Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Анатолий Гриценко примеряет голубую каску

30.10.2006. Коммерсант-Украина

Мустафа Найем

Министр обороны объявил о создании миротворческого контингента в рамках ГУАМ

Министр обороны Анатолий Гриценко в пятницу сообщил, что миротворческий контингент в рамках "Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ" может быть создан уже в середине 2007 года. Ранее говорилось, что одной из ближайших задач этого объединения должна стать замена российского миротворческого контингента на территории Грузии и Молдавии. В государственной думе Российской Федерации такую замену считают невозможной и предупреждают об ухудшении украинско-российских отношений.

В минувшую пятницу министр обороны Анатолий Гриценко назвал предполагаемые сроки создания совместного со странами ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) миротворческого контингента. "Я думаю, что это произойдет в первой половине 2007 года",– сказал министр. Он отметил, что на данный момент уже состоялись несколько раундов переговоров, в ходе которых были "отработаны структура и задача контингента". Господин Гриценко подчеркнул, что осталось лишь дождаться решений глав оборонных ведомств стран–членов ГУАМ, которые будут вынесены на рассмотрение президентов. При этом он отказался сообщить подробности переговоров до принятия окончательного решения.

Отметим, что тема создания объединенного миротворческого контингента стран–членов "Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ" обсуждается с 2005 года. Предварительное решение о создании миротворческого подразделения было принято еще в ходе прошлогоднего саммита руководителей советов безопасности стран–членов ГУАМ в Кишиневе.

Несмотря на то что господин Гриценко отказывается говорить о задачах контингента, ближайшие цели нового миротворческого объединения уже известны. На встрече глав МИДов стран–членов ГУАМ, состоявшейся в Нью-Йорке 25 сентября, единогласно было принято решение, что на смену российским миротворцам в конфликтных зонах на территории Грузии и Молдавии должны прийти полицейские миротворческие силы ГУАМ. Более того, на встрече также уточнялось, что "голубые каски" ГУАМ следует активно задействовать в миротворческих операциях в зонах абхазского и южноосетинского конфликтов.

Решение о создании объединенного миротворческого контингента Грузия восприняла одобрительно. "Украина является лидером не только в регионе, но и в самом ГУАМ, и такое заявление со стороны господина Гриценко очень важно,– сообщил Ъ посол Грузии на Украине Григол Катамадзе.– Мы всегда говорили, что в числе главных сторон сотрудничества в рамках ГУАМ находятся военная, военно-техническая и сфера безопасности. Создание миротворческого контингента в рамках ГУАМ очень важно для стабильности в регионе и обеспечения территориальной целостности наших стран".

Между тем в России считают, что замена контингентов на территории Грузии и Молдавии невозможна. "Для этого необходимо как минимум согласие другой стороны,– утверждает российский депутат, член комитета госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.– Не Грузии, которая хочет стать судьей в собственном деле, а вот, например, Абхазии или Южной Осетии. Я думаю, что господин Гриценко немного торопится с объявлением о создании такого контингента". Господин Затулин не исключил, что подобные заявления украинской стороны могут стать причиной ухудшения отношений между Украиной и Россией.

"Конечно, Россия нервно относится к любому военно-политическому сотрудничеству в рамках СНГ без ее участия. Реакция россиян понятна – сейчас им очень неприятно, что происходит какое-то военно-политическое сотрудничество в СНГ без них",– уверен директор Центра мира, конверсии и внешней политики Александр Сушко. По его словам, обладая монополией на миротворческую деятельность в любых конфликтах на постсоветском пространстве, Россия не желает с ней расставаться.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ