Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

На периферии государственного строительства.

«Мягкая» дискриминация при жёсткой диктатуре тоже маленькое счастье

16.10. 2006, Russian.KZ   

Заявление Республиканского славянского движения «Лад»

В Астане 24 октября должна состояться XII сессия Ассамблеи народов Казахстана с повесткой дня: "Межэтническое и межконфессиональное согласие - главное условие динамичного развития Казахстана и вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира". Само название темы сессии Ассамблеи свидетельствует о понимании в обществе прямой взаимосвязи межнационального и межконфессионального согласия с темпами экономического и социального прогресса республики.

Для достижения Казахстаном заявленной цели – вхождению в число 50 наиболее развитых стран мира, необходимо задействовать все имеющиеся в стране цивилизационные ресурсы. Деятельное сотрудничество представителей разных этносов в выработке общей стратегии развития, отсутствие в практике межнациональных отношений сфер, закрытых для обсуждения, равенство возможностей – важнейшие условия социальной активности и единства казахстанского общества.

Как известно, самые толерантные в плане межнационального согласия страны являются самыми конкурентоспособными странами мира. В прошлом году это была Финляндия, а в этом году – Швейцария. Думается, что внимательное изучение опыта этих стран поможет делегатам Ассамблеи в выработке рекомендаций, направленных на устранение дисбалансов в существующей системе межнациональных взаимоотношений.

Обращает на себя внимание то, что в этих странах разработана довольно разветвленная и обширная юридическая база, защищающая интересы национальных меньшинств. И в Швейцарии, и в Финляндии несколько государственных языков, разработаны и активно используются механизмы, обеспечивающие представительство этносов в органах государственной власти, во всех областях жизнедеятельности общества в соответствии с их долей в общей численности населения.

Сфера межнациональных отношений требует постоянного и пристального внимания со стороны государства и широкой общественности. Если не устранять существующие противоречия, не обращать внимания на негативные явления, препятствующие полнокровной жизни нацменьшинств, то со временем они станут серьезным тормозом в политическом и социально-экономическом развитии страны.

Русские организации не раз указывали на то, что в Казахстане имеет место «мягкая» дискриминация «нетитульного» населения. В Республике Казахстан - где по Конституции источником власти является народ в лице своих представителей - 6 млн. русскоязычных граждан по-прежнему остаются на периферии государственного строительства. Граждане «некоренной» национальности, практически, не представлены во властных структурах и высших органах государственного управления.

Элементарная статистика свидетельствует о доминировании в госструктурах и высших эшелонах власти «титульных» над «нетитульными». Появление на политическом Олимпе одного-двух русскоязычных чиновников не только не меняет ситуацию, а, напротив, подчёркивает существующие кадровые диспропорции.

Отдельно следует сказать о том, что попирается конституционный статус «официального» русского языка. Форсируется с применением административных способов принуждения перевод делопроизводства «только» на казахский язык. А местные власти в отдельных регионах при переводе делопроизводства на государственный язык, не смущаясь, самостоятельно определяют статус русского языка как законодательно несуществующего.

Развитие этнократических тенденций неизбежно ведёт к тому, что в среде казахского населения исподволь формируются чувства национального превосходства и неприязни к представителям других народностей. При этом происходит разрыв традиционных коммуникативно-культурных связей общества, и две основные его части – русская и казахская – постепенно начинают отдаляться друг от друга.

Все эти негативные явления явно не способствуют консолидации народов Казахстана, и тем более - не отвечают государственным интересам и основным принципам демократии.

Все существующие дисбалансы и противоречия ещё можно снять. Но это возможно только в том случае, если сессия Ассамблеи народов Казахстана не ограничится традиционной констатацией «успехов и достижений» в сфере межнациональных отношений, а предложит властям и казахстанскому обществу конкретные шаги, направленные на разрешение назревших проблем.

У казахстанских русских сейчас появился выбор, где им жить дальше. И этот выбор для многих людей определяется не только «хлебом единым», а наличием аргументов нематериального свойства – психологического комфорта и естественного чувства национального достоинства. И потому русскоязычные граждане ожидают от сессии Ассамблеи и властей не деклараций, а внятных ответов на то, кем и как будут защищены их национальные интересы.

Президиум Республиканского славянского движения «Лад»

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ