritage Foundation) опубликовала традиционный ежегодный обзор-рейтинг "Индекс экономической свободы", в котором подробно рассмотрены представленные специалистами Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития и Госдепартамента США новейшие данные из большинства стран по 10 ключевым позициям, среди которых свобода торговли, валютная политика, влияние государства на бизнес, развитие "черного" рынка, ценообразование, уровень защиты прав собственности и другие.
Лидерами рейтинга стали 11 стран с наивысшим уровнем экономической свободы: Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Эстония, США, Голландия, Ирландия, Люксембург, Австралия, Великобритания и Чили. Для сравнения, Швеция заняла 17-е место, Германия – 20-е, Объединенные Арабские Эмираты – 23-е, Испания – 26-е, Польша – 45-е, Россия – 131-е.
Вопреки неоднократным заявлениям Туркменбаши, подкрепленным вымышленными статистическими данными, утверждениям ангажированных "специалистов" и многочисленным золотым наградам, "присужденным" в этом году различным туркменским промышленным предприятиям и предприятиям сферы обслуживания, независимые эксперты крайне невысоко оценили достижения Туркменистана в области развития экономики и свободы экономических отношений. Точнее говоря, Туркменбаши громко опозорился: из 155 стран, представленных в рейтинге, Туркменистан занял… 150-е место, оставив позади себя лишь Иран, Лаос, Кубу, Ливию, Ирак и Северную Корею, разделивших между собой места со 151-го по 155-е. Еще 5 стран, втянутых в гражданские войны, в рейтинге не участвовали: Ангола, Бурунди, ДР Конго, Сьерра-Леоне и Судан. Туркменистан, таким образом оказался в довольно странной компании. Ведь гражданской войны у нас, вроде бы, нет, богатств в земле не счесть, да и демократия наша, если верить Туркменбаши, не чета ливийской и северокорейской, не говоря уже о конголезской. Какими же данными оперировали независимые эксперты-экономисты?
Население Туркменистана – 4,779,330 человек. Это данные американского Госдепа. А Туркменбаши послушаем: 5,725,200! Откуда же он взял этот без малого миллион несуществующих граждан, и для чего он ему понадобился? Ответ мы найдем в любом выступлении Туркменбаши, где он говорит о том, что миграция населения из Туркменистана в последние два года резко сократилась вследствие созданных им крайне благоприятных условий для жизни и деятельности граждан, и численность населения Туркменистана неуклонно растет. Ради того, чтобы подтвердить эту ложь, ниязовские статистики идут на подтасовку не только данных о миграции и средней продолжительности жизни в Туркменистане, но и показателей детской смертности, что выглядит в высшей степени кощунственным и нецивилизованным.
Перейдем теперь к одной из самых любимых "конфеток" С. Ниязова – доходе на душу населения. Опрометчиво пообещав своим гражданам на заре независимости по "Мерседесу", Туркменбаши все 10 лет своего правления вытворял с этим относительным показателем благосостояния такое, что у любого человека, хоть немного знакомого с математикой, кругом шла голова. В последний раз Ниязов говорил о "доходах на душу" на заседании Халк Маслахаты в Чарджоу в начале августа 2002 года. С высокой трибуны прозвучала цифра 5,700 долларов США. По мнению Ниязова, именно такая часть стоимости всех произведенных в стране товаров и услуг приходится на одну измученную душу среднего гражданина Туркменистана. И это опять ничто иное, как наглая ложь, рассчитанная на одурманенных "Рухнамой" первокурсников. В любом справочнике по экономике вы прочтете, что доход на душу населения – это количество произведенных товаров и услуг, приходящихся в среднем на одного жителя страны. Попробуйте теперь умножить 5,700 на 5,725,200. У вас получится чуть больше 32,5 миллиардов долларов США национального продукта, в то время, как даже по данным Национального института статистики и информации Туркменистана, обнародованным в конце прошлого года, этот показатель не превышает 4,5 миллиардов. Но делегатам Халк Маслахаты было не до математики. Они поглотили эту ложь бурными аплодисментами, и пошла она гулять по стране. Вот так, легким движением руки, а вернее языка, Туркменбаши "сделал" для страны 28 миллиардов, которых никто никогда не видел и вряд ли увидит, потому что существуют они только в ниязовских речах.
По данным Всемирного Банка, реальный валовой национальный продукт на душу населения в Туркменистане составляет 968 долларов США. Но и здесь не спешите радоваться. Это по 5,2 тысячи манатов за доллар. А по 22 тысячи – считайте сами... Скажу вам только, что у Анголы, даже при том, что там уже больше четверти века длится кровавая гражданская война, все эти показатели гораздо выше. А значит, и 150-е место Туркменбаши прописано "вилами по воде".
Рассмотрим теперь, какие выводы сделали международные эксперты относительно уровня экономической свободы в Туркменистане. Свое 150-е место в рейтинге Туркменистан занял, благодаря следующим оценкам по пятибалльной шкале (1 – высший балл, 5 – низший) :
Торговая политика – 5 баллов (крайне высокий уровень государственного протекционизма)
По данным Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), Туркменистан выставляет слишком значительные барьеры на пути развития нормальных торговых отношений. К числу таких труднопреодолимых препятствий относятся высокие акцизные ставки (от 10 до 100 процентов), усложненная процедура регистрации торговых сделок и инвестиционных проектов, а также подписанный Ниязовым в 1999 году указ об установлении 5-процентной таможенной пошлины на любые товары, ввозимые в Туркменистан частными предпринимателями.
Доход и корпоративное налогообложение – 3,5 (высокие налоговые ставки)
Государственные расходы – 4 (высокий уровень)
Подоходный налог в Туркменистане составляет 25 процентов. Корпоративный налог – 25 процентов. В 1998 году государственные расходы составили 25,8 процента от валового внутреннего продукта (ВВП).
Вмешательство государства в экономику – 4 (высокий уровень)
Приватизирована незначительная часть мелких предприятий государственного сектора. По оценке ЕБРР, существуют предпосылки для более масштабной приватизации средних и крупных предприятий, которая искусственно сдерживается государством.
Кредитно-денежная (валютная) политика – 5 (очень высокий уровень инфляции)
С 1991 по 2000 год в среднем ежегодный уровень инфляции составлял 35,92 процента.
Приток капитала и иностранных инвестиций – 5 (очень высокий уровень ограничений)
По словам представителей ЕБРР, единственный способ для иностранного инвестора осуществить проект в Туркменистане, это наладить "теплые" личные отношения с высшим руководством страны. Все остальные варианты бесперспективны.
Состояние банковского дела и финансов – 5 (очень существенные ограничения)
Банковская система в Туркменистана крайне слаба и действует по старым "советским" принципам под абсолютным контролем со стороны государства. 95 процентов всех кредитов направляются в государственный сектор на нужды привилегированной нефтегазовой отрасли и сельского хозяйства.
Уровень зарплат и цен – 4 (чрезмерное вмешательство государства)
Большинство цен в Туркменистане регулируются правительством. По данным Госдепартамента США, правительство Туркменистана контролирует цены на все товары, за исключением продуктов питания. Здесь удерживаются лишь цены на муку и хлебопродукты. Крупнозернистая соль местного производства в Туркменистане раздается бесплатно. Кроме того, существует целый ряд товаров и услуг, на которые в Туркменистане для местных граждан и иностранцев установлены разные цены. За авиа-, железнодорожные и междугородние автобусные перевозки, связь, автомобильное топливо, строительные материалы, химические удобрения местного производства и входные билеты в музеи и на выставки иностранцы платят в американских долларах, в то время, как местные жители – в манатах, в четыре раза меньше, благодаря разнице между официальным и "черным" курсами обмена валюты.
Право собственности – 4 (низкий уровень защиты)
По данным Госдепартамента США, в Туркменистане отсутствует система защиты договорных прав и права собственности. Независимый суд в Туркменистане невозможен, в силу того, что президент обладает неограниченными полномочиями назначать и увольнять судей.
Регуляция предпринимательской деятельности – 4 (высокий уровень)
Поскольку вся экономика Туркменистана контролируется государством, частное предпринимательство осуществляется в крайне жестких условиях. Уровень коррупции и бюрократизма не позволяет предпринимателям добиваться эффективного развития своего бизнеса. Специалисты ЕБРР утверждают, что в Туркменистане сложилась наихудшая среди всех стран СНГ ситуация с экономическим реформированием. Государство постоянно ограничивает деятельность частных предпринимателей по политическим соображением. Сюда же относится и заведомо недоброжелательное отношение к присутствию иностранцев в частном бизнесе.
Активность на "черном" рынке – 5 (очень высокий уровень)
В Туркменистане широко распространена контрабанда, во-первых, благодаря слабости пограничных и таможенных служб, а во-вторых, за счет того, что законодательство в отношении защиты прав собственности безнадежно устарело и абсолютно неэффективно. Международная организация Business Software Alliance, обеспечивающая правовую защиту производителей компьютерных программ, например, утверждает, что 90 процентов этого рынка в Туркменистане занимает пиратская продукция. Официальный курс туркменского маната отличается от курса на "черном" рынке в 4 раза.
Вот такая неутешительная картина. В целом же, если ознакомиться с материалами по всем странам, можно будет сделать вывод о том, что в большинстве случаев наибольших успехов в экономике добились страны, в которых существуют наиболее демократические режимы. Туркменистан же относится всеми экспертами к числу самых репрессивных стран мира, поэтому трудно было ожидать от него больших успехов в сфере экономики.
Но огорчает не только это. В конце концов, экономические успехи – это еще и вопрос времени. История многих государств знала периоды экономических расцветов и падений. Та же самая Ангола, которая сегодня даже не включена в рейтинг, до 1975 года была богатейшей африканской страной, а о стремительном экономическом росте стран Юго-Восточной Азии сказано и написано столько, что впору составлять учебники. Пугает и огорчает лживая улыбка на лице нашего национального лидера, с которой он платит зарплату несуществующим гражданам несуществующими долларами, возит их на несуществующих "Мерседесах", лечит просроченными лекарствами, кормит невыращенной пшеницей и одевает в давно вывезенный за границу текстиль. Он живет в сказке, окружил себя вымышленными персонажами, поющими песни о мифическом счастье. Между тем, живым людям становится уже совсем невмоготу. Ведь это на их сгорбленных спинах держится царство Великого Сапармурата Туркменбаши, творца золотого века. И стоит людям чуть пошевелиться, как полетит "золотой" Баши со своего золотого трона вверх тормашками в никуда, унося с собой все свое лживое наследие. И вот тогда начнется у народа Туркменистана настоящая жизнь. Настоящая жизнь и настоящая работа. И пусть мы не будем первыми, но и последними тоже не будем никогда.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |