Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
16.10.2006. БелГазета
Ярослав Романчук
В то время как в России бюджет на будущий год уже принят во втором чтении, в Беларуси бюджетный процесс повис в воздухе. Депутаты ждут четких указаний из администрации президента, где, по всей видимости, еще не определились в главном: какой вариант госбюджета взять за основу - рецессионный или кризисный, в зависимости от цен на газ и нефть.
Президент тоже пока не спешит публично заявлять что-то типа: «Все, мужики! Делаем бюджет под газ по $150 за тысячу кубов». Ведь тем самым надо будет признать не маленький тактический промах, а объявить конец стратегии развития, которая реализовывалась 12 лет.
В сухом остатке, без учета издержек в виде консервации структурных искажений, роста иждивенческих настроений и блокирования развития малого и среднего бизнеса, Беларусь нетто-выиграла от такой стратегии. Десятки миллиардов топливно-энергетической ренты, сбыт в РФ белорусской продукции, которая на других рынках по-настоящему никак не приживется, стремительный рост внутреннего спроса - без деклараций о вечной славянской дружбе между РБ и РФ и сотен подписанных, преимущественно пустых договоров такой нетто-выгоды Беларусь не получила бы.
Принять решение о том, кому в 2007г. не достанется бюджетных трансфертов, - то же самое, что утвердить список потенциальных оппонентов, а то и врагов вертикали. Если предприятие или некая бюрократическая структура исправно получала господпитку, то оказаться не у дел, на рынке труда или в условиях коммерческой конкуренции с частным бизнесом очень неприятно. Именно в списке отлученных от бюджетной помощи могут появиться лидеры новой экономической и даже политической оппозиции. Поэтому к процессу ревизии расходной части власть подходит с особой тщательностью.
Провести операцию по сокращению бюджетных расходов по некоей заранее выведенной формуле нельзя. Уменьшить расходы для всех пропорционально - тоже дело очень сложное. Аппетиты сотен структур и сотен тысяч бюджетных бенефициаров явно нацелены на увеличение роста личных доходов до 2010г. темпами никак не ниже 60%, т.е. почти такими же, как и ВВП, - и все это на фоне изменившейся стратегии России в отношении Беларуси.
Хотя депутатов и широкую общественность не информируют о перестройке бюджета на 2007г., она наверняка идет в узком кругу тех, кто может в следующем году занять ключевые позиции во власти. Такой режим работы вполне объясним: власти продолжают настаивать на успешности переговоров с Россией по газу, чтобы затем публично изобразить неожиданность и горькую обиду: «Мы сделали все, что могли. А сейчас время затягивать пояса».
Странным образом в ежемесячном статистическом бюллетене за 8 месяцев исчез раздел, посвященный состоянию госбюджета. Такого не было как минимум 5 лет, и едва ли это можно объяснить банальной забывчивостью технических работников. А указом президента дефицит республиканского бюджета увеличен до Br1,7 трлн., или 2,3% ВВП, т.е. на Br312 млрд. (на 22,3%). Доходы вырастают на 97 млрд., расходы - на Br412,23 млрд. В новой версии бюджета расходы республиканского бюджета увеличены на 1,5% - до Br27,329 трлн., доходы - на 0,4% (Br25,617 трлн.). И это только по республиканскому бюджету. Состояние областных бюджетов в этом году гораздо хуже, чем в предыдущий период. В конце года потребуются немалые трансферты для оплаты расходов на местах, поэтому дефицит консолидированного бюджета может возрасти еще больше.
Дефицит бюджета свыше 2% ВВП - небывалое явление для правительства, особенно в условиях чрезвычайно благоприятной внешней конъюнктуры. В 2001г. консолидированный бюджет исполнен с дефицитом 1,9%. В последующие два года он был несколько меньше (соответственно 1,8% и 1,7%), а в 2004г. Минфин рапортовал о его полном балансе. В 2005г. дефицит составил лишь 0,7% ВВП. В 2006г. вместо запланированных 1,5% вдруг возникла цифра 2,3% ВВП. Это далеко не смертельный показатель, но тенденция не может не настораживать.
Официальное объяснение такого шага выглядит неубедительно - дополнительное финансирование «госпрограмм и инвестиционных проектов, а также других социально значимых и экономически целесообразных мероприятий ». В планах на 2006г. инвестиции в основной капитал должны были вырасти на 13-14%, а за 8 месяцев они возросли на 35,3%. Очевидно, возникли серьезные проблемы с доходами бюджета. Еще до повышения цен на энергоресурсы.
Резкое повышение дефицита бюджета трудно увязывается с цифрами официальной статистики. За I полугодие консолидированный бюджет исполнен с профицитом в Br764,2 млрд. (2,2% ВВП). Это меньше, чем за аналогичный период 2005г. (3,4%). За 8 месяцев профицит сократился до 1,9% к ВВП. Но все равно это не дефицит.
Однако правительство из года в год демонстрирует неспособность разложить расходы равномерно на год. К зиме вдруг все министерства и ведомства начинают хаотично «осваивать» выделенные деньги. Когда на кону стоит выполнение шестнадцати прогнозных показателей, о качестве расходов никто особо не задумывается. В следующем году наверняка придется.
Несмотря на столь незначительные суммы дефицита бюджета, финансировать его при помощи выпуска облигаций становится все труднее. Хотя ресурсы правительства далеко не исчерпаны. За 9 месяцев т.г. Минфин направил на чистое финансирование дефицита бюджета за счет продажи госбумаг Br276,3 млрд. (52,1% годового плана) - на 35,7% меньше, чем в 2005г.
По информации «Интерфакса», «за январь-сентябрь 2006г. валовое привлечение средств от размещения госбумаг составило Br1165 млрд. (78,2% годового плана), увеличившись по сравнению с январем-сентябрем 2005г. на 16,9%. Погашение госбумаг выросло на 56,7% - до Br888,7 млрд, или 92,5% плана на 2006г. ». На 1.10.2006г. в обращении находилось госбумаг на Br2568,4 млрд. - на 11,6% больше по сравнению с началом года.
В 2007г. Минфин рассчитывает увеличить объем продаж своих ценных бумаг на российский рынок. В других странах наши ГКО большим спросом не пользуются. Кредитный рейтинг Беларусь пока не получила, так что рассчитывать на более выгодное размещение ценных бумаг, тем более на выпуск евробондов, не приходится. Нельзя исключить и вариант, когда российские банки тоже охладеют к Беларуси, особенно если им это порекомендует Кремль.
В такой ситуации даже дефицит бюджета в 3-4% ВВП может вызвать обострение отношений, в первую очередь в госсекторе. Хотя правительство и декларировало снижение налоговой нагрузки в 2007г. на 0,7% ВВП, выполнить свое обещание при новых ценах на газ и нефть будет весьма сложно. Более того, поскольку Совмин в качестве источника доходов бюджета больше всего любит использовать налоги (на слово «приватизация» во властных коридорах все еще действует табу), то вполне вероятно, что налоговая нагрузка будет увеличена. А это плохие новости для бизнеса и предпринимателей.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |