Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19.10.2006. Голос Армении (Ереван)
Рубен Грдзелян
«Армения находится в сложном, но не в безнадежном геополитическом положении», – заявил в интервью «ГА» депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН.
– Константин Федорович, последнее обострение российско-грузинских отношений стало причиной бездействия связывающей Армению с Россией автомобильной дороги, а также поставило под угрозу деятельность основной, жизненно необходимой для Армении Грузинской железной дороги. Как вы оцениваете эту ситуацию?
– Транзит через Грузию был затруднен и в прежние времена, поскольку в результате грузинского транзита товары, поставляемые из России в Армению и обратно, существенно дорожают. В настоящее время существует потенциальная угроза армянского транзита по грузинской территории коммуникаций, но проблем нет, есть только их ожидание. Мы понимаем, что конфронтация российско-грузинских отношений не может радовать Армению, и мы не призываем вас к тому, чтобы вслед за Россией без достаточных оснований вы осложняли отношения с Грузией. Мы рассчитываем только на ваше понимание.
Поскольку в Армении живут не только умные, но и гордые люди, то они должны понимать, что действиями Грузии были задеты честь и достоинство России. Если же Грузия станет чинить препятствия для транзита Армении, то Россия будет рассматривать эти действия как блокадные меры Грузии по отношению к Армении, которая является нашим союзником в соответствии с Договором о коллективной безопасности. Что касается закрытия КПП «Верхний Ларс» без оповещения заранее армянской стороны, то, поскольку все предпринимаемые в этом направлении меры правительства России являются экстраординарными, не исключено, что реализующие их люди допускают ошибки. Я считаю, что ситуация в Грузии требовала срочных консультаций между Арменией и Россией, и надеюсь, что подобные консультации имели место на определенном, непубличном уровне. Я сожалею, что мы вынуждены принимать подобные закрытию «Верхнего Ларса» меры.
На прошлой неделе я внес в Госдуму проект резолюции о неотложных вопросах российско-грузинских отношений, в которой Дума выражает свое сожалением в связи с тем, что предпринимаемые Россией меры задевают интересы граждан Грузии. Более того, в начале этого процесса были даже случаи, когда были задеты интересы граждан России грузинской национальности. Это происходит от неуместного рвения и перегибов. В проекте резолюции мы подчеркнули, что Россия уважает грузинский народ и ценит тот вклад, который российские грузины вносят в развитие России. Россия – такая же родина для грузин и армян, как и для других наций и народностей, проживающих в нашей стране. Я даже предложил упростить для желающих получить российское гражданство и проживающих в России на законных основаниях грузин процесс принятия гражданства. Но мое предложение, к сожалению, не получило поддержки депутатского корпуса.
– Как вы оцениваете работу армяно-российской межправительственной комиссии в направлении смягчений последствий обострения российско-грузинских отношений для Армении?
– На мой взгляд, межправкомиссия – это инструмент, который вряд ли можно чем-либо заменить. Многие проекты и решения удается продвигать именно благодаря тесному сотрудничеству правительств двух стран. Более того, ее деятельность дает основу для более политизированных и эффективных обсуждений в рамках межпарламентской комиссии. Однако говорить о том, что межправкомиссия решает все проблемы, будет неверно. В первую очередь, это коммуникационная проблема. До последнего времени сторонам удалось продвинуться в возобновлении железнодорожного движения по территории Абхазии, начал формироваться консорциум, который должен был управлять этим процессом. К сожалению, все это упирается в политические проблемы, связанные с деятельностью властей Грузии. Возможно ли вести работу по возобновлению движения, когда Саакашвилим предпринимает авантюры в Кодорском ущелье, переименовывает его в Верхнюю Абхазию, размещает там некое правительство в изгнании? Все это формирует отрицательную атмосферу, в которой абхазская сторона не будет соглашаться на переговоры с Тбилиси. В этих условиях необходимо искать альтернативные грузинскому коммуникационные пути между Арменией и Россией. Я думаю, что альтернативой может стать транзит по территории Ирана.
Тем не менее межправкомиссия способствует решению ряда других проблем. К примеру, последнее подорожание российского газа. Год назад многие в Армении были взбудоражены этой перспективой и, на мой взгляд, выражали вполне обоснованные претензии, говоря о том, что повышение цен для союзника необходимо мотивировать не только экономическими, но и другими причинами. К моему удовлетворению, в том числе благодаря и работе межправкомиссии, удалось найти формулу компенсации этого удорожания, 188 миллионов долларов, которые Армения получает в виде инвестиций в 5-й блок Разданской ТЭС, по этому соглашению пойдут на компенсации потребителям газа в Армении.
– Константин Федорович, оценивают ли в России, что затягивание этой ситуации в Грузии может поставить Армению перед неизбежностью пересмотра внешней политики?
– В связи с ситуацией в Грузии мы не ждали и не ждем от Армении каких-либо действий. Но я бы желал, чтобы в Армении разобрались в ситуации объективно и вынесли бы собственное суждение. Наше совместное участие, как минимум в ОДКБ, позволяет говорить о том, что Армения тоже должна была выразить свое отношение к факту провокаций Грузии против России хотя бы на уровне заявления МИД. Одно заявление в выдержанных тонах позволило бы кое-кому в Грузии призадуматься над всей ситуацией. Складывается парадоксальная ситуация: территориально отделяющая двух союзников – Армению и Россию – страна ведет себя непредсказуемо, авантюрно и готова в любую минуту рискнуть. Более того, поддерживает на международном уровне всякие осуждающие Армению резолюции и документы и ни на минуту не задумывается о своем южном соседе. Я прекрасно понимаю щепетильность Армении во внешней политике, у нее непростые отношения с Азербайджаном и напряженные – с Турцией, Но, к примеру, если Грузия войдет в НАТО, то с севера вашей страны НАТО будет представлено не Францией, а Турцией. Проводимая сегодня Грузией политика противоречит интересам Армении.
– Это нежелательное для нас развитие ситуации, но такой сценария не исключен...
– Это не только нежелательное развитие, но и вполне вероятное, если занимать по этому поводу отстраненную позицию и ничего не делать. Сегодня с ошибками и с какими-то явными перегибами, но мы пытаемся свои позиции доказать Грузии, что ее подобное поведение обязательно получит противодействие России.
– Российское противодействие Грузии на протяжении последних нескольких лет не приносит результатов – Абхазская железная дорога простаивает, российские военные базы уходят из Грузии. В связи с этим в Армении растет осознание неизбежности ориентации Грузии на Запад и сползании туда вместе с ней и Армении.
– Мне трудно поверить в то, что Армения может стать заложником авантюристской политики грузинского руководства. Ведь кроме Грузии, Азербайджана и Турции она граничит и с Ираном, в целом же нам трудно обижаться на Армению, когда она развивает свои отношения с Западом (к примеру, Год Армении во Франции). Но меня не радует, когда в Армении на средства национального правительства открывается информационный центр НАТО. Возникает резонный запрос: а почему не открывается информационный центр ОДКБ, членом которой ваша страна является? Я считаю, что Армения находится в сложном геополитическом положении, не совсем не безнадежном. Более того, я не убежден, что в этой конфронтации России с Грузией мы потерпим поражение. К примеру, власти Грузии были убеждены, что осуждающие ее действия резолюцию Совет Безопасности ООН не одобрит. Она была принята, поскольку в мире есть много проблем, в которых Россия участвует и увязывает одно с другим. И грузинское государство здесь никак не может конкурировать с Россией. Поэтому не стоит говорить о предопределенности развития событий. Проводимый нынешним руководством Грузии курс рано или поздно приведет к кризису в самой Грузни, поскольку куда бы эта страна ни двигалась, географически останется на месте и будет оставаться соседом России.
P.S. Под конец мы попросили господина Затулина прокомментировать смысл преподнесенной в ходе празднования в Москве победы нашей шахматной сборной председателю Федерации шахмат Армении министру обороны Сержу Саркисяну игровой рулетки.
– Честно говоря, приехав в Армению, я с удивлением узнал, что эта тема многих взволновала и стала основанием для пересудов. Это была шутка. Поздравляя сборную, в шутку сказал, что удача никому не помешает, и подарил Шахматной федерации эту рулетку (дарить шахматистам шахматы, согласитесь, как минимум, странно), Я ее подарил, поскольку считаю, что удача, раз поселившись, не должна покидать Армению. Это был отчасти и личный подарок, поскольку Армения вступает сейчас в предвыборные процессы. Мы желаем успехов всем политическим силам, не вмешиваемся и уважаем, демократический процесс в Армении. Но все-таки у нас, лично у меня, если хотите, есть свои ставки, есть свои фавориты в этой политической кампании. Я считаю, что от добра добра не ищут, и тот уровень отношений, который установлен сегодня между Россией и Арменией, несмотря на все сложности, придает нам уверенности в Армении, в ее правящей политической команде, лидером которой является Серж Саркисян. Именно поэтому я сделал этот символический подарок. Я слышал, что эта тема приобрела характер слухов и домыслов, мне приписывают слова, не сказанные мною. Это был просто дружеский подарок, сделанный в шутку и в связи с победой на шахматной олимпиаде.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |