Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Новое время (г. Павлодар),
18 сентября 2002
Анна Уралова
В ряду учебных предметов в нынешнем году появился еще один - “Самопознание”. Нынешний учебный год с урока “Самопознания” начался для малышни из детского сада №111, учащихся СШ №24 и студентов ПГУ. Все они получили в подарок от создательницы нового предмета Сары Назарбаевой учебную литературу музыкальные центры, видеомагнитофоны, словом, все необходимое для учебного процесса.
И процесс пошел. Хотя сами преподаватели нового предмета еще смутно представляют себе его цель и назначение. Не в восторге от данного нововведения и родители. “Не лучше ли детям сначала изучить букварь. И что такое вообще самопознание? Да и надо ли детям в раннем возрасте забивать головы самопознанием?”
Но руководство даже в мыслях не допускает подобных сомнений:
- Этот предмет в школе сегодня просто необходим, - говорит г-н Каримжанов, начальник департамента образования. - Дети нуждаются в духовно-нравственном воспитании. Учебный курс самопознания означает обращение к своим истокам, обращение человека к человеческому естеству. Если ребенок с детских лет будет четко представлять кто он, с какой миссией на этой земле, каковы его права и обязанности - разве это плохо? Думаю, напротив мы будем воспитывать грамотных, умных людей. И далеко продвинемся в этих делах. Сейчас в качестве эксперимента взяты три возрастных группы, и я думаю, это правильно. Когда получат результат, уже смогут проанализировать. Но я думаю, начинать изучение нового предмета именно с детсадовского возраста будет более эффективно.
- Новый предмет как-то связан с уже изучаемой в школах и колледжах валеологией?
- Он связан абсолютно со всем - и с духовно-нравственным воспитанием, и с валеологией, то есть это как бы интегрированный синтез... Есть же предмет “Познание мира”, мы ведь его почему-то не критикуем, так почему же у нас должны возникать негативные ассоциации при упоминании “Самопознания”? Это ново, мы к этому не привыкли. А подрастающее поколение надо воспитывать именно на самопознании - и тогда у него не будет рабской психологии, на которой выросли мы. Хотим мы этого или нет, но мы ведь с вами не свободные люди, у нас нет внутренней свободы. А подрастающее поколение нужно воспитывать свободными людьми, плюс уважение общечеловеческих ценностей, общественной морали, законов - на все это и направлено самопознание.
- И учебная литература по этому предмету есть?
- Конечно, Сара Назарбаева подарила аудио- и видеотехнику, библиотеку – а это и есть те учебники, по которым детей готовят. Это шикарная библиотека! Пока эксперимент проводился в Алматы, сейчас, слава богу, дошел и до провинции, в частности, до нас. И если он даст нормальные результаты, естественно, мы потом будем рекомендовать и другим школам введение этого предмета.
- Преподавателей его готовили специально?
- Да, они отбирались и готовились очень тщательно, потому что просто так этот предмет, без подготовки педагога, не пойдет - там очень много тонких моментов. И потом, сам педагог должен обладать огромными знаниями психологии, педагогики. То есть он должен быть педагогом в самом высоком смысле этого слова. Все преподаватели прошли специальные подготовительные курсы, получили сертификаты.
- Правда ли, что в основе “Самопознания” лежит учение Порфирия Иванова “Детка”?
- Это не основа, а составляющая часть предмета. Заповеди там нормальные, оздоровление физическое и духовное.
- Известно ли, как этот предмет будет действовать на неокрепшую психику ребенка? Не станет ли он подобием резко критикуемых во многих странах дианетики, саентологии и им подобных учений?
- Вот здесь вы в корне не правы! Напротив, “Самопознание” - это освобождение от всех предрассудков. Сам предмет направлен на то, чтобы вызвать у ребенка интерес к себе, к себе любимому! Возникает вопрос: а не создадим ли мы тогда общество эгоистов? Да, и такая крайность возможна, но вместе с тем мы сможем пробудить в человеке его внутренние силы, чтобы он был более стоек к социальному негативу. Вот она, цель! Так что я думаю, это история еще оценит. Ведь говорят же - не умея любить себя, нельзя полюбить другого, не умея уважать себя, человек не будет уважать другого - отсюда целая цепочка проблем...
Как видим, внятно объяснить цели и задачи нового предмета не удалось даже г-ну Каримжанову, хотя должность обязывает досконально знать, чему во вверенных ему школах будут учить детей. А детская душа - не компьютер, в который можно вложить любую программу, и если что-то не получилось – стереть ее из памяти. А детский сад, школьный класс - не виварий, не лабораторный испытательный стенд, не полигон, где из безопасного укрытия можно наблюдать за тем, как проходит “эксперимент”...
Беда, коль сапоги начнут тачать пирожники, а создавать новые школьные программы - дилетанты. В том, что они нагородят, не смогут разобраться и настоящие профессора, а не такие, каких у нас сегодня большинство - “диссертации” и звания, купленные “за баранов”. Нормально, когда учение полубезумного старика настойчиво внедряется в жизнь в узком кругу родственников и добрых друзей, но зачем тащить его в школы, детские сады, вузы, армию? Кстати, интересно, хотя бы в Министерстве образования и подведомственных ему департаментах и управлениях следуют ли предписаниям “Детки”? По правде говоря, не приходилось еще видеть чиновников, идущих на совещание босиком и в трусах, как наказывал дедушка Порфирий Иванов...
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |