Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
(Утверждена Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637)
I. Введение
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.
Государственной программой дополняется система мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации.
Государственная программа будет способствовать социально-экономическому развитию России, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста.
Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
Миграционные потоки в настоящее время носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии.
Выход из этой ситуации - в обеспечении осознанного выбора соотечественниками места своего будущего проживания и работы с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации.
Необходимость комплексного подхода к проблеме содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию и межотраслевой координации определяет целесообразность принятия Государственной программы.
Основными принципами оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников являются:
финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы (переселенцев);
обеспечение баланса интересов переселенцев, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, предпринимателей, принимающего сообщества;
приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;
адресность социально-экономической поддержки и обусловленность ее предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками территорий, предлагаемых для переселения;
взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов;
доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения.
II. Цели и задачи Государственной программы
Цели Государственной программы - стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
создание политических, социально-экономических, организационных условий, включая обеспечение необходимого информационного сопровождения, способствующих переезду соотечественников в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и скорейшему их включению в устойчивые позитивные социальные связи принимающего сообщества;
нормативно-правовое регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
формирование механизма организации добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, включая осуществление мониторинга состава возможных участников Государственной программы, разработку на основе типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проектов соответствующих программ субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы переселения), оказание содействия добровольному переселению участников Государственной программы в соответствии с условиями участия в ней, организацию работы с переселенцами в субъектах Российской Федерации;
обеспечение действенного государственного и общественного контроля за процессом переселения, соблюдением прав переселенцев, выполнением ими взятых на себя обязательств и выполнением обязательств Российской Федерации.
III. Этапы реализации и финансирование Государственной программы
Государственная программа реализуется поэтапно в 2006 - 2012 годах согласно плану мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Первый этап (2006 год):
принятие нормативных правовых актов, необходимых для организации добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы;
создание системы управления Государственной программой;
оценка субъектами Российской Федерации потребности в трудовых ресурсах, готовности имеющейся инфраструктуры к приему переселенцев, в том числе в части, касающейся предоставления базовых социальных услуг (образовательных, медицинских), а также жилья;
разработка и согласование в установленном порядке проектов региональных программ переселения и их утверждение;
разработка и осуществление мероприятий по информационной поддержке Государственной программы на территории Российской Федерации и за ее пределами;
постоянное осуществление мониторинга миграционного потенциала, анализ состава участников Государственной программы, мотивов участия, а также при необходимости - корректировка условий участия в Государственной программе.
Второй этап (2007 - 2008 годы):
добровольное переселение участников Государственной программы и членов их семей в Российскую Федерацию в рамках региональных программ переселения;
анализ результатов реализации региональных программ переселения;
определение проектов региональных программ переселения для дальнейшей реализации Государственной программы.
Третий этап (2009 - 2012 годы):
реализация региональных программ переселения и оценка их результативности, а также при необходимости - проведение дополнительных мероприятий;
определение проектов региональных программ переселения для дальнейшей реализации Государственной программы;
анализ результатов, полученных в ходе реализации Государственной программы.
Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет финансового участия юридических и физических лиц.
Формирование бюджетных обязательств в целях реализации Государственной программы осуществляется на основе разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
IV. Участие в Государственной программе
Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.
Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных");
на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
на получение компенсационного пакета участника Государственной программы (далее - компенсационный пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.
Субъекты Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и устанавливать иные гарантии и меры социальной поддержки для участников Государственной программы и членов их семей.
Участник Государственной программы имеет право выбирать территорию вселения в субъектах Российской Федерации, определенных в установленном порядке.
Территория вселения - часть территории субъекта Российской Федерации, куда целенаправленно привлекаются переселенцы в рамках реализации проектов переселения, предусмотренных соответствующей региональной программой переселения.
Проект переселения - система мер по преобразованию социально-экономической ситуации на территории вселения, формирующая в том числе потребность в рабочей силе.
Устанавливаются три категории территорий вселения, что обусловливает дифференциацию объемов предоставляемых участникам Государственной программы государственных гарантий и социальной поддержки.
К территориям вселения категории "А" относятся преимущественно стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения. Переселенцам на территориях данной категории государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, предоставляются в полном объеме.
К территориям вселения категории "Б" относятся территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда. Субъекты Российской Федерации, где находятся данные территории, характеризуются позитивной динамикой социально-экономического развития, превышающей среднероссийские показатели, и миграционной нагрузкой ниже среднероссийского уровня. Переселенцам на территориях данной категории предоставляются государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.
К территориям вселения категории "В" относятся территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток. Переселенцам на территориях данной категории предоставляются государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности, и "подъемных".
Участие в Государственной программе дает соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в приоритетном порядке право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации.
По прибытии в субъект Российской Федерации, определенный участником Государственной программы в качестве своего постоянного места жительства, он и члены его семьи получают соответствующие документы, подтверждающие законность их пребывания на территории Российской Федерации.
Участник Государственной программы и (или) член его семьи, выехавшие на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года, возмещают в установленном порядке затраты, связанные с выплатой им "подъемных".
V. Организация работы с соотечественниками за рубежом
В целях создания благоприятных условий для осознанной реализации соотечественниками права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы им должна быть предоставлена полная информация:
о содержании Государственной программы, условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах участников Государственной программы;
о мерах социальной поддержки и размерах предоставляемых государственных гарантий;
о территориях вселения, где для потенциальных участников Государственной программы в соответствии с их специальностью и квалификацией имеются наиболее благоприятные возможности приложения их труда;
о возможностях переобучения и повышения квалификации, а также жилищного обустройства.
Для этого формируются официальный информационный пакет о Государственной программе, комплекты информационных материалов о проектах переселения, разработанных субъектами Российской Федерации, и информационный ресурс, включающий в себя информацию о возможностях приема, трудоустройства и условиях проживания на конкретных территориях вселения.
Распространение официального информационного пакета, доведение до сведения заинтересованных потенциальных участников Государственной программы информации о проектах переселения, разработанных субъектами Российской Федерации, и данных из информационного ресурса возлагаются на представительства ФМС России за рубежом, а также на представителей Росзарубежцентра. В случае отсутствия представительств ФМС России в иностранных государствах до их формирования осуществление указанных функций возлагается на сотрудников консульских учреждений Российской Федерации и представителей Росзарубежцентра.
Сведения о Государственной программе обнародуются в российских и зарубежных печатных и электронных средствах массовой информации, направляются для распространения в российские центры науки и культуры в иностранных государствах, а также предоставляются в распоряжение заинтересованных российских неправительственных организаций и общественных объединений соотечественников за рубежом.
Учет желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленное разъяснение содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействие соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовка их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведение иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами ФМС России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в других государствах.
До формирования сети представительств ФМС России за рубежом осуществление указанных функций возлагается на временные группы, создаваемые из специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также на работников консульских учреждений Российской Федерации.
Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления. Одновременно участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и прилагаемых к заявлению документов утверждаются Правительством Российской Федерации.
Соответствие установленным Государственной программой условиям является основанием для проведения дальнейшей работы по определению конкретного варианта переселения на основе выбора соотечественника и существующих в регионах Российской Федерации возможностей приема переселенцев.
Выбрав определенный вариант переселения и осуществив необходимые процедуры, соотечественник приобретает статус участника Государственной программы, что закрепляет его права и обязательства, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства субъектов Российской Федерации, в частности по предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки, соответствующих избранной категории территории вселения.
Участнику Государственной программы и членам его семьи оформляются необходимые документы для переезда в Российскую Федерацию, в том числе свидетельство участника Государственной программы установленного образца, а также при необходимости - виза.
VI. Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию
В целях содействия добровольному переселению соотечественников Российская Федерация компенсирует расходы, которые несут участники Государственной программы и члены их семей на переезд и провоз личного имущества от места их проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации.
Компенсация расходов осуществляется при условии использования участниками Государственной программы регулярных маршрутов грузовых и пассажирских перевозок.
Расходы участников Государственной программы и членов их семей на проезд компенсируются из расчета проезда:
железнодорожным транспортом - в купейном вагоне поезда любой категории;
воздушным транспортом - по тарифу экономического класса;
внутренним водным транспортом - по тарифу места II категории;
морским транспортом - по тарифу каюты III категории.
Кроме того, семье до трех человек включительно полностью компенсируются расходы на перевозку личного имущества 5-тонным контейнером, а семье свыше трех человек - двумя 5-тонными контейнерами.
Расходы участника Государственной программы и членов его семьи на проезд при условии использования регулярных автобусных маршрутов, на перевозку автомобильным транспортом личного имущества от узловых станций до места назначения, а также на уплату таможенных платежей и налогов, на вывоз личного имущества из страны выезда включаются в расходы, подлежащие компенсации.
Выплата компенсации производится за счет средств федерального бюджета территориальными органами ФМС России по фактическим, документально подтвержденным расходам после регистрации в установленном порядке переселенца и членов его семьи.
Порядок выплаты компенсации определяется Правительством Российской Федерации.
Участник Государственной программы имеет право ввезти в Российскую Федерацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, личное имущество без ограничения общей стоимости и вне зависимости от веса товаров, включая транспортные средства, бывшие в употреблении и приобретенные до въезда на территорию Российской Федерации, при переселении в рамках Государственной программы.
Документом, подтверждающим право переселенца на провоз личного имущества через государственную границу Российской Федерации на указанных условиях, является свидетельство участника Государственной программы. Его копия приобщается к товарно-транспортной документации на груз и предъявляется перевозчиком при ввозе груза на территорию Российской Федерации.
VII. Организация работы на территориях вселения
Участники Государственной программы осуществляют выбор территории вселения с учетом наличия места работы, предоставляемых в рамках Государственной программы гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания.
Субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения.
Региональная программа переселения - комплекс социально-экономических, организационно-административных и иных мер, осуществляемых в субъекте Российской Федерации на основе сочетания национальных интересов Российской Федерации и потребностей территорий вселения, определяемых проектами переселения, при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы.
Инициатором разработки проекта региональной программы переселения выступает Правительство Российской Федерации или высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Проект региональной программы переселения формируется субъектом Российской Федерации с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, работодателей, общественных объединений. Формирование проекта региональной программы переселения осуществляется на основе оценки потребности экономики субъекта Российской Федерации в переселенцах, его возможности по их приему и обустройству, а также с учетом возможных рисков реализации программы.
В проекте региональной программы переселения указываются:
уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за ее реализацию;
характер взаимодействия уполномоченного органа и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующих в реализации программы, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
методы и формы контроля за реализацией программы;
ответственность за реализацию программы;
формы и источники финансирования программы;
возможные преференции экономического характера, которые могут предоставляться субъектом Российской Федерации работодателям, принимающим участие в проекте переселения и содействующим жилищному обустройству переселенцев;
перечень обязательств субъекта Российской Федерации и работодателей, участвующих в реализации программы, по трудоустройству участников Государственной программы и жилищному обустройству их семей.
В проекте переселения отражаются реализуемые и планируемые меры по стимулированию экономической активности в субъекте Российской Федерации - формирование специализированных институтов и программ развития предпринимательства, механизмов частно-государственного партнерства.
Значимым условием включения проекта переселения в региональную программу переселения является реализация субъектом Российской Федерации собственных программ по жилью, развитию малого предпринимательства, самозанятости.
При обосновании потребности в переселенцах субъектом Российской Федерации указывается потребность в рабочей силе, которая не может быть удовлетворена за счет собственных трудовых ресурсов и трудовых ресурсов сопредельных субъектов Российской Федерации.
При оценке перспектив развития жилищной сферы следует исходить из действующих в настоящее время механизмов оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем. Механизм предоставления ипотечных кредитов участникам Государственной программы основывается на существующих стандартных условиях выдачи ипотечных жилищных кредитов. При выдаче ипотечных жилищных кредитов возможно софинансирование заинтересованными сторонами первоначального взноса по ипотечному кредиту.
Готовность субъекта Российской Федерации к приему переселенцев подтверждается реализацией ранее принятых на федеральном и региональном уровне программ оказания переселенцам содействия в обустройстве, в том числе жилищном, в трудоустройстве, переобучении и при необходимости в переквалификации, а также наличием механизмов по предоставлению информационных, консультационных, в том числе юридических (юридическая помощь по вопросам заключения трудового контракта, оформления документов на медицинское обслуживание, социальное обеспечение) и других услуг.
В проекте региональной программы переселения субъект Российской Федерации при необходимости указывает на целесообразность формирования центров временного размещения, определяет порядок их создания (включая возможность использования существующих помещений, их переоборудования) и финансирования.
Разработанный субъектом Российской Федерации проект региональной программы переселения подлежит согласованию с Правительством Российской Федерации.
Решение о согласовании разработанного субъектом Российской Федерации проекта региональной программы переселения принимается Правительством Российской Федерации исходя из возможностей соответствующего субъекта Российской Федерации принять планируемое количество переселенцев, наличия в проекте программы проектов переселения и готовности субъекта Российской Федерации к приему переселенцев.
Проект региональной программы переселения может быть согласован Правительством Российской Федерации при условии, что его реализация не приведет к нарушению трудовых и иных законных прав граждан, проживающих в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Одновременно с принятием решения о согласовании проекта региональной программы переселения Правительством Российской Федерации производится распределение включенных в нее проектов переселения по категориям территорий вселения.
После принятия Правительством Российской Федерации решения о согласовании проекта региональной программы переселения она утверждается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
Расходы на реализацию региональной программы переселения включаются в проект федерального бюджета в пределах общего объема средств, выделяемых на реализацию Государственной программы.
Реализация региональной программы переселения осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с включенными в региональную программу переселения мероприятиями уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации организует работу по приему, размещению, обустройству участников Государственной программы и членов их семей, содействию адаптации и интеграции переселенцев, а также по мониторингу реализации региональной программы переселения, предупреждению и снижению рисков реализации проектов переселения.
VIII. Управление Государственной программой и контроль за ходом ее реализации
Организация управления Государственной программой и контроль за ходом ее реализации осуществляются Межведомственной комиссией по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Межведомственная комиссия).
Решения Межведомственной комиссии обязательны для всех исполнителей Государственной программы в пределах их компетенции.
Координатором Государственной программы является ФМС России.
В целях обеспечения эффективной реализации Государственной программы, включая оперативную координацию действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в осуществлении Государственной программы, координатор Государственной программы наделяется в установленном порядке соответствующими полномочиями.
ФМС России как координатор Государственной программы несет ответственность за выполнение обязательств Российской Федерации, предусмотренных Государственной программой, осуществляет контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на ее реализацию, вносит в Межведомственную комиссию предложения по уточнению программных мероприятий и корректировке показателей и индикаторов Государственной программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации и хода реализации Государственной программы.
Исполнителями Государственной программы по вопросам, отнесенным к их компетенции, являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях информационно-аналитического обеспечения управления Государственной программой формируется единый централизованный информационный ресурс (банк данных), в котором отражается информация о каждом участнике Государственной программы и членах его семьи на каждой из стадий переселения (подача заявления, пересечение государственной границы Российской Федерации, прибытие на территорию вселения, трудоустройство, получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства Российской Федерации), а также о предоставленных им государственных гарантиях и социальной поддержке.
Координатор Государственной программы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно подготавливает доклад о ходе реализации Государственной программы в истекшем году.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не реже одного раза в год отчитывается о ходе реализации региональной программы в субъекте Российской Федерации на заседании Межведомственной комиссии и по рекомендации Межведомственной комиссии - на заседании Правительства Российской Федерации, а также может делать доклад по данному вопросу на заседании Государственного совета Российской Федерации.
Контроль за реализацией Государственной программы осуществляется Межведомственной комиссией и координатором Государственной программы.
Целевое расходование средств федерального бюджета на реализацию Государственной программы обеспечивается путем осуществления государственного финансового контроля в рамках законодательства Российской Федерации, а также проведения независимых аудиторских проверок и осуществления общественного контроля.
Контроль за реализацией региональных программ переселения осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С планом мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом можно познакомиться на официальном сайте Президента РФ сайте по адресу: http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=34305&PSC=1&PT=3&Page=20
Федеральная целевая программа "Русский язык (2006 - 2010 годы)"
(утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 833)
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В период существования Советского Союза на русском как основном государственном языке разговаривали 286 млн. человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн. человек и по численности почти равно населению Российской Федерации, однако русским языком владеет, по оценкам, представленным в докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации "Русский язык в мире", 100 млн. человек. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число лиц, владеющих русским языком в этих странах, уменьшится более чем в 2 раза. Например, в Литве русским языком владеют 80 процентов лиц старшего и среднего возраста и лишь 13 процентов лиц моложе 15 лет.
В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения.
Федеральная целевая программа "Русский язык (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа) является организационной основой решения проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство (поручение Президента Российской Федерации от 4 января 2005 г. N Пр-22).
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. поставлена задача формирования единого экономического, гуманитарного и правового пространства СНГ, поскольку Россия связана с бывшими республиками СССР, а ныне независимыми государствами, единством исторической судьбы, русским языком и великой культурой.
Разработку Программы обусловили следующие факторы:
необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности России и национальной безопасности;
необходимость обеспечения условий для реализации принципов, основанных на понимании статуса государственного языка, закрепленного за русским языком Конституцией Российской Федерации, как объединяющего элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны;
потребность страны в проведении единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;
необходимость создания равных условий для овладения русским языком всеми гражданами Российской Федерации;
актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих объединения российского гражданского общества;
необходимость поддержки русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках СНГ;
необходимость укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, а также русскими диаспорами в них;
необходимость формирования положительного отношения к России в мировом сообществе.
Основаниями для разработки Программы являются Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г., а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 1355-р.
Опыт выполнения федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы показал целесообразность их объединения для осуществления комплексного подхода к решению государственных проблем в сфере образования, а также проблем применения государственного языка и других языков Российской Федерации. Реализация федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002 - 2005 годы позволила привлечь к участию 63 организации из 7 федеральных округов, включая 36 субъектов Российской Федерации, а также из 3 государств - участников СНГ. Изучена языковая ситуация в Сибири, Тюменской области, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, издана серия сборников "Права человека и законодательство о языках Российской Федерации" по 8 субъектам Российской Федерации.
В результате проведенных исследований были разработаны квалификационные требования к государственным служащим Российской Федерации, касающиеся уровня владения русским языком и культуры речи, созданы типовые тестовые материалы.
Исследовано языковое законодательство стран Балтии, разработаны принципы и методика социолингвистического контроля языковых ситуаций в странах ближнего зарубежья, в частности, странах Балтии.
Общий тираж всей изданной учебно-методической литературы по русскому языку как иностранному составил 22895 экземпляров. Вся выпущенная продукция была распространена за рубежом через систему российских зарубежных центров науки и культуры при Министерстве иностранных дел Российской Федерации и по линии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, а также поступила в библиотеки российских вузов, ведущих обучение русскому языку студентов-иностранцев.
В рамках федеральной целевой программы "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы осуществлена поставка в общеобразовательные учреждения, ведущие обучение на русском языке, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан комплектов учебников и учебно-методической литературы и мультимедийных обучающих программ на сумму около 50 млн. рублей.
В государствах ближнего зарубежья обеспечен учебный процесс для 10 тыс. человек, обучающихся в Российско-Армянском (Славянском) университете в г. Ереване (Республика Армения), в Российско-Белорусском (Славянском) университете в г. Могилеве (Республика Белоруссия), в Российско-Киргизском (Славянском) университете в г. Бишкеке (Киргизская Республика), в Российско-Таджикском (Славянском) университете в г. Душанбе (Республика Таджикистан) и Российско-Туркменской общеобразовательной школе в г. Ашхабаде (Туркменистан).
Обеспечен учебный процесс по российским образовательным стандартам в более чем 70 филиалах российских вузов.
В ходе реализации федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы стало очевидным, что, несмотря на наметившиеся в области функционирования русского языка положительные сдвиги, еще сохраняют остроту следующие проблемы:
отсутствие комплексного подхода к решению стратегических задач;
невысокая эффективность межведомственной координации;
необходимость вовлечения гражданского общества и представителей бизнеса в решение проблем;
недостаточность бюджетного финансирования.
Решение этих проблем требует применения эффективных механизмов и методов.
Применение программно-целевого метода позволит:
обеспечить последовательность и контроль инвестирования государственных средств, предназначенных для финансирования Программы;
выявить круг приоритетных объектов и субъектов инвестирования Программы;
разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем в области применения государственного языка и других языков Российской Федерации с участием институтов гражданского общества;
создать организационную основу реализации Программы;
создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования образованной в ходе выполнения Программы инфраструктуры после 2010 года.
Для реализации стратегических задач Программы предусматривается создание централизованных механизмов их решения на федеральном уровне, использование полученных результатов на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей реализации Программы. Это возможно только при использовании программно-целевого метода.
Решение проблем программно-целевым методом направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами Программы в условиях существующих бюджетных ограничений.
В настоящее время отсутствие институциональных механизмов реализации Программы приводит к следующим последствиям:
угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;
снижение престижа России в мировом сообществе;
ущемление прав личности российских граждан, касающееся дискриминации по языковому признаку;
ослабление национальной самоидентификации россиян;
снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ.
После распада СССР за пределами России - в государствах - участниках СНГ и странах Балтии - осталось проживать более 20 млн. этнических русских, а также 2 - 3 млн. человек, принадлежащих к русскоязычным этническим группам. С объявлением национальных языков государственными у русскоязычного населения в этих странах возникли затруднения социального характера, связанные с их гражданским, трудовым, профессиональным, культурным и образовательным статусом.
К 2004 году русский язык остался государственным лишь в Республике Белоруссия. Русский язык по-прежнему преобладает в белорусских средствах массовой информации, 75 процентов детей учатся в русскоязычных школах. В вузах доля учебных предметов, обучение по которым ведется на русском языке, составляет около 90 процентов. Довольно сильны позиции русского языка в Республике Казахстан, где он имеет статус языка официального общения и на нем выходит более половины местных печатных изданий и телепередач. Государственные служащие обязаны знать оба языка. Сходной является ситуация и в Киргизской Республике, где русскому языку с 2000 года придан официальный статус. Сделано это в немалой степени для того, чтобы приостановить поток выезда из страны русскоязычных специалистов. В этом государстве русский язык объявлен обязательным для использования в органах государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, в большинстве киргизских вузов преподавание ведется на русском языке.
В остальных государствах - участниках СНГ русский язык имеет статус языка межнационального общения, языка национального меньшинства или иностранного. Языком национального меньшинства русский является в Республике Армения, Грузии и Украине. В Литовской Республике и Эстонской Республике русский язык является иностранным с 1995 года, в Латвийской Республике - с 1999 года.
Непоследовательность в реализации политики государства в области русского языка как мирового снижает авторитет страны в международном сообществе, ее конкурентоспособность на мировом рынке труда, ослабляет патриотизм подрастающего поколения и его гражданское самосознание.
Недостатки реализации политики в сфере русского языка как государственного приводят к снижению уровня владения гражданами Российской Федерации русским языком. Развитие этого процесса может привести к утрате интереса к русской культуре в стране и мире, а также другим негативным последствиям.
Ограниченное употребление русского языка как языка межнационального общения ведет к этнокультурному разобщению населения России и государств - участников СНГ.
Сужение сферы распространения русского языка в мире приводит к снижению статуса его как мирового, ассимиляции и дезинтеграции соотечественников за рубежом, ограничению культурного, политического и экономического присутствия России в регионах, на которые распространяются ее интересы.
Отстающая от реальных потребностей общества система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей русского языка препятствует качественному преподаванию этого предмета в средней и высшей школе. Неразвитая система дистанционного обучения русскому языку и слабое использование перспективных информационных технологий не позволяет удовлетворить в полной мере потребности личности и общества в этой сфере.
Несовершенство системы языковой подготовки иностранных специалистов препятствует экспорту услуг российского образования.
Отсутствие нормативной правовой базы оценки уровня владения русским языком иностранными гражданами снижает мотивацию к его изучению и сужает сферу его применения в образовательной, культурной, политической и предпринимательской деятельности.
Отсутствие нормативной правовой базы функционирования национальной системы оценки качества владения русским языком российскими гражданами приводит, в частности, к снижению профессионального уровня работников во всех сферах народного хозяйства.
В настоящее время недостаточно развиты механизмы привлечения некоммерческих, общественных и профессиональных организаций к формированию и реализации Программы.
Недостаточная разработанность нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку приводит к неэффективности учебного процесса и снижению мотивации к изучению русского языка.
Указанные проблемы могут быть решены в процессе реализации Программы, являющейся инструментом политики в сфере языка, с применением программно-целевого метода.
II. Основные цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также индикаторов и показателей
Цель Программы - создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения для укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, развития интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство.
Для достижения поставленной цели должны быть решены стратегические задачи Программы.
В Российской Федерации стратегическими задачами являются:
обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа.
В зарубежных странах стратегическими задачами являются:
обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ, а также поддержки русского языка в странах Балтии;
обеспечение распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах;
обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом.
Программа рассчитана на 2006 - 2010 годы и осуществляется в 3 этапа.
I этап реализации Программы (2006 - 2007 годы) предполагает разработку и создание методологической и научно-методической базы для реализации Программы (комплекс просветительских, научных и образовательных мероприятий Программы).
II этап реализации Программы (2008 - 2009 годы) предусматривает применение на практике концептуальных основ и новых технологий в процессе реализации Программы, возможность обучения русскому языку и получения образования на русском языке гражданами государств -участников СНГ.
На III этапе (2010 год) осуществляется завершение реализации Программы и анализ ее результатов.
Показатели Программы, характеризующие ход ее реализации, приведены в приложении N 1.
Система показателей и индикаторов Программы, характеризирующих реализацию стратегических задач, приведена в приложении N 2.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 3.
III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Необходимый объем финансирования Программы за счет федерального бюджета в ценах соответствующих лет составляет 1300 млн. рублей, в том числе:
на обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации - 81,5 млн. рублей;
на укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации - 62,5 млн. рублей;
на создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа - 271,5 млн. рублей;
на обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ - 402,5 млн. рублей;
на обеспечение распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах - 366 млн. рублей;
на обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом - 63 млн. рублей;
на организационно-техническое и информационное сопровождение мероприятий Программы - 53 млн. рублей.
Из этих средств затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составят 12 млн. рублей, на прочие нужды - 1288 млн. рублей.
По экспертным оценкам, основанным на анализе региональных бюджетов, вклад субъектов Российской Федерации в разработку и реализацию скоординированных региональных программ составит до 20 процентов затрат Программы за счет средств региональных бюджетов.
Вклад государств - участников СНГ в реализацию Программы предусматривается прежде всего в использовании материально-технической базы созданных Российской Федерацией и правительствами этих государств в рамках действующих межправительственных соглашений по сотрудничеству в области образования 4 российско-национальных (славянских) университетов совместного ведения в Республике Армения, Республике Белоруссия, Киргизской Республике и Республике Таджикистан, а также Российско-Туркменской школы в г. Ашхабаде (Туркменистан), ведущих обучение по российским образовательным стандартам (в настоящее время в них обучается свыше 10 тысяч человек). На базе этих образовательных учреждений одновременно с образовательным процессом осуществляется целый ряд мероприятий, связанных с поддержкой и распространением изучения русского языка, литературы и культуры России и получением образования на русском языке, таких как проведение симпозиумов, конференций, праздников, фестивалей русского языка, презентаций, семинаров по повышению квалификации преподавателей, олимпиад и конкурсов среди обучающихся, а также реализация программ дистанционного обучения русскому языку. При этом используются аудиторный фонд, оргтехника, средства коммуникации и персонал этих образовательных учреждений. При реализации дистанционных обучающих программ эксплуатируется созданная в указанных государствах - участниках СНГ инфраструктура приема телерадиовещательного и Интернет-сигнала. Помимо этого при поставке учебников, учебно-методической и другой литературы на русском языке, мультимедийных и технических средств обучения органы исполнительной власти в сфере образования этих государств - участников СНГ принимают на себя обязательства по обеспечению таможенного режима.
Таким образом, вклад государств - участников СНГ в реализацию Программы, по экспертным оценкам, суммарно может быть оценен примерно в 15 процентов затрат Программы.
Финансирование мероприятий Программы планируется производить за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке софинансирования с учетом соответствующих нормативных правовых актов. При этом субъекты Российской Федерации могут разрабатывать собственные региональные программы, финансируемые из средств своих бюджетов, с аналогичным названием и использованием квалификационных признаков, применяемых для Программы, или отдельные региональные проекты. Для реализации Программы также привлекаются внебюджетные источники.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 4.
IV. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков
При реализации Программы необходимо учитывать следующие факторы:
направленность мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
общефедеральное значение решаемых проблем;
направленность мероприятий Программы на повышение качества преподавания и доступности изучения русского языка на основе системных изменений в сфере образования, осуществляемых в рамках модернизации российского образования;
комплексный подход, включающий проектно-аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, апробацию, распространение результатов мероприятий и проектов, нормативно-правовое обеспечение, формирование кадрового потенциала, использование информационно-коммуникационных технологий и материально-техническое обеспечение;
активное привлечение институтов гражданского общества к формированию и реализации мероприятий Программы;
определение современных образовательных и информационных технологий как приоритетных.
В целях реализации мероприятий Программы государственные заказчики Программы осуществляют:
привлечение к разработке проектов в рамках мероприятий Программы, а также к уточнению показателей и индикаторов Программы представителей общественных объединений, научной и педагогической общественности;
анализ источников финансирования мероприятий Программы и возможностей привлечения к реализации указанных мероприятий максимально широкого круга исполнителей;
мониторинг эффективности реализуемых мероприятий Программы на основе системы индикаторов и показателей;
внесение на основании данных мониторинга эффективности реализуемых мероприятий Программы предложений по внесению изменений в перечень мероприятий Программы, предусмотренный в приложении N 3 к настоящей Программе, а также в их ресурсное обеспечение;
ежегодное уточнение показателей и размеров затрат на выполнение мероприятий Программы с учетом средств, выделяемых на реализацию Программы.
Государственные заказчики Программы разрабатывают предложения по мероприятиям Программы и вносят их на рассмотрение государственному заказчику-координатору Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы в установленном порядке согласовывает и утверждает предложения государственных заказчиков Программы по реализации мероприятий Программы и объем их финансирования.
Ответственными за формирование Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по образованию. Ответственными за реализацию являются Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.
Министерство образования и науки Российской Федерации является государственным заказчиком-координатором Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы:
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по внесению изменений в перечень мероприятий Программы, предусмотренный в приложении N 3 к настоящей Программе, на очередной финансовый год, уточняет размеры затрат на выполнение мероприятий Программы, а также механизм ее реализации;
разрабатывает систему индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, а также обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее реализации;
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета и средств из внебюджетных источников;
утверждает положение об управлении Программой.
В целях обеспечения управления реализацией Программы, государственным заказчиком-координатором Программы создается научно-координационный совет Программы. В состав научно-координационного совета входят ученые и специалисты в области русского языка и других областях знаний, которые необходимы для решения стратегических задач Программы, представители предпринимательского сообщества, общественных объединений, а также представители государственных заказчиков Программы и других органов исполнительной власти.
Регламент работы научно-координационного совета и его персональный состав утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. Председателем указанного совета является Министр образования и науки Российской Федерации.
Государственными заказчиками Программы являются Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.
Федеральное агентство по образованию:
подготавливает предложения по формированию перечня мероприятий Программы;
проводит контроль результатов реализации мероприятий Программы;
организует независимую оценку результативности и эффективности мероприятий Программы;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы;
подписывает соответствующие соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком Программы и организациями, касающиеся мероприятий, финансируемых за счет средств внебюджетных источников;
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий Программы, привлечении средств внебюджетных источников, проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;
с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет показатели и размеры затрат на выполнение мероприятий Программы, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Федеральное агентство по науке и инновациям:
подготавливает предложения по реализации проектов, предусматривающих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации Программы, организует проведение независимой экспертизы результатов реализации Программы и подготавливает отчет о них;
подготавливает предложения и участвует в уточнении индикаторов и показателей реализации мероприятий Программы;
подготавливает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.
Мероприятия по сопровождению Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя методическое и организационно-техническое сопровождение, а также экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов и результатов их выполнения), контроль за реализацией Программы.
Отбор поставщиков товаров, работ, услуг для реализации мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном законом.
В рамках отдельных мероприятий запланирована поставка учебно-методической литературы по русскому языку и русской литературе, аудиовизуальных средств обучения, аппаратно-программного оборудования для центров русского языка на базе высших учебных заведений федерального подчинения в Российской Федерации и центров по изучению русского языка в зарубежных странах. Эти проекты могут быть реализованы за счет средств федерального бюджета при условии софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Для реализации мероприятий Программы не предусматривается предоставление субъектам Российской Федерации субсидий и субвенций.
Передача материально-технических ресурсов, приобретенных за счет средств федерального бюджета, государственным образовательным учреждениям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляется государственным заказчиком Программы по акту приема-передачи между государственным заказчиком Программы, поставщиком (исполнителем) и получателем товаров (работ, услуг) в соответствии с перечнем мероприятий Программы, предусмотренным в приложении N 3 к настоящей Программе.
V. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы предполагает решение ее стратегических задач.
В качестве результатов решения задачи обеспечения эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации ожидается:
увеличение количества субъектов Российской Федерации, в которых обеспечивается бесконфликтное функционирование русского языка как государственного языка Российской Федерации;
увеличение количества образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации, соблюдающих соотношение федерального и регионального (национально-регионального) компонентов базисного учебного плана и государственного образовательного стандарта общего образования в части русского языка и литературы.
В качестве результатов решения задачи укрепления позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации ожидается:
увеличение количества образовательных учреждений с этнокультурным компонентом;
увеличение количества региональных средств массовой информации, соблюдающих в своей деятельности нормы русского литературного языка;
увеличение количества детей беженцев и вынужденных переселенцев, изучающих русский язык и литературу;
увеличение количества изданных и распространенных учебно-методических и аудиовизуальных материалов для обучения беженцев и вынужденных переселенцев и их детей русскому языку и литературе.
В качестве результатов решения задачи создания полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа ожидается:
увеличение количества образовательных учреждений общего образования, реализующих образовательные программы по культуре речи и риторике;
рост количества вузов, реализующих образовательные программы по русскому языку и культуре речи;
увеличение количества выпускников системы общего и профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком;
рост количества изданных и распространенных программ и учебных комплексов по русскому языку и литературе с лингвокультурологическим компонентом;
увеличение количества изданных и распространенных научно-популярных книг и журналов, посвященных русскому языку и литературе;
увеличение количества просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России (олимпиады, конкурсы, фестивали, праздники и др.).
В качестве результатов решения задачи обеспечения эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ, а также поддержки русского языка в странах Балтии ожидается:
увеличение количества лиц, изучающих русский язык и культуру России, в государствах - участниках СНГ и странах Балтии;
увеличение количества лиц, получающих образование на русском языке, в государствах - участниках СНГ и странах Балтии;
увеличение количества потребителей консультационных услуг в сфере русского языка и культуры России в государствах - участниках СНГ и странах Балтии;
увеличение объема телерадиовещания на русском языке в государствах - участниках СНГ и странах Балтии;
увеличение числа участников мероприятий, связанных с русским языком, литературой и культурой России, которые проводятся в государствах - участниках СНГ и странах Балтии;
увеличение количества российских преподавателей русского языка и литературы, направляемых в образовательные учреждения государств - участников СНГ и стран Балтии.
В качестве результатов решения задачи обеспечения распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах ожидается:
увеличение количества лиц, изучающих русский язык и культуру России, в зарубежных странах;
увеличение количества лиц, владеющих русским языком, в зарубежных странах;
увеличение количества участников мероприятий, связанных с русским языком, литературой и культурой России, которые проводятся в зарубежных странах;
увеличение количества и численности общественных организаций и объединений за рубежом, в сферу деятельности которых входит популяризация русского языка и культуры России за рубежом.
В качестве результатов решения задачи обеспечения наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом ожидается:
увеличение количества соотечественников (детей и взрослых) за рубежом, испытывающих потребность в изучении русского языка и культуры России;
увеличение количества потребителей телерадиопрограмм, связанных с русским языком и культурой России, для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом;
увеличение количества участников кружков и курсов русского языка для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом;
увеличение количества изданных и распространенных учебно-методических материалов для дистанционного обучения соотечественников (детей и взрослых) за рубежом русскому языку и литературе;
увеличение количества потребителей услуг дистанционного обучения соотечественников за рубежом русскому языку и культуре России.
С содержанием Федеральной целевой программы «Русский язык» (2006 – 2010 гг.)» и всех ее приложений можно также познакомиться на портале Правительства РФ по адресу:
http://govportal.garant.ru:8081/SESSION/S__1lrKfD8A/PILOT/main.htm
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |