Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основные направления поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе представляют собой систему практических мер по созданию эффективных механизмов взаимодействия российского государства с зарубежной диаспорой в интересах защиты и поощрения прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, более адекватному обеспечению их законных интересов и сохранению этнокультурной самобытности, а также активизации их роли в расширении сотрудничества России с зарубежными государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в Российской Федерации.
Правовую основу действий Российской Федерации по поддержке соотечественников составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней и внутренней политики. Реализация мероприятий по поддержке соотечественников в конкретных зарубежных государствах осуществляется в рамках и с учетом национального законодательства этих государств и общепринятой мировой практики.
Поддержка соотечественников за рубежом предполагает использование всего имеющегося арсенала механизмов, форм и методов политико-дипломатического, экономического, культурного, гуманитарного и информационного характера в общем контексте обеспечения национальных интересов Российской Федерации.
Работа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений России с российской диаспорой за рубежом проводится в интересах развития ее собственной активности в сотрудничестве с институтами российского гражданского общества.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
Главными целями поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом являются:
всестороннее содействие полноценной реализации и эффективному обеспечению прав и свобод соотечественников, а также их других законных интересов в странах проживания на основе соблюдения норм международного права;
налаживание и развитие всесторонних связей Российской Федерации с соотечественниками, а также их организациями;
активизация роли соотечественников и их организаций в расширении равноправных и взаимовыгодных отношений России с зарубежными государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в Российской Федерации.
Реализация этих целей является одним из важнейших факторов укрепления международной стабильности и безопасности, углубления взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения национальных интересов России. Эффективное решение наиболее острых и масштабных проблем соотечественников, проживающих, в частности, в «ближнем» зарубежье, составляет важное условие формирования вдоль российских рубежей надежного пояса добрососедства и сотрудничества.
Российская Федерация исходит из того, что основную ответственность за гарантированное осуществление индивидуальных и коллективных прав, за обеспечение достойных условий социального существования всех своих жителей несут государства их проживания (пребывания).
Россия твердо настаивает на предоставлении и обеспечении соотечественникам в государствах их проживания полного объема гражданских, политических, социальных. экономических, культурных и иных прав и свобод в соответствии с общепризнанными международными нормами и стандартами, строит практические отношения с этими государствами в соответствии с их готовностью должным образом обеспечивать указанные права и свободы.
Российская политика в отношении соотечественников за рубежом направлена на их адаптацию и интеграцию в жизнь стран проживания при добровольном сохранении этнокультурной самобытности, а также на формирование механизмов их законной, контролируемой миграции в Россию, достижение оптимального баланса между этими процессами. Россия, в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством, намерена принимать на своей территории соотечественников, переселяющихся на добровольной основе или вследствие возникновения чрезвычайных обстоятельств в странах их нынешнего проживания.
Выступая в защиту принципа культурного многообразия, Российская Федерация придает важное значение развитию и распространению за рубежом русской культуры и русского языка, а также поддерживает меры по сохранению в среде соотечественников иных родных для них языков и культур.
Важной частью задачи содействия адаптации и интеграции соотечественников является поддержка их самоорганизации. Решение этой задачи способно существенно расширить возможности соотечественников законными средствами обеспечивать в стране проживания свой равный статус с гражданами других национальностей, адекватное политическое представительство и участие в принятии решений, доступ к материальным и иным ресурсам, что является необходимым условием для сохранения и развития собственной культуры соотечественников наряду с приобщением к культуре страны проживания.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
3.1. Использование действующих и создание новых международных механизмов и процедур обеспечения и защиты прав и основных свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам
В двусторонних отношениях с зарубежными государствами и других формах международного сотрудничества Российская Федерация учитывает правовое и социально-экономическое положение соотечественников. Россия исходит из того, что плодотворное двустороннее и многостороннее сотрудничество, в том числе политическое, торгово-экономическое, научно-техническое и военное, возможно при соблюдении соответствующими государствами всего комплекса прав и свобод проживающих там российских соотечественников, включая право на получение гражданства страны проживания, сохранение культурной самобытности, свободное пользование родным языком.
С учетом особой значимости русского языка как одного из мировых языков, являющегося средством межнационального общения на постсоветском пространстве и рабочим языком СНГ, Российская Федерация, в соответствии с нормами международного права и общепринятой практикой, принимает все возможные меры для поддержания статуса и расширения сферы использования русского языка, в том числе в качестве официального.
Будучи приверженной соблюдению общепризнанных международных норм в области обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, Россия намерена совместно с другими государствами прилагать энергичные усилия к приведению национальных законодательств и правоприменительной практики всех государств в соответствие с международными нормами и их международными обязательствами.
Россия поддерживает принцип, согласно которому обеспечение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, не является исключительно внутренним делом государства. В этой связи Российская Федерация призывает к интенсификации сотрудничества в сфере прав человека в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Совета государств Балтийского моря, других международных организаций.
Россия открыта для сотрудничества с международными и национальными неправительственными правозащитными и религиозными организациями, осуществляющими мониторинг соблюдения прав человека, ожидая от них реального вклада в улучшение положения соотечественников, в повсеместное укрепление верховенства права, в создание и упрочение демократических институтов.
Необходимым условием создания благоприятного политического климата и установления мер доверия между странами является принятие соответствующих обязательств государствами, пока не присоединившимися к основополагающим международно-правовым актам о правах и основных свободах человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Россия намерена в случае необходимости выносить вопросы обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, для рассмотрения на заседаниях высших уставных органов СНГ, а также в рамках двухсторонних контактов с руководством государств - участников СНГ и государств Балтии.
Россия выступает за интенсификацию переговоров с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии по заключению двусторонних и многосторонних соглашений о формах и способах урегулирования всего комплекса проблем, связанных с правовым и гражданским статусом соотечественников. Акцент при этом делается на выработку эффективных и надежных гарантий достойного и полного обеспечения их гражданских, политических, социальных, культурных, религиозных и иных прав и свобод, а также создание механизмов реализации достигнутых договоренностей. Особое внимание уделяется правам соотечественников - граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, проживающих за пределами России, решению проблемы приобретения последними гражданства.
Исходя из того, что нарушения прав человека и дискриминация по этническому, языковому, религиозному и иным признакам препятствуют нормальной адаптации соотечественников в государствах проживания, служат одной из основных причин их вынужденных перемещений, Российская Федерация придает большое значение мониторингу соблюдения этих прав и считает своим долгом информировать отечественную и мировую общественность о положении российской диаспоры в зарубежных государствах, включая государства - участники СНГ и страны Балтии.
Меры по формированию условий для реального соблюдения прав и свобод соотечественников, в том числе с использованием международных механизмов и процедур, изложены в приложении № 1.
3.2. Финансовая и экономическая поддержка соотечественников в странах нового зарубежья.
Исходя из того, что значительная часть соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, относится к социально незащищенным слоям населения, Российская Федерация рассматривает оказание им помощи и поддержки как одну из важных составных частей государственной политики в отношении соотечественников в этих странах. Для этих целей используются средства федерального бюджета в пределах ассигнований соответствующего года. Прямая финансовая поддержка (в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств) будет оказываться в первую очередь социально не защищенным группам соотечественников, проживающим (пребывающим) в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии.
При этом поддерживаются усилия неправительственных организаций, привлекающих средства из внебюджетных источников.
Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки соотечественникам представлены в приложениях №№ 2 и 4.
3.3. Развитие гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей и контактов с соотечественниками.
Российская Федерация поддерживает развитие сотрудничества с соотечественниками в области образования, культуры и искусства, в различных сферах научных, гуманитарных, информационных, деловых, профессиональных, спортивных, детских, молодежных, женских, ветеранских, парламентских, творческих, религиозных и других контактов и связей, в том числе на основе многосторонних и двусторонних соглашений с зарубежными государствами, и способствует их последовательной реализации.
Позиция России строится на необходимости учитывать культурные, информационные, образовательные, религиозные и иные духовные потребности соотечественников, их готовность взаимодействовать с российскими государственными и неправительственными структурами в осуществлении проектов гуманитарного, культурного, научного и иного характера.
К основным направлениям деятельности в сфере культурного присутствия России в зарубежных государствах относятся: создание и развитие сети российских центров науки и культуры, прежде всего в ближайших для России государствах, интенсификация культурных связей на основе имеющихся договоров и соглашений и заключения новых;
содействие всем видам обменов и контактов между Российской Федерацией и соотечественниками; популяризация культуры народов России за рубежом.
Россия намерена продолжать оказывать содействие соотечественникам в получении образования и повышении квалификации в учебных и научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации, а также в рамках межправительственных договоренностей и на базе договоренностей между соответствующими организациями поддерживать деятельность средних, средних специальных, высших и иных образовательных учреждений с преподаванием на русском языке в зарубежных странах, способствовать налаживанию их сотрудничества с российскими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.
Вместе с тем, признавая особую роль семьи и семейного воспитания в сохранении этнокультурной идентичности, осознании причастности к исторической судьбе России независимо от места конкретного проживания, Российская Федерация будет всячески способствовать процессам неформального сплочения своих соотечественников в каждом государстве, прежде всего по линии создания детских, юношеских и женских клубов, любых совместных видов организации семейного досуга, проведения общероссийских, национальных и традиционных религиозных праздников.
Российская Федерация содействует реализации прав соотечественников на получение, использование и распространение информации на русском и других языках народов России, на сохранение и развитие информационных связей между российской диаспорой и Российской Федерацией, а также внутри российской диаспоры. В этих целях Россия принимает меры по заключению межгосударственных соглашений по сотрудничеству в целях обеспечения этнокультурных, образовательных, информационных, языковых и иных потребностей соотечественников, а также по реализации соответствующих программ сотрудничества.
Российская Федерации содействует и поощряет развитие всесторонних контактов и связей между общественными организациями и отдельными гражданами в России и в странах проживания соотечественников, а также развитие общественных инициатив, направленных на поддержку и взаимодействие с соотечественниками за рубежом, включая создание специализированных общественных организаций.
Российская Федерация приветствует и поощряет в рамках действующего законодательства сотрудничество соотечественников и их организаций с российскими предпринимательскими структурами всех форм собственности.
Меры содействия развитию гуманитарных, культурных, образовательных, информационных и других связей и контактов с соотечественниками изложены в приложении № 2.
3.4. Поддержка общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников
Россия в рамках своего национального законодательства и в соответствии с нормами международного права оказывает поддержку общественным организациям соотечественников, деятельность которых осуществляется в соответствии с законодательством стран проживания и направлена на сохранение их этнической и культурной самобытности, защиту и обеспечение прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, развитие и укрепление контактов с Россией.
Особое значение придается мерам в поддержку молодежных организаций соотечественников, русскоговорящей молодежи, сохранению и развитию их связей с Россией.
Важным направлением является также взаимодействие с религиозными объединениями соотечественников, особенно в тех местах, где они являются весомым фактором сплочения соотечественников или нуждаются в помощи и защите от дискриминации и притеснений. Россия готова содействовать социально значимым инициативам Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий по духовной и культурной помощи соотечественникам.
Россия намерена поощрять инициативы российских государственных и общественных организаций в их контактах с общественными организациями и иными структурами соотечественников, а также содействовать объединению их усилий для конструктивной деятельности в этой области.
В интересах консолидации российской диаспоры Россия с пониманием относится к инициативе соотечественников по созданию всемирной и региональных международных неправительственных общественных организаций российской диаспоры, объединяющих юридических и физических лиц - резидентов зарубежных стран и Российской Федерации.
Загранучреждения МИД России, российские центры науки и культуры за рубежом, представительства других российских министерств и ведомств осуществляют постоянные контакты с общественными организациями соотечественников, информируют их представителей о государственной политике Российской Федерации на этом направлении.
Меры поддержки общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников изложены в приложении № 3.
3.5. Поддержка социально незащищенных категорий соотечественников
Российская Федерация в рамках, установленных национальным законодательством, и на основе межгосударственных договоренностей оказывает поддержку социально незащищенным категориям соотечественников. Наиболее нуждающимся, а также оказавшимся в экстремальных ситуациях соотечественникам, проживающим (пребывающим) прежде всего в странах СНГ и Балтии, может в утвержденном порядке и на индивидуальной основе предоставляться прямая финансовая и иная материальная помощь. Для этих целей используются средства федерального бюджета в пределах ассигнований соответствующего финансового года.
Специальное внимание уделяется оказанию материальной поддержки соотечественникам - ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, которые проживают в тех государствах, законодательство которых не предусматривает предоставления им льгот, аналогичных по объему и содержанию льготам, установленным законодательством Российской Федерацией.
Меры поддержки социально незащищенных слоев соотечественников представлены в приложении № 4.
4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИИ
Реализация мер по поддержке соотечественников за рубежом осуществляется путем скоординированных и последовательных усилий федеральных органов власти и управления, органов исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации с привлечением иных заинтересованных партнеров, включая общественные, религиозные и иные организации, хозяйствующие субъекты, средства массовой коммуникации.
Координирующим органом Правительства Российской Федерации, обеспечивающим эту работу, является Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (далее - Правительственная комиссия).
Финансирование соответствующих мероприятий, реализуемых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых ежегодно на цели поддержки соотечественников за рубежом.
Правительственная комиссия по представлению МИД России рассматривает и утверждает направления использования средств федерального бюджета, выделяемых ежегодно на цели поддержки соотечественников за рубежом, вносит в них изменения и дополнения, контролирует исполнение в установленном порядке.
Правительственная комиссия принимает также меры по привлечению на поддержку соотечественников средств из внебюджетных источников и, по согласованию, из бюджетов субъектов Российской Федерации. Использование этих средств осуществляется в установленном порядке.
Порядок использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом определяется Правительством Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002-2005 гг.
Меры по формированию условий для эффективной защиты и поощрения прав и свобод соотечественников, в том числе с использованием международных механизмов и процедур
Мероприятия |
Исполнители |
1. Взаимодействие с зарубежными государствами и международными организациями в целях защиты прав и законных интересов соотечественников. |
МИД России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) |
2. Формирование дополнительных механизмов защиты прав соотечественников, в том числе создание при Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом рабочей группы по оказанию правовой помощи соотечественникам, разработка и внедрение комплекса конкретных мер защиты и оказания правовой помощи. |
МИД России, Минюст России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России при участии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (по согласованию) |
3. Поддержка деятельности правозащитников и адвокатов, отстаивающих права соотечественников в правоохранительных органах и судах в странах проживания с использованием международных механизмов и процедур. |
МИД России, заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) с участием правозащитных неправительственных организаций (по согласованию) |
4. Разработка и продвижение инициатив по созданию дополнительных международно-правовых инструментов и процедур, а также совершенствованию механизмов действующих инструментов и процедур защиты и обеспечения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. |
МИД России, МВД России, ФСБ России |
5. Подготовка предложений по приведению Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. |
МИД России, заинтересованные министерства и ведомства с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) |
6. Мониторинг положения соотечественников за рубежом и подготовка на его основе ежегодного доклада «О положении соотечественников за рубежом и реализации мер по их поддержке». Доведение основных положений ежегодного доклада до сведения общественности, средств массовой информации, международных организаций и иностранных государств, общественных и религиозных организаций соотечественников. |
МИД России, Росзарубежцентр, МПТР России, ИТАР-ТАСС |
7. Информационная поддержка общественных организаций соотечественников в государствах-участниках СНГ и странах Балтии по созданию механизмов правовой помощи в целях защиты прав соотечественников в государствах проживания (пребывания). |
МИД России, Минюст России с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации |
8. Предоставление средствам массовой информации официальных материалов о положении соотечественников за рубежом. Использование возможностей Интернета для информирования общественности России и зарубежных стран о состоянии с соблюдением прав соотечественников за рубежом и принимаемых мерах по их защите. |
МИД России, МПТР России, ИТАР-ТАСС с участием комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию) |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией
соотечественников за рубежом в 2002-2005 гг.
Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки, развитию гуманитарных, культурных, образовательных, научных, информационных и деловых связей и контактов с соотечественниками
Мероприятия |
Исполнители |
1. Разработка методик составления заявок на финансирование мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом, а также критериев их экспертизы и отбора наиболее перспективных предложений. |
МИД России, Минфин России |
2. Использование механизмов международного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами (прежде всего - приграничного и межрегионального сотрудничества с сопредельными странами) в интересах налаживания экономических связей соотечественников за рубежом и их организаций с хозяйствующими субъектами Российской Федерации. |
Минэкономразвития России, Минпромнауки России, МНС России, ГТК России, МИД России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
3. Содействие организациям соотечественников в получении информации о ситуации на российских региональных рынках труда и о потребностях в рабочей силе, привлекаемой для постоянной, временной и сезонной работы, а также об условиях добровольного переселения в Россию. |
Минтруд России, МВД России, МИД России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
4. Проведение двухсторонних переговоров с государствами-участниками СНГ и государствами Балтии о мерах по реализации Соглашений о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках СНГ. |
Минобразование России, МИД России, Росзарубежцентр |
5. Разработка и налаживание механизмов оказания методической помощи действующим российско-национальным (славянским) университетам, стационарным филиалам ведущих вузов в странах СНГ, иным образовательньм учреждениям такого рода за рубежом. |
Минобразование России, МИД России, Росзарубежцентр, МГУ им. М.В.Ломоносова |
6. Проработка и реализация проектов по целевому расширению возможностей очных и заочных (дистанционных) форм обучения в российских образовательных учреждениях соотечественников различных возрастных категорий. |
Минобразование России, Минфин России, МИД России, Росзарубежцентр |
7. В рамках отпущенных средств из федерального бюджета внесение в интересах соотечественников необходимых изменений в распределение квот государственных стипендий, выделяемых ежегодно для обучения в вузах России иностранных студентов. |
Минобразование России, МИД России |
8. Проработка предложений по восстановлению сети образовательных курсов, в том числе по русскому языку, в «дальнем» зарубежье. |
Росзарубежцентр, МИД России, Минобразование России |
9. Проведение в Российской Федерации олимпиад по русской словесности и другим гуманитарным, естественнонаучным и прикладным дисциплинам для учащихся образовательных учреждений зарубежных государств из числа соотечественников. |
Минобразование России, Росзарубежцентр, МИД России, Минфин России, Российская академия образования, МГУ им. М.В.Ломоносова, Институт русского языка им. А.С.Пушкина, заинтересованные органы исполнительной власти субъектов РФ |
10. Организация повышения квалификации научно-педагогических кадров для учреждений образования с русским языком обучения зарубежных стран. Содействие организации и проведению ежегодного конкурса «Лучший учитель русской словесности» среди педагогов школ с русским языком обучения государств-участников СНГ и государств Балтии. |
Минобразование России, МИД России, Минфин России, МГУ им. М.В.Ломоносова, Институт русского языка им. А.С.Пушкина (по согласованию) |
11. Осуществление проектов целевых поставок, в том числе на коммерческой основе, учебно-методической литературы для общеобразовательных, воскресных школ, иных образовательных учреждений, осуществляющих обучение на языках народов России в зарубежных государствах. |
Минобразование России, Минфин России, ГТК России, МИД России, Росзарубежцентр, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
12. Поддержка театров, профессиональных творческих коллективов и студий, действующих за рубежом и пропагандирующих российскую культуру. Организация творческих семинаров, встреч и мастер-классов для творческих деятелей - соотечественников из государств-участников СНГ и государств Балтии. Оказание содействия известным деятелям культуры и искусства, писателям, художникам, молодым дарованиям из среды соотечественников, в том числе содействие их участию в творческих международных конкурсах. |
Минкультуры России, Росзарубежцентр, Минфин России, МИД России, Российский фонд культуры (по согласованию), Литературный институт им. М.Горького (по согласованию) |
13. Подготовка и реализация проектов за счет привлечения внебюджетных источников по изданию литературных произведений писателей из числа соотечественников за рубежом в серии «Библиотека русского зарубежья». |
Минкультуры России, Российский фонд культуры, Литературный институт им. М.Горького (по согласованию) с привлечением неправительственных организаций и российских компаний (по согласованию) |
14. Осуществление мер по выявлению и сохранению в странах проживания соотечественников памятников, связанных с культурой и историей России. |
Росзарубежцентр, Минкультуры России, МИД России |
15. Организация в странах проживания соотечественников семейных конкурсов на знание истории и культуры России с приглашением победителей на отдых в Российскую Федерацию. |
Росзарубежцентр, МИД России, Минкультуры России, ИТАР-ТАСС, ВГТРК |
16. Подготовка и распространение среди соотечественников за рубежом цикла специальных книг для семейного чтения по истории, географии, экономике, народонаселению, государственному устройству, политической и культурной жизни современной России. |
МИД России, Минобразование России, Минкультуры России, МПТР |
17. Подготовка и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложений по созданию в странах СНГ российских центров науки и культуры. |
МИД России, Росзарубежцентр, Минфин России |
18. Проведение в зарубежных государствах Дней культуры регионов России, тематических выставок, презентаций, конференций и иных мероприятий с привлечением соотечественников и их организаций. |
Росзарубежцентр, Минкультуры России, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации |
19. Взаимодействие с русскоязычными средствами массовой информации за рубежом в интересах передачи соотечественникам объективной информации о событиях в России. |
МИД России, ИТАР-ТАСС, МПТР России, ВГТРК, Всемирная ассоциация русской прессы (по согласованию) |
20. Проработка и принятие проектов, в том числе на коммерческой основе, связанных с расширением теле- и радиовещания из России на различные страны и регионы мира, подготовкой специализированных программ и акций. |
МПТР России, ВГТРК, ИТАР-ТАСС, МИД России |
21. Распространение периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов на родных языках соотечественников, в том числе на основе принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров Российской Федерации. |
МПТР России, ВГТРК, Минфин России, ИТАР-ТАСС, МИД России, Агентство «Роспечать» |
22. Организация схем, механизмов и форм подписки соотечественников за рубежом и их общественных и религиозных организаций на периодические издания, выходящие в Российской Федерации. |
МИД России, Минфин России, Агентство «Роспечать» |
23. Создание при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации консультативных органов по связям с соотечественниками за рубежом |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), заинтересованные комиссии и комитеты палат Федерального собрания Российской Федерации (по согласованию), МИД России |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002-2005 гг.
Меры по поддержке общественных организаций (ассоциаций) и объединений соотечественников, их проектов и инициатив
Мероприятия |
Исполнители |
1. Содействие процессам самоорганизации соотечественников, оказание помощи в проведении объединительных мероприятий, конференций, целевых семинаров и школ для актива общественных структур соотечественников. |
МИД России, Росзарубежцентр, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
2. Содействие реализации инициатив по созданию всемирной и региональных международных неправительственных организаций российских соотечественников. Создание инфраструктуры информационных и деловых связей между активно действующими организациями соотечественников |
Росзарубежцентр, МИД России, Минэкономразвития России, ИТАР ТАСС, органы исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию) |
3. Налаживание и поддержание контактов с заинтересованными общественными и религиозными организациями соотечественников, физическими лицами, проработка конкретных проектов поддержки и взаимодействия с соотечественниками. |
МИД России, Росзарубежцентр, ИТАР-ТАСС, ВГТРК |
4. Привлечение общественных и религиозных организаций соотечественников к деятельности попечительских советов совместных университетов и иных образовательных учреждений, а также филиалов образовательных учреждений России, создаваемых на территории государств-участников СНГ и государств Балтии. |
Минобразование России с участием Совета ректоров российских вузов (по согласованию), Росзарубежцентр, МИД России |
5. Содействие общественным и религиозным организациям соотечественников за рубежом в осуществлении ими культурной, просветительской, информационной, гуманитарной деятельности, издании газет, бюллетеней, подготовке теле- и радиопрограмм, создании и поддержке веб-сайтов, а также в иной законной деятельности. Целевая закупка и поставка издаваемой в России художественной и социально значимой русской литературы для нужд библиотек, обслуживающих общественные и религиозные организации российских соотечественников за рубежом. |
МИД России, Росзарубежцентр, Минфин России, Минкультуры России, Минобразование России, МПТР России, ГТК России, ИТАР-ТАСС, органы исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к Основным направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002-2005 гг.
Меры по поддержке социально незащищенных слоев соотечественников
Мероприятия |
Исполнители |
1. Организация медицинской реабилитации ветеранов Великой Отечественной войны (и приравненных к ним категорий ветеранов) из государств-участников СНГ и государств Балтии, в том числе в лечебных и санаторных учреждениях Российской Федерации и государств проживания (пребывания). |
Минздрав России, Минтруд России, МИД России, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
2. Разработка и осуществление иных мер материальной помощи прежде всего соотечественникам - ветеранам Великой Отечественной войны, которые проживают в тех зарубежных государствах, законодательство которых не предусматривает предоставления им льгот, аналогичных по объему и содержанию льготам, установленным законодательством Российской Федерацией. |
Минтруд России, МИД России, Минфин России, |
3. Организация в Российской Федерации оздоровительного отдыха детей-соотечественников из социально незащищенных семей. |
Минздрав России, МИД России, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию). |
4. Оказание прямой финансовой помощи социально незащищенным категориям соотечественников на индивидуальной основе. |
МИД России, Минфин России. |
5. Подготовка соглашений в области социального обеспечения с государствами Балтии. |
Минтруд России, МИД России. |
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |