Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
29.10-4.11.2006, БР. Белорусы и Рынок
Павлюк Быковский
Белорусские власти решили не приглашать зарубежных наблюдателей для контроля за ходом избирательной кампании. 26 октября председатель Центризбиркома Лидия Ермошина заявила, что присутствие международных наблюдателей на выборах в местные Советы депутатов не планируется. В 2007 г. избирателям покажут декларации о доходах кандидатов в депутаты за 2005 г.
“Как правило, международная практика свидетельствует о том, что на местные выборы иностранные наблюдатели не приглашаются”, — цитирует БЕЛТА слова главы Центризбиркома. Между тем до сих пор в Беларуси считалось приличным приглашать наблюдателей, хотя порой такие приглашения оставались без внимания.
Так, в 1999 и 2003 гг. в качестве международных наблюдателей за ходом кампании следили лишь порядка трех десятков дипломатов, аккредитованных в Минске, но не Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (в первом случае в БДИПЧ ОБСЕ решили, что белорусское избирательное законодательство не соответствует принципам демократических и справедливых выборов, во втором — БДИПЧ не смогли своевременно пригласить из-за конфликта с закрытием миссии ОБСЕ в Беларуси). Так что права Л. Ермошина: в Беларуси практика свидетельствует, что местные выборы можно провести и без международных наблюдателей.
В 2003 г., правда, случился конфуз с американскими дипломатами — Центризбирком отказался их регистрировать международными наблюдателями. Вашингтон обратился к белорусской стороне за объяснениями, но так и не получил удовлетворения.
Еще одно новшество кампании — ни один из представителей оппозиционных политических партий не вошел в состав территориальных избирательных комиссий. Раньше там оказывались хотя бы единицы. Как сообщил 23 октября БелаПАН руководитель избирательного штаба Объединенной гражданской партии Анатолий Павлов, всего политическими субъектами, которые работают в рамках объявленной оппозицией кампании “Местные выборы”, было выдвинуто более 100 представителей на без малого 13 тыс. вакантных мест в территориальных избирательных комиссиях.
В комиссии прошли только 45 представителей лояльных партий (36 — от Коммунистической партии Белоруссии, 4 — от Либерально-демократической партии, по 2 — от Аграрной партии и Республиканской партии труда и справедливости и 1 — от Социально-спортивной партии), но и они не составили даже 1% членов комиссий.
Внятно объяснить неуспешность оппозиции представители Центризбиркома не смогли. Так, отвечая на вопросы журналистов в Минске после заседания комиссии 26 октября, глава Центризбиркома объявила, что поскольку никаких жалоб по поводу формирования территориальных избирательный комиссий не поступало, то “граждане удовлетворены принятыми решениями”.
“И все-таки, почему в комиссиях нет представителей оппозиции?” — интересовались журналисты. “Мы не знаем, сколько их (представителей партий. — Прим. П. Б.) выдвигалось. Может быть, все, кто выдвинулся, в них и вошли, — сказала глава Центризбиркома. — Зато меня радует, что в состав комиссий вошли более 70% женщин. Это говорит о том, кто обеспечивает прохождение во власть мужчинам”.
Центризбирком 26 октября принял нетривиальное постановление о декларировании кандидатами в депутаты доходов. Выборы, напомним, пройдут 14 января следующего года, а документы для регистрации кандидатов, включая декларацию о доходах, необходимо представить в комиссии до 4 декабря текущего года включительно. Это значит, как отметила член Центризбиркома Надежда Киселева, “сведения о доходах, полученные кандидатами в 2006 г., не представляется возможным предъявить”. По ее словам, “позиция Министерства по налогам и сборам такова, что кандидатами в депутаты должны быть указаны доходы, полученные в период с 1 января по 31 декабря 2005 г., несмотря на то, что в соответствии с законодательством декларации о доходах представляются за календарный год, предшествующий выборам”.
В результате Центризбирком принял постановление № 67, в соответствии с которым претенденты в кандидаты должны будут до 4 декабря 2006 г. представить декларацию с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г., а сведения об имуществе, принадлежащем на праве собственности, — на дату представления декларации. “Мы понимаем, что эта информация будет не совсем реальной, но иного выхода нет. Но нет и большой беды, в силу того что это местные выборы и избиратели прекрасно знают кандидатов”, — сказала Л. Ермошина.
Постановлением Центризбиркома также дается поручение налоговым, финансовым и регистрирующим органам в трехдневный срок после обращения комиссии проверять декларации. Крайний срок проверки представленных документов — 10 января.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |