Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
21.10.2006. Молдова Ази
Роман Михэеш
Россия, заявлениями ряда официальных лиц, признала, что организовала и финансировала так называемый референдум в приднестровском регионе, что стало серьезным нарушением норм международного права и территориальной целостности Республики Молдова. В этом контексте правительство РМ имеет право поставить вопрос о соответствии этих действий статусу посредника РФ в регламентировании приднестровского конфликта. Испугавшись международной реакции и возможных санкций, в результате включения вопроса о приднестровском конфликте в повестку дня Организации Объединенных Наций, Россия поторопилась словами Смирнова понизить важность события и назвать его просто "консультативным референдумом". Естественно, результаты этого "референдума" юридически недействительны и не были признаны никем, даже РФ, доказательством чему стали заявления о непризнании, поступившие со стороны США, Европейского Союза, ОБСЕ, Румынии, Украины, Франции и др.
У этого так называемого плебисцита не было ни одного шанса быть признанным, потому что, в первую очередь, для того, чтобы быть признанным международным сообществом, он должен был быть конституционным, признаным и мониторингованным правительством Республики Молдова и основными международными организациями - ООН, ОБСЕ и Европейским союзом. Кроме того, референдум не может быть проведен и признан, поскольку в Приднестровье нет даже минимальной демократии, вопросы, выставленные на референдум, были односторонними и по ним не было проведено дебатов, а средства массовой информации региона, контролируемые сепаратистской администрацией, были задействованы в односторонних пропагандистских действиях, призванных обеспечить желаемый результат.
Ссылки сепаратистского режима на примеры Косово и Черногории для оправдания отделения Приднестровья от Молдовы, - некорректны. В первую очередь, потому, что приднестровский конфликт - не религиозный и не межэтнический, а геополитический. К тому же статус региона Косово пока не определен окончательно, на основании резолюции Совета безопасности ООН регион находится под контролем Организации Объединенных Наций с согласия Сербии, а Российская Федерация может заблокировать в Совете безопасности ООН любую резолюцию, которая ее не устраивает по этому вопросу.
Более того, нельзя ссылаться на референдум об отделении, состоявшийся в Черногории и признанный международным сообществом, поскольку бывшая Конституция Сербии и Черногории от 2003 года ясно давала право Черногории на проведение соответствующего референдума об отделении от Сербии.
Помимо угрозы территориальной целостности РМ, под угрозу ставится и целостность Украины, поскольку приднестровский сепаратизм, являясь российским проектом, является отрицательным примером, которому могут последовать и сепаратистские регионы Украины, населенные преимущественно русскоязычным населением. Заявления Януковича и Мороза, сделанные после так называемого референдума, согласно которым Приднестровью должен быть предоставлен статус автономии в составе РМ, свидетельствуют, что украинская политическая элита "всех цветов" осознала, наконец, что приднестровский сепаратизм несет опасность и для Украины, и что этот неконституционный очаг должен быть нейтрализован. В условиях, когда в Кишиневе у власти находится партия и президент, которые заявляют, что РМ останется в составе СНГ и не будет вступать в НАТО, и которые де-факто сделали русский язык вторым государственным, возникает вопрос: почему Российская Федерация все-таки желает расчленить Республику Молдова?! По некоторым предположениям, Путин якобы сердит на Воронина за неподписание меморандума Козака в 2003 году и за членство РМ в ГУАМ. Реальные же причины, другие: Россия понимает, что близится конец ее доминирования в управлении конфликтами на пространстве бывшего СССР, в том числе в Приднестровье, и пытается форсировать события сейчас, когда еще полностью контролирует сепаратистские режимы. Если РФ уже не может контролировать соответствующие страны в полной мере, она по крайней мере пытается превратить эти сепаратистские регионы в свои аванпосты, военные базы, наподобие Калининграда. Россия, которая в настоящее время является всего лишь региональной силой, хотя и обладает огромными богатствами в виде нефти и газа, понимает, что может купить часть политических элит бывших советских республик, однако ей нечего предложить народам бывшего СССР, которые опустились, равно как и российский народ, до уровня жизни, сравнимого с уровнем отсталых африканских государств. Она понимает, что желание народов европейской части бывшего советского пространства интегрироваться в Европейский союз и НАТО не остановить, и что, рано или поздно, их интеграция в процветающее и цивилизованное евроатлантическое пространство произойдет. Возможно, и российский народ может в один прекрасный день избрать такое руководство, которое бы приняло решение об интеграции страны в Североатлантический альянс и Европейский союз, спасшись, таким образом, от нищеты и изоляционизма, во имя каких-то неоимпериалистических идей, счет за который должен платить российский народ.
Хотя это звучит парадоксально, проведение референдума в Приднестровье может ускорить урегулирование приднестровского конфликта и способствовать восстановлению территориальной целостности Молдовы, поскольку он продемонстрировал России, что она одна в поддержке сепаратизма. Международное сообщество непоколебимо в своем намерении поддержать проект "Единая Молдова". В этом случае, Российская Федерация должна выбирать - или менять политических актеров в Приднестровье, сменив устаревшую команду Смирнова-Антюфеева на более цивилизованную, которая бы вела переговоры по реалистическому соглашению об урегулировании с правительством Молдовы, или и далее рассчитывать на тех же, удерживая еще какое-то время в заложниках граждан региона и продлевая агонию режима, однако с тем же итоговым результатом - интеграцией региона в той или иной форме в конституционное поле РМ. Только это потребует больше времени и больших усилий со стороны международного сообщества.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |