Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
24-25 октября с.г. в Санкт-Петербурге прошел Всемирный Конгресс соотечественников, проживающих за рубежом. Это было четвертое собрание, на которое созывали российских соотечественников из-за рубежей России.
Первый конгресс соотечественников за рубежом, подготовленный Верховным Советом РСФСР, открывался в Москве 19 августа 1991 года. Его работа была прервана разыгравшимся путчем, поэтому редко кто о нем знает. В те времена у России было только одно зарубежье – «традиционное» или «дальнее», как его теперь называют. Тот Конгресс должен был ознаменовать примирение России с антибольшевистской эмиграцией и должен был стать первым шагом по собиранию «Русского мира».
Распад СССР, в результате которого Россия приобрела «новое» или «ближнее» зарубежье, пополнил армию российских соотечественников за рубежом еще почти на тридцать миллионов человек. В первые годы в борьбе президентской власти с властью советской было не до соотечественников. Но нарастающий вал миграции в Россию из бывших братских республик заставил обратить внимание на «новое» зарубежье. В первой Государственной Думе создается Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. В августе 1994 года выходит Указ Президента России «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», которым Правительству поручается рассмотреть и утвердить Основные направления государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом и образовать Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом. Осенью 1994 года в Госдуме прошли Парламентские слушания о положении соотечественников в странах СНГ и республиках Прибалтики, а в Бюджет 1995 года депутаты включили специальную статью на поддержку соотечественников в постсоветских государствах, по которой было выделено 25 миллионов рублей (по одному рублю на соотечественника – немного, но «лед тронулся»!). Председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками в Государственной Думе К.Ф.Затулин инициировал проведение Съезда уполномоченных представителей зарубежных российских общин, организаций и объединений из постсоветских республик, состоявшийся в Москве 6 июля 1995 года. На Съезде был избран Совет соотечественников, который действовал при Государственной Думе на протяжении трех созывов: со средины 1995 по конец 2003 года. Этот экспертно-консультативный орган, в состав которого входили авторитетные руководители организаций соотечественников из всех постсоветских государств, сыграл важную роль в донесении проблем соотечественников до властных структур Российской Федерации. При непосредственном участии членов Совета соотечественников разрабатывался и принимался Федеральный закон «О политике Российской Федерации в отношении российских соотечественников за рубежом», который с 1 июня 1999 года стал законодательной основой для поддержки Россией своих соотечественников, проживающих за рубежом.
11-12 октября 2001 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве на Конгресс собрали соотечественников уже из 47 «ближних» и «дальних» стран. (Материалы Конгресса 2001 года можно найти в архиве Информационно-аналитическом бюллетеня за октябрь-ноябрь 2001 года). Работу Конгресса начал своей речью Президент России В.В.Путин. Он обозначил основные проблемы, которые необходимо преодолеть в работе по поддержке и взаимодействию с зарубежными соотечественниками. Пожелание Президента – создать единый специальный федеральный орган по работе с соотечественниками, прозвучавшее тогда на Конгрессе, через неделю вылилось в Указ, по которому упразднялось Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, которое вело работу с соотечественниками за рубежом. При этом вопросы миграции были переданы милиции, а работа с соотечественниками за рубежом – в ведение МИДа России. Ожидали создания под эгидой МИДа Агентства по делам соотечественников за рубежом, но этого не случилось. С 2004 года в структуре МИДа действует Департамент по работе с соотечественниками за рубежом, который ведет это направление в государственной политике и выполняет функцию секретариата Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
Состоявшийся 24-25 октября с.г. в Санкт-Петербурге Всемирный конгресс соотечественников подготовил и провел МИД России. Средства на проведение Конгресса были выделены еще в 2005 году. Но тогда прислушались к возражениям о несвоевременности этого мероприятия и отложили на год. Действительно, в прошлом году Конгресс еще «не созрел». У соотечественников было много вопросов, возникших в результате новой редакции закона о гражданстве, отгородившей их от России железным шлагбаумом, а достойного ответа - не было. В законодательстве о гражданстве и о положении иностранных граждан в Российской Федерации с 2003 по 2005 годы не произошло никаких позитивных для соотечественников, проживающих за рубежом, изменений. Год назад не было ничего нового, что бы можно было бы предложить соотечественникам на Конгрессе. Программа содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, тогда еще только готовилась. Заканчивали свое действие Основные направлениям поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом в 2002-2005 гг. и Федеральная целевая программа «Русский язык – 2002-2005 г.г.». Но в этом году произошли подвижки по всем направлениям. 29 декабря 2005 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 833 утверждена «Федеральная целевая программа «Русский язык» (2006 – 2010 гг.)». Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. утверждена «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». В июле 2006 г. Президентом РФ подписаны федеральные законы, которые с 15 января 2007 года вводят упрощенный режим легализации на территории России лиц, прибывших из стран с безвизовым режимом. А это коснется наших соотечественников из всех постсоветских государств, кроме республик Прибалтики, Грузии и Туркмении. 2 октября 2006 года, в преддверии Конгресса, Правительство РФ утвердило Программу работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы. В этом году Правительство, наконец, разрешило оказывать поддержку соотечественникам из стран «дальнего» зарубежья на средства Федерального бюджета. Все эти новации и были представлены на обсуждение соотечественникам, съехавшихся в Северную столицу на Всемирный конгресс.
Около 600 участников из 78 стран мира были приглашены на Конгресс. Для демократических процедур формирования делегаций времени было недостаточно. Состав делегаций утверждался в Посольствах на основе опыта работы с соотечественниками. Не везде обошлось без конфликтов. Субъективизм присутствовал. Но все-таки большинство делегаций достаточно полно отражали широкий спектр общественных организаций по странам.
Кроме соотечественников на Конгрессе было около 200 официальных гостей: руководители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Около 150 аккредитованных журналистов освещали работу Конгресса. На Конгрессе работала и группа сотрудников Института стран СНГ, который в настоящее время проводит мониторинг положения соотечественников за рубежом по заказу МИДа России.
Конгресс проходил в Таврическом дворце – колыбели российского парламентаризма. Здесь в царские времена заседала Государственная Дума России, а сейчас дислоцируется Межпарламентская Ассамблея стран-участниц СНГ. Программа Конгресса предусматривала серию пленарных заседаний в первый день, работу по секциям до обеда – во второй, и заключительное пленарное заседание, где подводились итоги работы секций, и планировалось принятие итоговых решений.
Открыл Конгресс Председатель Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, Министр Иностранных дел С.В.Лавров. Он представил Конгрессу рабочий президиум из числа руководителей некоторых делегаций соотечественников. Президиум был сформирован оргкомитетом заранее, но никаких возражений по его составу у зала не было. Первым выступающим был Президент России В.В.Путин. Он откомментировал предложенные участникам Конгресса государственные программы, приветствовал известное ему намерение создать Координационный совет соотечественников, пообещал решить вопрос о представителе соотечественников в Общественной палате РФ, посетовал на то, что российская бюрократия может загубить любые благие начинания. Затем слово получили соотечественники. В Присутствии Президента успели выступить несколько руководителей делегаций соотечественников из президиума и Губернатор Санкт-Петербурга В.Матвиенко. Президент выслушал доклады представителей Украины (Л.Грач), Казахстана (А.Лобанов), Эстонии (А.Заренков), русских липован из Румынии (М.Игнат) и председателя Международного совета российских соотечественников (МСРС) графа П.Шереметьева, который наградил В.В.Путина фирменным значком МСРС и предложил ему стать Почетным председателем Международного совета российских соотечественников. Своими выступлениями соотечественники «задели за живое» Президента и он в своем заключительном выступлении прокомментировал некоторые предложения из докладов. Он резко осудил реабилитацию фашистских пособников в Прибалтике; предупредил, что не нужно рассчитывать на преференции при устройстве на работу в российские кампании за рубежом только за то, что соискатель - российский соотечественник; а также разъяснил, что соотечественники ни в коем случае не рассматриваются Россией как ее «пятая колонна». (Тексты выступлений Президента на Конгрессе в полном объеме публикуются ниже).
После перерыва на пленарном заседании продолжили выступление соотечественники, а также высокопоставленные гости Конгресса. Президент Татарстана М.Шаймиев рассказал о поддержке татарской диаспоры за рубежом, которую активно проводят через Всемирный конгресс татар. После него получил слово председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который зачитал приветствие Главы Русской Православной Церкви Московского Патриархата Алексия II и сделал доклад, который Конгресс приветствовал аплодисментами. Губернатор Калининградской области Г.Боос пригласил 20 тысяч соотечественников в этот российский регион. Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л.Слиска передала приветствие Конгрессу спикера Госдумы. Первый заместитель Мэра Москвы Л.Швецова выступила с докладом о работе Москвы по программам поддержки соотечественников. Бурные аплодисменты соотечественников свидетельствовали о высокой оценке этой работы.
Слово на пленарном заседании в первый день получили не только заранее определенные, посаженные в президиум руководители делегаций соотечественников (среди них: С.Петросов – Бельгия, В.Сварчук - Грузия, В.Квинт – США, И.Савицкий – Австралия, И.Фиксель – Германия), но и участники Конгресса из зала (В.Вишневский – Киргизия, С.Цеков – Украина - Крым, Ю.Соколовский – Латвия, А.Мурадов - Казахстан). В выступлениях соотечественников прозвучали глубокие оценки ситуации в странах проживания, поставлен ряд вопросов, на которые трудно ответить в рамках действующей системы работы с соотечественниками, даны далеко не однозначные оценки программы содействия добровольному переселению. Прозвучала и критика в адрес дипломатических представительств, неудовлетворительно работающих с соотечественниками в странах проживания.
Конгресс показал, что соотечественники – это не малые дети, которых надо кормить с ложечки. Они готовы стать партнерами России, содействовать укреплению ее имиджа в странах проживания, работать по сохранению русского языка и русской культуры за рубежами России. Прозвучала и критика в адрес дипломатических представительств, неудовлетворительно работающих с соотечественниками в странах проживания.
Во второй день планировалась работа шести секций. Но по предварительной записи, выяснилось, что на секцию по правам человека записалось меньше десяти участников, и ее соединили с секцией, обсуждавшей положение соотечественников в странах проживания. В пяти самых больших залах Таврического дворца в первой половине дня обсуждались насущные вопросы: консолидация соотечественников, сохранение их этнокультурной самобытности и русскоязычного пространства, положение соотечественников в гражданском обществе стран проживания и их взаимодействие с властями, защита законных прав и интересов соотечественников, усиление поддержки диаспор российскими регионами.
Секция 1 «Основные формы поддержки соотечественников в контексте Программы работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008гг., распространение программ Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом с 2007 г. на традиционное зарубежье» (вел статс-секретарь – заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б.Карасин).
Секция 2 «Реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (вели заместитель директора ФМС России В.А.Каланда и заместитель директора Консульского департамента МИД России А.В.Климов).
Секция 3 «Российское культурное пространство, русский язык, русскоязычные СМИ и соотечественники за рубежом. Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 гг.)» (вела руководитель Росзарубежцентра Э.В.Митрофанова).
Секция 4 «Соотечественники в гражданском обществе стран проживания: вопросы консолидации, диалога и взаимодействия с властями» + Секция 6 «Защита прав соотечественников за рубежом» (вели председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками А.А.Кокошин и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукин).
Секция 5 «Поддержка российскими регионами соотечественников за рубежом и возможности её расширения» (вели председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ В.А.Густов и председатель Комитета по внешним связям и туризму Санкт-Петербурга А.В.Прохоренко).
На завершающем пленарном заседании Конгресса были оглашены результаты работы секций. Судя по отчетам, руководители секций отнеслись к их подготовке и работе с разной долей ответственности. Обстоятельно рассказал о работе своей секции статс-секретарь – заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б.Карасин. Председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ В.А.Густов дал развернутое представление о работе регионов. Трудно было уложить в кратком докладе многогранную тему третей секции, ведущая которой, руководитель Росзарубежцентра Э.В.Митрофанова огласила рекомендации секции, вобравшие в себя конкретные предложения выступавших. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукин, на которого его коллега – председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками А.А.Кокошин переложил большую часть работы по ведению спаренной секции, подробно проинформировал об основных проблемах, поднятых соотечественниками. А вот руководители секции, где рассматривали Государственную программу содействия добровольному переселению, продемонстрировали формальный подход. Итоги ее работы поручили зачитать члену делегации из Казахстана, в то время как перед соотечественниками должны были бы выступить либо В.П.Иванов, возглавляющий Комиссию по реализации программы, либо директор ФМС России К.О.Ромодановский, что отвечало бы важности этой темы, как для соотечественников, так и для России.
Итоговый документ Конгресса не обсуждался. Он остался в проекте, который был зачитан. Окончательная редакция с согласия участников Конгресса поручена Оргкомитету. Доработаны будут и рекомендации секционных заседаний.
Идея о Координационном совете соотечественников, поддержку которой выражали почти все выступавшие, не пошла дальше намерения его создать. Вопрос о том, кто будет «главными соотечественниками», не удалось бесконфликтно решить за два дня работы. Формирование Координационного совета перенесено на будущее.
Может показаться, что Конгресс закончился безрезультатно: резолюция – не принята, Координационный совет – не создан. Но, на наш взгляд, как ни парадоксально, как раз эти «проколы» являются важными итогами Конгресса. Они свидетельствуют, во-первых, о выросшей зрелости соотечественников, которые не пошли на безропотное утверждение заранее подготовленных решений и списков; во-вторых, о политической мудрости организаторов, которые не стали «продавливать» эти кулуарно подготовленные документы, а решили привлечь к их доработке самих соотечественников. Это потребует больше времени. Но и результат будет добротным и долговременным.
Более ста пятидесяти участников смогли высказаться на Конгрессе. Кроме того, обсуждение насущных проблем, самой организации и работы Конгресса не ограничивалось залами заседаний. Бурные дискуссии шли в кулуарах.
Активно провел работу во время Конгресса Международный Совет российских соотечественников (МСРС). 23 октября состоялись заседание президиума и расширенное заседание правления, на котором приняли новых членов. Сейчас МСРС насчитывает 83 организации. Главным вопросом для МСРС было опасение по поводу создания новой структуры – Координационного совета соотечественников, к которому, еще не родившемуся, сильно ревновали. Надо сказать, что меры по защите МСРС были приняты радикальные: председатель МСРС во время своего выступления попросил о покровительстве самого Президента России.
В беседах участники Конгресса высказывали сожаление по поводу недостаточной репрезентативности российских соотечественников на Конгрессе. На это обращали внимание некоторые участники из Украины. Так, только русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек, а делегатов было всего 600. Для сравнения - мировая украинская диаспора насчитывает в сотни раз меньше человек, однако на Пятом Всемирном форуме украинцев 18-20 августа 2006 года в Киеве было более 1300 участников. А Украина, как известно, не так богата, как Россия. Форум украинцев длился три дня, он был интерпретирован СМИ как важное событие национальной жизни, чего не скажешь об освящении Конгресса соотечественников в российских СМИ.
Высказывались нарекания на порядок формирования делегаций. Из-за закрытости от общественности этого процесса в некоторых странах возникают подозрения, что квота на участников заполнялась посольствами из числа лично знакомых людей и их родственников. Об этом в кулуарах говорили представители из Британии, Испании, Италии.
Критика в адрес посольств звучала не только в связи с подбором делегаций. Общее мнение у украинских участников Конгресса - неудовлетворенность руководством и работой посольства РФ на Украине. Украинская делегация выступила против того, чтобы все программы по работе с диаспорой велись только через МИД России и считает необходимым создать федеральное министерство по делам соотечественников.
Неудовольствие соотечественников вызывают и действия посольства РФ в Белоруссии. Многие белорусские участники полают, что Посольство России ведет борьбу за Российско-Белорусское государство. В частности, обществу св. Георгия Конисского, выступающему за возрождение традиционной для белорусов идеологии Западной Руси, отказано в поддержке уникальной программы переиздания классиков западнорусской мысли (М. Коялович, В Беднович), развенчивающих сепаратистскую идеологию. В то время, как в Белоруссии активную работу ведут польские идеологические центры, со стороны Посольства России нет никаких попыток что-то противопоставить.
У многих вызвало сожаление, что Послание Патриарха Русской Православной Церкви с его благословением Конгрессу было зачитано митрополитом Кириллом после обеда, в отсутствии Президента, в неком «рабочем порядке». «По статусу Патриаршее приветствие должно звучать сразу после выступление Президента. Церковь Московского патриархата является единственным нерасчлененным организмом на подавляющей части территории, представленной делегатами Конгресса» - заявил председатель «Союза православных граждан Украины» Валерий Кауров, он считает произошедшее политической ошибкой.
Многие участники Конгресса из «старой гвардии» уже более 10 лет знают К.Затулина, депутата Госдумы, члена Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и директора Института стран СНГ. Они ждали его выступления на первом пленарном заседании и были огорчены, что этого не случилось. Правда, те, кто участвовал в работе секции №1 могли услышать его сообщение. К.Затулин поднял важные для соотечественников вопросы: о праве соотечественников на российское гражданство, при оформлении которого от них не должны требовать отказа от гражданства страны проживания; о выборных принципах формирования делегатов от организаций соотечественников на конгрессы и форумы; о необходимости всемерного развития сети филиалов российских учебных, научно-исследовательских заведений за рубежом. В странах, где русский язык востребован, но ведется его систематическое вытеснение (Украина, Казахстан) – такие центры являются реальными очагами поддержки и распространения русского языка. К.Затулин предупредил о необходимости дифференцированного подхода в реализации программ переселения соотечественников в Россию по странам исхода. Нельзя выстраивать искусственных барьеров, но российской стороне не следует стимулировать отъезд русских из Украины, Казахстана, Прибалтики, где есть предпосылки для защиты прав соотечественников и обеспечения достойных условий жизни. Он подверг резкой критике российское телевидение за отсутствие иновещания для соотечественников. Эти программы должны найти финансирование (например, РТР - через Бюджет, ОРТ – по решению Совета директоров). К.Затулин уже не в первый раз призвал: вместо траты денег на миллионы учебников (которые посылают соотечественникам, но которые нельзя использовать в учебном процессе за рубежом и они мертвым грузом лежат на складах), создать современное пособие по российской истории, адаптированное для зарубежных соотечественников, и издать его миллионными тиражами. Как и на Конгрессе в 2001 году выступление К.Затулина соотечественники оценили высоко.
В дискуссиях также обращали внимание, что нельзя унифицировать подходы к «традиционному» и «новому» зарубежью. Не надо «противопоставлять и сталкивать» соотечественников из разных стран, чего опасается Министр иностранных дел С. Лавров, но следует учитывать, что история формирования «ближней» и «дальней» российской диаспоры весьма различна, и проблемы имеют свою специфику. Понимание этого необходимо для эффективности диалога «Россия – соотечественники».
От некоторых участников Конгресса можно было услышать, что мероприятие было организовано на недостаточно высоком уровне. Проведение Конгресса российских соотечественников должно быть, по их мнению, - и с этим трудно не согласиться - праздником духовного единения, а не научно–практической конференцией. Это должно стать праздником не только для тех, кто приехал, но и тех, кто живёт в России. Конгресс должен быть обрамлён концертами, выставками, днями поэзии, последними достижениями российского кино, литературы, науки. В рамках Конгресса должны встречаться мастера искусств, учёные зарубежья и России. То есть, необходимо, чтобы приехавшие на Конгресс соотечественники, как бы окунулись, погрузились и ощутили на себе величие русской духовности. И сами представили свои достижения. Это стремление быть услышанным, ряд участников Конгресса продемонстрировал на заключительном фуршете (но разве это место для поэзии?!) естественно, что их никто не слушал – застольные песни заглушали тихие голоса поэтов.
«Все происходит так, как будь-то бы работа ведется с чистого листа» - сказала О.Сарманова, приехавшая из Швейцарии, - как будь-то бы не было съезда в 1995, Конгресса в 2001 годах». Наверняка, этих и других просчетов удалось бы избежать, если бы при организации Конгресса учли опыт прошлых форумов, привлекли самих соотечественников, опытных экспертов.
И все-таки, прошедший Конгресс, несомненно, - важное событие для его участников, которые получили возможность побывать в России, встретиться с друзьями и товарищами по судьбе из разных стран, услышать из первых уст, что Российское государство будет предпринимать для укрепления рассыпающегося Русского мира, передать свои проекты и просьбы прямо в руки тем, от кого зависит их разрешение. Будем надеяться, что руководителям федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, от которых зависит осуществление политики страны в отношении соотечественников, также было интересно и полезно непосредственное общение с соотечественниками. А живой диалог народа и власти - пойдет на пользу обеим сторонам.
Об итогах Конгресса говорить трудно, пока нет перед глазами итоговых документов. Но хочется верить, что накладки, промахи, которые случились, будут проанализированы. И опыт, «сын ошибок трудных», приобретенный в ходе подготовки и проведения Конгресса в Санкт-Петербурге не будет проигнорирован при организации следующего Конгресса.
На пленарных заседаниях и на секциях было выдвинуто более 100 конкретных предложений по сотрудничеству с соотечественниками, проживающими за рубежом, по организации подобных форумов. Приведем некоторые из них, переданные в Институт стран СНГ:
- При планировании следующих подобных мероприятий необходимо включать в состав Оргкомитета представителей от самих соотечественников, а также лиц, имеющих опыт проведения подобных мероприятий, проходивших ранее.
- В ходе подготовки подобных форумов должно особое внимание уделяться информационной и идеологической работе. Это - поддержка издания книг, работы интернет-порталов, которые несут правду о позитивной роли России для стран проживания соотечественников, разоблачают антироссийские программы, укрепляют позиции русской культуры и русского языка в странах проживания.
- Формирование делегаций должно идти демократическим путём на съездах общественных объединений российских соотечественников в государствах проживания. На таких съездах могут быть избраны и кандидаты в Координационный Совет Конгресса соотечественников.
- Для эффективной работы России с соотечественниками следует создать работоспособные, постоянно действующие координационные комитеты Всемирного Конгресса, причем не только в Москве или Петербурге, но прежде всего в тех странах, где живут наиболее крупные диаспоры. Именно эти органы на местах должны лоббировать интересы российских соотечественников, решать текущие проблемы, обрабатывать поступающую информацию о положении россиян за рубежами РФ, готовить предложения для очередного Конгресса.
- Желательно увеличить сроки проведения конгресса от 3-х до 5-ти дней. Предусмотреть на конгрессе широкую культурную программу, а, возможно, и выезд делегаций в регионы России для проведения встреч с россиянами.
Ниже размещаем выступления на Конгрессе официальных лиц: Президента РФ В.В.Путина, Митрополита Кирилла, сообщение Министра иностранных дел С.В.Лаврова на брифинге по окончанию первого рабочего дня Конгресса, - а также основные нормативные акты, которые были представлены соотечественникам: Программу работы соотечественниками на 2006-2008 годы, Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Федеральную целевую программу «Русский язык (2006-2010 гг.)». Также знакомим читателей с отзывами о Конгрессе в СМИ.
В следующих номерах Информационно-аналитического бюллетеня будут размещены итоговые документы Конгресса и материалы секций, также как и наиболее яркие выступления участников Конгресса.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |