Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Проспали брэнды?

31.10.2006, Экономическая газета

Среди многих проблем в торговле Беларуси и России в последнее время обострилась такая, как поставки наших кондитерских изделий союзникам.

В обеих странах «верхи» активно борются за наращивание объема товарооборота между партнерами. И не без успеха. Впечатляющие цифры всегда фигурируют в подтверждение поступательности союзного строительства. Но — странное дело. При этом складывается впечатление, что «низы» напрочь игнорируют задаваемый «верхами» вектор и тянут в совершенно противоположную сторону. В «низах» наблюдается активное противодействие белорусским сахарным поставкам, поднимается вопрос о поставках сельхозмашин, молочной продукции. И вот теперь кондитерские изделия. Их в России объявляют контрафактным товаром со всеми вытекающими последствиями.

Почему контрафактный? Да потому, что названия конфет, доставшиеся всем производителям от СССР, приватизировали расторопные россияне. Теперь «Мишка на севере» или «Грильяж» — это их марки. Выпускать такие конфеты и поставлять в Россию — значит нарушать права собственности.

Сложившуюся ситуацию видят вполне нормальной и российские официальные лица. Например, посол России в Беларуси Александр Суриков считает, что проблемы поставок в Россию сладкой продукции вызваны исключительно нерасторопностью белорусских предприятий. Мол, белорусы просто проспали брэнды.

Иное мнение у нашей стороны. В концерне «Белгоспищепром» считают меры со стороны россиян не вполне правомерными. Рецептуры конфет не были эксклюзивными, они разрабатывались всесоюзным НИИ для всех предприятий бывшего Союза. К тому же некоторые названия запатентованных российскими производителями изделий являются не собственными именами, а названиями рецептуры, например, тот же «грильяж», «суфле».

По мнению специалистов Белгоспищепрома, практически российские кондитеры предприняли меры для сокращения присутствия нашей продукции на своем рынке. Для белорусских производителей это ощутимо сокращает объемы экспорта. Так, по сообщению Интерфакса, гомельский «Спартак» в январе-сентябре отгрузил за пределы республики 6 тыс. т продукции, что на 27% меньше объема аналогичного периода 2005 г. Сокращение экспорта касается только российского рынка, на который приходится более 95% зарубежных поставок. В сентябре же экспорт сократился в 3 раза по сравнению с прошлогодним сентябрем, и в настоящее время отгрузка в Россию приостановлена.

На предприятии уточнили, что на российской границе из последней экспортной партии было изъято около 4 т продукции. Претензии российских производителей коснулись в общей сложности более 30 наименований продукции «Спартака». В частности, список аналогичных названий включает 5 наименований вафель, 8 наименований карамели, 13 наименований шоколадных конфет и 8 наименований шоколада. Предприятие много лет изготавливает конфеты «Маска», «Ромашка», «Данко», «Балет», «Красная шапочка», «Птичье молоко», карамели «Барбарис», «Театральная», «Фруктово-ягодная», «Снежок», шоколадки «Цирк», «Аленка», «Сказки Пушкина», «Дорожный», вафли «Артек», «Южные», «Снежинка». Общий удельный вес такой продукции в экспорте «Спартака» составляет до 25%.

В сложившейся ситуации белорусские производители резонно поднимают вопрос о принятии мер по защите своего кондитерского рынка. А то что ведь получается? Нам туда — шлагбаум. А им сюда — зеленый свет. На белорусский рынок по-прежнему без всяких ограничений продолжает ввозиться большой ассортимент российского шоколада и печенья, а также украинской карамели и глазированных конфет.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ