Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Молдавский путь

25.10.2006. Ольвия-пресс

Думитру Брагиш, председатель Партии социальной
демократии, депутат парламента Молдовы

Прошло уже пятнадцать лет с того памятного августовского дня 1991 года, когда Молдова провозгласила независимость. Многим другим молодым независимым государствам, возникшим примерно в то же самое время, за эти годы удалось стабилизироваться, окрепнуть, твердо стать на ноги, четко определиться в своей внешней политике и занять свою собственную нишу в мировой экономике. Молдова же и сегодня всё ещё ищет свою экономическую стратегию, продолжает хаотично метаться между Востоком и Западом, бессистемно и немотивированно менять векторы своего развития и стратегических партнеров, всё никак не решив для себя окончательно, к какому же берегу ей следует, наконец, пристать, чтобы обрести на нем искомую безопасность, стабильность, процветание и благополучие для всех своих граждан. Время обманутых надежд

Особо ощутимые потери на всех направлениях Молдова понесла за годы коммунистического правления. За последние 5 лет Молдова потеряла не менее 1-го миллиарда долларов в виде неполученных по вине действующей власти грантов и кредитов, а также свыше 200 тысяч рабочих мест. В стране свирепствует коррупция. Бюджет формируется на 80% из акцизов и НДС на импортируемые товары. Рост ВВП все эти годы шел не за счет развития промышленного и аграрного секторов, а за счет увеличение потребления. Потребление же росло только за счет поступления в Молдову денег гастарбайтеров.

Вырос внешний долг страны, подскочили вдвое цены и тарифы на газ, транспорт, жилье, продовольственные товары. Инфляция стремительно растет, зато промышленное производство из года в год падает - с 7% в 2004 году до 3% в 2006 году. А в 2007 году ожидается дальнейшее падение производства, до 1-2%. Введение 20% НДС в сельском хозяйстве не позволяет встать на ноги отечественному производителю. Закрытие рынков сбыта для молдавской традиционной продукции в России может привести к разорению новых тысяч крестьянских хозяйств. По этой же причине могут потерять работу еще 200-250 тысяч человек, занятых в винопромышленном компексе Молдовы.

За время правления коммунистов произошел самый массовый отток населения из страны. К этому надо добавить нерешенные проблемы в области здравоохранения, образования, культуры. Особая тема - грубейшие "проколы" в области внешней политики, негативные последствия которых для Молдовы с каждым днём становятся всё более губительными. Самый болезненный просчет действующей власти - её изначально ошибочный подход к решению проблемы Приднестровья, который завел в тупик переговорный процесс и испортил отношения с Россией. Если власть будет продолжать так же топорно и неуклюже вести себя в Гагаузии, как она это делает сейчас, то существует реальная опасность, что этот регион может стать новой "горячей точкой" в Молдове.

Однако, вместо того, чтобы трезво оценить ситуацию и сказать народу правду, а затем посоветоваться с ним о путях и способах выхода из кризиса, власть продолжает самозабвенно врать и трубить о своих мнимых достижениях и успехах.

Всем видна сегодня какая-то патологическая нацеленность нынешней власти на никчемную говорильню, бесплодное бумаготворчество и бесконечные "пиар-акции". В итоге, вместо конкретных дел, налицо поточное выдувание "мыльных пузырей" - производство сменяющих друг друга пустопорожних концепций, стратегий, планов мероприятий, организация дорогостоящих форумов, помпезных экскурсий, выездных заседаний и прочей мишуры и трескотни, создающей впечатление бурной деятельности.

Коммунистическая власть - неэффективная и опасная власть.

Нельзя не признать, что ситуация в плане создания и укрепления надежных гарантий государственной независимости и суверенитета Республики Молдова особенно заметно ухудшилась именно за последние пять лет, то есть за годы правления Партии коммунистов. То, что мы наблюдаем в последние годы, не может не вызывать тревогу и беспокойство у сторонников независимости, патриотов Молдовы.

Во-первых, власть в стране окончательно превратилась сегодня в откровенно авторитарный режим, поскольку правящая с февраля 2001 года коммунистическая команда с каждым днём всё меньше в своих действиях следует демократическим принципам, всё чаще пренебрегает многими конституционными нормами. Во-вторых, в стране возрождается политический сыск, развязана борьба с инакомыслием, преследуются оппозиционные политики и свободные СМИ.

В-третьих, нынешняя власть в своей деятельности делает ставку исключительно на укрепление силовых структур и бюрократического аппарата, игнорируя насущные проблемы медиков, педагогов, деятелей культуры, беднейших слоёв населения.

В-четвертых, в угоду узкокорыстным интересам приближенных к правящей команде бизнесменов, специализирующихся на импорте, власть практически уничтожила сферу национального экспорта. Громадный урон нанесен местным производителям. Обесценивается земля как фактор производства. Складывается впечатление, что нынешнее руководство намеренно ведет страну к банкротству, чтобы потом распродать ее "по дешевке" своим приближенным. Власть жёстко и несправедливо притесняет национального производителя в угоду представителям компрадорского капитала, то есть перекупщикам, разного рода посредникам, сомнительным финансовым дельцам. Именно компрадорская буржуазия, а не честные труженики, предприниматели или фермеры, пользуется почетом и государственной поддержкой власти.

В-пятых, постоянно сокращая рабочие места и численность обучающихся в вузах, власть фактически "выдавливает" молодежь из страны, лишая её будущего.

В-шестых, коммунистическая власть не сумела ни с кем в мире наладить хорошие, выгодные для страны отношения. У нас нет нормальных отношений даже с нашими соседями - Румынией и Украиной. Испорчены имеющие стратегическое значение для Молдовы политические и экономические отношения с Россией. Нет никаких реальных достижений в широко рекламируемой политике евроинтеграции и налаживания отношений с ЕС. В последнее время начали заметно портиться и осложняться отношения и с США.

Всё это ощутимо способствует тому, что молдавская независимость постепенно становится фикцией, превращается в некий внешнеполитический мираж. Об этом говорит и тот факт, что в Молдове до сих пор не прекратились ожесточенные споры даже о самом факте существования молдавской нации и государственности. Стремление населения Молдовы к получению гражданства других стран красноречиво свидетельствует о том, что десятки и сотни тысяч молдавских граждан, окончательно потерявших веру в возможность обретения достойной человека жизни в своей собственной стране, пытаются решить свои проблемы, став гражданами Румынии, России, Украины, Болгарии других ближних и дальних стран.

Хрупкость и неустойчивость молдавской независимой государственности проявляется и в территориальной раздробленности страны, и в бесконтрольности на её границах, и в слабости представительных и судебных органов, а также в огромном внешнем долге, что делает Молдову зависимой от воли внешних кредиторов.

В принципе, давно уже ни для кого не секрет, что важнейшие решения, касающиеся судьбы Молдовы, принимаются вовсе не в Кишиневе. Отсутствие национальной идеи и ясной национальной идентичности, коррупция в государственных масштабах разъедают и без того шаткий фундамент здания молдавской государственности. Все это дает нам основание сделать вывод, что нынешняя власть не только неэффективна. Она еще и опасна. И, в первую очередь, она угрожает молдавской независимой государственности

Что мешает развитию Молдовы?

Анализируя ошибки и просчеты, допущенные в процессе строительства молдавской государственности, следствием которых стало нынешнее тяжелое положение страны, мы задаем себе вопрос: почему же всё это случилось? Почему Молдова за пятнадцать лет своей независимой государственности, несмотря на мощный стартовый капитал, на активную и многообразную помощь со стороны Востока, прежде всего, России, и Запада (США, ЕС), так и не смогла добиться сколько-нибудь существенного прогресса в своём политическом, экономическом и социальном развитии? Почему её независимая государственность и сегодня продолжает находиться под угрозой?

Неправы все те во власти, кто постоянно сетует, объясняя своих неудачи, на отсутствие у нашей страны необходимых ресурсов для её успешного развития. Это далеко не так. Во-первых, у Молдовы есть такой важнейший стратегический ресурс, как её люди - талантливые, трудолюбивые, умелые. Во-вторых, в мире имеется много стран с куда меньшим ресурсным потенциалом, чем у Молдовы. Но эти страны, тем не менее, в отличие от Молдовы, процветают, а их граждане не испытывает социальных проблем. Кстати, именно на это важное обстоятельство постоянно обращают внимание многие зарубежные эксперты и политики, анализирующие развитие Молдовы после 1991 года и пытающиеся понять, в чём же кроются причины её упадка.

Так что же нам, в таком случае, мешает жить нормально и комфортно? Первая причина заключается в том, что мы пока так и не достигли общенационального консенсуса по вопросу строительства независимого, нейтрального, демократического и единого государства. Нужен общенациональный Пакт "Согласие во имя Молдовы", который должны подписать все основные политические силы и общественные объединения Молдовы. Для обеспечения ему поддержки всего общества, возможно, основные положения этого пакта надо вынести на всенародный референдум.

Вторая причина кроется в том, что мы пока ещё так и не сумели найти свою собственную нишу в мировой экономике. Еще вчера при слове "Молдова" у граждан других стран возникали устойчивые ассоциации: виноград, вино, коньяки, персики, яблоки, консервированные овощи и фрукты, соки, конфеты, продукты питания для космоса. К этому добавлялись текстильные товары, стиральные машины, морозильники, трактора, металл, продукция ВПК. Сегодня же очень многое из этого перечня мы утратили и продолжаем терять, а вместе с этим, как следствие, начали терять и своё место на международных рынках, где, как известно, существует жесточайшая конкуренция и удел слабого - быть вытесненным.

Третья причина состоит в том, что у нас далеко не всё обстоит благополучно и с разработкой модели нашего экономического развития. Только сейчас коммунисты, наконец, "дозрели" до понимания того очевидного факта, что нашей стране необходима надежно защищенная законом частная собственность, а национальному бизнесу - устойчивые налоговые льготы. Пришло, наконец, и понимание, что в Молдове необходимо активно развивать технопарки и срочно реанимировать фондовый рынок. Пока это понимание, к сожалению, присутствует только на уровне очередного программного выступления президента Воронина. Все мы, однако, хорошо помним, что таких выступлений было уже немало, но вот конкретных дел после них не последовало.

Молдове нужны не столько хорошие и правильные выступления, сколько четкая и ясная постановка общенациональных задач, высокая профессиональная организация их исполнения и контроль гражданского общества за ходом этих процессов. Нам нужна независимая, честная и некоррумпированная судебная система. Нам нужны действительно свободные и независимые СМИ. Всего этого у нас пока, увы, как не было, так и нет. Недостаточно нам и хороших законов, давно и успешно действующих в странах Евросоюза. Ведь в руках косной молдавской партийно-бюрократической номенклатуры они не работают.

Четвертая причина, причём чрезвычайно существенная, это продолжительное по времени отсутствие у Молдовы внятной и понятной внешней политики. Нам в огромной степени вредит очень переменчивая по своему вектору "маятниково-флюгерная" дипломатия, постоянные "колебания" и "метания" действующей власти между Востоком и Западом в поиске наибольших благ и выгод. Кроме того, наши власти, пытаясь играть на противоречиях великих держав, умудрились внести смуту и раскол даже в отношения между Россией, ЕС и США по вопросам, касающимся Молдовы. Обидные и непростительные ошибки! Разве действующей власти так уж трудно было понять, что наше движение в Европейский Союз отнюдь не означает, что мы должны при этом "уходить из России", а стратегическое партнерство и дружба с Россией не означают свертывание курса на вступление Молдовы в ЕС!?


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ