Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Игорь Коновалов
27.10.2006. KM.RU
Вчера высший законодательный орган Европейского сообщества принял постановление по ситуации в зоне грузино-осетинского и грузино-абхазского урегулирования. Как и ожидалось, текст резолюции имеет отчетливо выраженный антироссийский характер. Закрывая глаза на политические репрессии режима Саакашвили и зачистку предвыборного пространства Грузии от всех более-менее значимых оппозиционных сил, европейские парламентарии приветствовали «проводимые в Грузии политические и экономические реформы, процесс формирования эффективных демократических институтов и, одновременно с этим, строительство мирного и развитого государства».
Одновременно, «народные избранники» из Польши, Чехии, Венгрии, Литвы и других государств бывшего солагеря, испытывающие почти генетическую неприязнь к России, выступили в защиту «невинного агнца демократии» на Кавказе и призвали Москву отказаться от введенных ранее санкций в отношении администрации Саакашвили. Наконец, видимо, для того, чтобы политическая ангажированность и односторонность своего решения стала еще более очевидной, парламент ЕС объявил незаконными проведенные недавно в Абхазии и Южной Осетии референдумы по вопросу о независимости этих непризнанных республик, а также выступил за изменение формата проведения миротворческих операций в зонах конфликта за счет включения в них европейских миссий ОБСЕ.
Резолюцию Европарламента по Грузии в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров.
- Как вы ее оцениваете?
В сообщениях информационных агентств, в основном, цитируется не текст резолюции, а ее комментарий со стороны Бурджанадзе. Поэтому я не исключаю, что слова главы внешнеполитического ведомства Грузии передают смысл резолюции в искаженном и тенденциозном виде. То есть то, что хотели бы услышать грузинские власти, а не то, что есть на самом деле. В то же время известно, что представитель Еврокомиссии, который выступил на заседании Европарламента, однозначно заявил о том, что ЕС не будет участвовать в миротворческих операциях в Южной Осетии и Абхазии. Как известно, Еврокомиссия это орган исполнительной власти Европейского сообщества и окончательное решение будет принимать именно он. Резолюция Европарламента имеет чисто рекомендательный характер. С таким же успехом Европарламент мог бы поддержать какое-нибудь «общество любителей пива». Так что фактически речь идет о популизме чистейшей воды. От мнения европейских депутатов мало что зависит, поэтому они могут позволить себе публично занять радикальную по отношению к России позицию, чтобы потрафить русофобским настроениям европейских избирателей. Так что налицо расхождение в оценках по поводу грузино-осетинского и грузино-абхазского урегулирования между исполнительным и законодательным органами власти ЕС.
В то же время руководство ЕС не демонстрирует пока желания ввязываться в этот конфликт. А на Европарламент вообще не стоит обращаться внимание. Это просто сборище либералов, ненавидящих Россию. Прислушиваться к подобным заявлениям было бы равносильно тому, как если бы в 1941 году (после нападения Гитлера на СССР) мы стали бы следовать указаниям Рейхстага. Что же касается конкретных положений резолюции, то они отнюдь не новы. Генсек НАТО, который вчера приехал в Москву, также потребовал отменить санкции в отношении Грузии. Однако, российский МИД ясно дал понять, что Россия никаких санкций отменять не собирается. Пусть США вначале отменят санкции, действующие против Кубы уже в течение 40 лет. Напомню, санкции против Грузии работают меньше месяца. Так что ничего страшного не происходит – пусть Саакашвили подождет. Кстати говоря, министры иностранных дел Грузии и России Гела Бежуашвили и Сергей Лавров договорись о проведении встречи в Москве в рамках заседания Совета глав МИД стран-членов Организации экономического сотрудничества стран Черноморского бассейна, которое состоится 1-2 ноября.
Таким образом, похоже, грузинская сторона прекрасно отдает себе отчет в том, что заставить Россию отменить санкции с помощью давления со стороны ЕС вряд ли получится. Так что необходимо лично встречаться и договариваться. И многое будет зависеть от того, пойдет ли Грузия на встречные шаги по отношению к России. Я считаю, что российским властям ни в коем случае нельзя поддаваться ни на какие уговоры и обещания до того, как мы увидим конкретные шаги. На мой взгляд, это: вывод войск и т.н. «правительства в изгнанье» из Кадорского ущелья (выполнив тем самым недавнюю резолюцию Совета Безопасности ООН); подписать с Абхазией и Южной Осетией соглашения о невозобновлении боевых действий; освободить из тюрем политических заключенных пророссийской ориентации, а также прекратить уголовное преследование Игоря Гиоргадзе и разрешить ему вернуться в Грузию. Только выполнив эти условия, Грузия реально продемонстрирует, что она готова к конструктивному диалогу с Россией. В ответ Москва может смягчить санкции в отношении этой страны (хотя тех же нелегалов мы высылать все равно будем). Можно, например, снять транспортную блокаду.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |