Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
15.11.2006. Новый Регион
Владимир Инютин
Если Россия продолжит топтаться на месте по вопросу признания независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, страна потеряет весь Кавказ и превратится в Московское княжество. В то же время, как считает депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин, в случае признания самопровозглашенных государств, России вряд ли могут грозить серьезные санкции со стороны Запада, передает корреспондент «Нового Региона».
По словам эксперта, сейчас Россия в вопросе признания самопровозглашенных государств «топчется на месте». «Все время ждем, что кто-то что-то сделает за нас, или возникнут волшебным образом международные прецеденты, которые позволят нам в связи с ними безболезненно признать Южную Осетию и Абхазию. Этот вариант поведения не может быть бесконечным», – считает Константин Затулин.
По его словам, такая линия, по сути, является игнорированием проблемы. Не будучи готовым сегодня, нет гарантии, что завтра даже при наличии косовского прецедента, Россия все-таки признает независимость республик. «Об этом думают и в Абхазии, и в Южной Осетии. Но если бы дело ограничивалось только южноосетинским и абхазским народом, это было бы полбеды. Сегодня на то, что мы делаем или не делаем в зонах конфликтов, очень внимательно смотрят народы Северного Кавказа. И игнорирование, даже растянутое во времени, пройдет не без последствий для нашего авторитета. Отказ признать Южную Осетию и Абхазию чреват утратой доверия со стороны кавказских народов России», – отметил эксперт.
Вместе с тем Затулин подчеркнул, что «Кавказ для России – это то, что превращает страну в Российскую Федерацию. «Именно Кавказ делает Россию Российской Федерацией. И если мы не готовы обменять Российскую Федерацию на обрубок, который называется «Московское княжество», мы вынуждены сегодня демонстрировать особое отношение к кавказским проблемам. Мы должны заботиться о своем авторитете на Кавказе», – отметил Затулин.
По его словам, Россия уже не может игнорировать конфликты вокруг непризнанных государств. Более того, эксперт считает, что если республики 15 лет существуют, несмотря ни на что, не признавать их было бы, по меньшей мере, странным.
Константин Затулин полагает, что России не следует бояться реакции и санкций со стороны Запада. «Я думаю, что после Черногории, того, что произошло в Югославии, всерьез воспринимать, что существует здесь какая-то с точки зрения Запада более юридически выверенная правовая позиция, нам не приходится. Чем может обернуться для России признание независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья? Может быть, откажутся от закупки нашего газа или нефти в Западной Европе? Или по нам ударят санкциями? Сегодня эти санкции никак не договорятся ввести против Ирана, а в отношении России, если она признает Абхазию и Южную Осетию, все мировое сообщество встанет на дыбы и… что? Проведет через совет безопасности ООН, где мы является постоянным членом с правом вето, санкции против России? Что может сделать мировое сообщество? Поговорить по этому поводу некоторое время в средствах массовой информации?.. Но надо давно уметь переживать, и успокаиваться по этому поводу», – считает эксперт.
Между тем Константин Затулин обращает внимание на пример Турции, которая стремится попасть в Евросоюз, но на протяжении многих лет «ведет самостоятельную политику в отношении Кипра и не перед кем не одалживается».
«Заметьте, когда мы рассуждаем об Абхазии и Южной Осетии и Приднестровье, с 1974 года после турецкого вторжения возникла и продолжает существовать республика Северного Кипра. Несмотря на то, что Турция стоит в очереди в Европейский союз, а мы в этой очереди стоять не собираемся, Турция каждый раз заявляет, что республику Северного Кипра признает и не намерена отказываться от этого признания», – отметил Затулин и добавил, что в случае с Россией есть даже юридические основания признать независимость Абхазии и Южной Осетии, поскольку их выход из состава СССР в рамках союзной республики Грузия прошел с нарушением законодательства, передает «Новый Регион».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |