Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.10.2006. Eurasianet
Дэн Сершен (Бишкек)
В Кыргызстане назревает конфликт по вопросу о конституционной реформе. Президент Курманбек Бакиев добивается сохранения президентской республики, а его политические оппоненты настаивают на расширении полномочий парламента. Вполне возможно, что события следующих десяти дней будут иметь решающее значение для исхода дебатов вокруг конституции.
Вопрос о конституционной реформе связан в Кыргызстане с борьбой между исполнительной ветвью и парламентом. 23 октября представители коалиции "За реформы!", в которую входят многие оппоненты президента, заявили, что готовы провести переговоры с Бакиевым и урегулировать политические разногласия. Всего за два дня до этого лидеры коалиции отменили намеченную ранее встречу, заявив о "бесплодности" переговоров. Между тем Бакиев обвинил своих оппонентов в том, что они говорят на языке "ультиматумов".
В свое время, находясь в оппозиции, Бакиев выступал за ограничение президентской власти. Сегодня, став главой исполнительной власти, президент гораздо в меньшей степени настроен на изменение статус-кво. "Ему очень хочется сохранить президентскую форму правления, но политические партии и оппозиция не дадут ему этого сделать", сказал Азимбек Бекназаров, глава Рабочей группы по конституционной реформе и известный представитель оппозиции в парламенте.
По словам сторонников президента, Бакиев просто выступает за здоровые, публичные дебаты, с тем чтобы получить хороший документ. "Мы пока не достигли совершенства", говорит Махамаджан Иминов, помощник президента по правовым вопросам. "Место для совершенствования всегда есть".
Некоторые предлагаемые изменения – например, касающиеся официального статуса русского языка – носят спорный характер, но не в такой степени, как вопрос о распределении полномочий между ветвями власти. В памяти многих кыргызских граждан живы воспоминания о бесчинствах исполнительной власти при экс-президенте Аскаре Акаеве, и они склонны поддержать переход к парламентской республике. Напротив, Бакиев 28 сентября подтвердил свое желание сохранить сильную исполнительную ветвь власти, дав понять, что этот вопрос может быть вынесен на общенародный референдум.
После смещения Акаева в марте 2005 г. вопросы конституционной реформы находились в ведении разного рода советов, рабочих групп и ставились на заседаниях парламента. Первым органом, который всерьез принялся за вопрос о реформе, стал Конституционный совет, 114 членов которого представляют правительство, научные круги и сектор неправительственных организаций. Этот орган, на который была возложена задача выработки концепции перераспределения власти, вскоре увяз в бесконечных спорах. Когда наконец появился проект конституции, Бакиеву не понравились некоторые ее положения, в том числе ограничение президентского правления одним-единственным пятилетним сроком и расширение полномочий парламента.
Бакиев избрал тактику затягивания вопроса, чтобы выиграть время и получить более подходящий проект. "Бакиев начал затягивать ситуацию всеми способами", сказала Асия Сасыкбаева, видная представительница гражданского общества в КС, а в настоящее время член коалиции "За реформы!".
После того как Конституционный совет представил свой первоначальный проект, Бакиев увеличил более чем в два раза количественный состав органа в надежде, что благодаря новым членам пропарламентские предложения будут сняты. Когда эта тактика не сработала, президент образовал совсем небольшую рабочую группу во главе с Бекназаровым. В марте на рабочую группу была возложена задача разработки трех систем правления: президентской, парламентской и смешанной. Несмотря на то, что рабочую группу возглавил оппозиционный депутат, большинство ее членов составили правительственные чиновники.
После того как 27 июля рабочая группа представила все три проекта, Бакиев направил их на рассмотрение парламента. По словам Иминова, слушания могут привести к дальнейшей корректировке, а возможно и к общенародному референдуму.
Венецианская комиссия Совета Европы, дающая рекомендации по вопросам конституционной реформы, неоднозначно отнеслась к трем проектам в своей предварительной оценке 28 сентября. "Что касается прав человека и судебно-правовых вопросов, [новые] проекты лучше предыдущих", сказал Томас Маркерт, заместитель секретаря Венецианской комиссии. Однако, добавил он, "что касается системы правления в целом, то, как мне кажется, проект, представленный Конституционным советом, был лучше, поэтому мы предлагаем каким-то образом объединить эти проекты".
Мнение Венецианской комиссии дает определенные аргументы в руки каждой из сторон. В целом ее оценки подкрепляют мнение президента, что прежде чем принимать новую конституцию, необходимо ее хорошенько обдумать. Между тем оппоненты Бакиева вдохновлены тем, что комиссия отдала предпочтение предложенным Конституционным советом способам распределения власти, которые сокращают президентские полномочия, расширяют полномочия премьер-министра и усиливают контрольные функции парламента.
Ситуация осложнилась тем, что Феликс Кулов, бывший политический противник Бакиева, занимающий сегодня пост премьер-министра, выступил с заявлением, в котором отдал предпочтение парламентской системе. По сообщению Радио "Свобода" от 12 октября, Кулов сказал, что "партия, одержавшая победу [на парламентских выборах], должна решать, каким должно быть правительство, а правительство, в свою очередь, должно отвечать за все – кадровые вопросы, экономические вопросы и т.д.". Аналогичное мнение в пользу парламентской республики высказал 18 октября спикер парламента Марат Султанов.
В ситуации неудовлетворенности тремя проектами, представленными рабочей группой, Кулов 9 октября изложил собственные предложения по реформе. Бакиев, а также члены парламента, как сообщается, работают над дополнительными предложениями. По заявлению Бакиева, он представит свое видение конституции на заседании парламента 30 октября.
Поскольку количество проектов продолжает расти как снежный ком, коалиция "За реформы!", объединяющая ряд оппозиционных партий и организаций гражданского общества, установила предельный срок для принятия окончательного решения – 2 ноября. По словам лидеров коалиции, если дело не сдвинется с места к этой дате, на главной площади Бишкека начнется бессрочная акция протеста с требованием отставки Бакиева и Кулова. Оппозиция уже устраивала раньше такие акции протеста, и хотя каждая их них вызывает в памяти мартовскую (2005 г.) "революцию тюльпанов", они не оказали почти никакого воздействия на политику правительства. Не собрав достаточно большого количества людей, эти акции не достигли желаемой цели – напугать власть и заставить ее начать реформы.
"Конституционная реформа находится в руках президента", сказал Бекназаров. "Общество готово, парламент готов, однако президент не хочет принимать решение".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |