Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.10.2006. ИА Regnum
В связи с обращением парламента Абхазии к Российской Федерации от 18 октября 2006 года с просьбой о признании независимости Республики Абхазия и установлении ассоциированных отношений между Абхазией и Россией, с заявлением выступил депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин.
ИА REGNUM приводит полный текст заявления. "Сегодняшнее обращение парламента Абхазии к Российской Федерации с просьбой о признании независимости Республики Абхазия и установлении ассоциированных отношений между Абхазией и Россией является главным историческим фактом, к которому Россия должна отнестись со всей серьезностью и уважением. Безусловно, после того как в течение 15 лет Россия и весь остальной мир официально не признавали независимость Абхазии, продолжая считать ее частью Грузии, очень трудно удается перейти к признанию абхазской независимости, даже если мы убедились в ее реальности. Лично я убежден, что абхазский народ имеет полное право на самоопределение, а Абхазская ССР имела в соответствии с советскими законами право выбора своей судьбы, когда Грузия стала независимой. Однако по разным причинам, в том числе и весьма конъюнктурным, в России Ельцина и Козырева не считали нужным обращать на это внимание.
Мы живем в России Путина, а 15 лет - достаточный срок, чтобы убедиться в воле населения Абхазии и абхазского народа. Это достаточный срок, чтобы убедиться в том, что власти Грузии - все равно нынешней или прежней - не готовы к признанию своих ошибок в отношении Абхазии или Осетии и подменяют диалог с другой стороной оголтелой националистической пропагандой и приготовлениями к войне. В этих условиях Россия (и не только Россия) имеет право вернуться к определению своей позиции и начать процесс признания Абхазии, как впрочем, и Южной Осетии. Хочу подчеркнуть, что даже при полной убежденности в правоте постановки вопроса о признании независимости Абхазии, это признание - не просто акт, а процесс. Так к нему и надо относиться, не требуя от Москвы незамедлительного согласия на обращение Абхазии. В Абхазии должны знать, и Федеральное Собрание Российской Федерации, и Государственная Дума РФ в частности, должны сделать все от них зависящее, чтобы сигнал из Абхазии был услышан в Москве, и началась работа. Работа не только над фактическим овеществлением признания независимости Абхазии со стороны России, но и рекрутированию других, третьих стран, государств, признающих реальную независимость Абхазии. Признание же Россией независимости Абхазии и установление соответствующих отношений должно произойти в наиболее благоприятный момент.
Я против того, чтобы обольщаться насчет реакции ряда стран на признание Россией Абхазии, в том, чтобы сомневаться в последствиях такого признания в российско-грузинских отношениях. Это выбор, и надо относиться к этому вопросу, как к вопросу выбора, - между Абхазией, которая хочет быть близкой России, и Грузии, которая этого не хочет. Уверен, что грузинский народ совершенно зря ведут по пути конфронтации с Абхазией и Осетией, увлекают идеей возврата этих территорий. Грузинский народ достоин прямого разговора и честного объяснения, почему ни мирным, ни военным путем это недостижимо.
Думаю, что такой подход к независимости Абхазии не означает с нашей стороны отказа от обсуждения других тем, которые присутствуют и будут присутствовать при любом исходе урегулирования грузино-абхазского конфликта. Речь идет о беженцах из Абхазии, судьба которых должна быть устроена: путем возвращения всех, кто не замешан в военных преступлениях, в места компактного проживания грузинского населения на территории Абхазии, путем полноценной компенсации тем беженцам из районов со смешанным населением, чью безопасность пока трудно гарантировать в случае их возвращения. Точно также совершенно резонным является требование к Грузии о возмещении ею ущерба, нанесенного Абхазии в результате инспирированного властями Грузии грузино-абхазского конфликта. Однако эти проблемы не должны нас заводить в тупик при обсуждении самого права народа Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха на самоопределение и независимость".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |