Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
14.11.06, МиК
Результаты прошедшего 12 ноября в Южной Осетии референдума закономерны: более 99% избирателей непризнанной республики при явке 95% проголосовали за ее независимость. Одновременно прошедшие выборы главы Южной Осетии подтвердили не менее убедительную победу на них действующего президента Эдуарда Кокойты, за которого проголосовали 96% избирателей.
Выступая после закрытия избирательных участков перед своими сторонниками, устроившими праздничные гуляния в Цхинвали, Кокойты назвал прошедшее голосование историческим, подчеркнув, что сделан первый шаг к объединению Южной и Северной Осетии. «Успех был ошеломляющим. Этот референдум для нас важнее президентских выборов. Борьба за независимость должна вестись только цивилизованными способами. Реализация волеизъявления, высказанного на референдуме, это для меня основная задача. Служить такому народу для меня большая честь», - заявил Кокойты .
Он выразил уверенность в том, что «мы будем жить в свободной, независимой, единой Осетии!» и констатировал: «Сегодняшний референдум и выборы президента прошли на высоком организационном уровне, что подчеркивают все наблюдатели, в том числе, и зарубежные. Я хочу сказать, что сегодня во время встречи с международными наблюдателями они все подчеркнули, что если кто-то еще хочет навязать какую-то демократию, пускай приедет и учится демократии у осетинского народа».
Еще одно высказывание, посвященное демократии, Кокойты адресовал Грузии: «Тбилиси хочет навязать нам нормы западной демократии, которые никогда не станут выше наших кавказских законов». Он призвал руководство Грузии отказаться «от страусиной политики и прислушаться к мнению осетинского народа». «Необходимо оказать давление на грузинское руководство с целью заставить его вступить в переговоры о недопущении силовых действий. До осуждения националистической идеологии Грузии со стороны Запада мы не достигнем мира на Кавказе», - заявил Кокойты, назвав в числе приоритетов своей деятельности интеграцию с Россией.
Всего на территории четырех районов Южной Осетии, а также в городе Цхинвали работали 78 избирательных участков. Количество зарегистрированных избирателей, по данным ЦИК, составило 55 тысяч, в их числе — около 20 тысяч беженцев в Северной Осетии, где для голосования были открыты шесть избирательных участков, и 2 тысячи граждан грузинской национальности из грузинских сел.
«Официальный Тбилиси не признает результатов выборов, прошедших в Южной Осетии», — сообщил заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Грузии Алик Гонгадзе. А вице-спикер парламента Грузии Михаил Мачавариани уточнил: «Было совершенно очевидно, что выборы в Цхинвали - это фарс, спланированный в Кремле, включая так называемых наблюдателей из Венесуэлы». Таким образом, по его словам, «еще раз стало ясно, что сила, которая должна была посредничать в урегулировании, сделала все для разжигания сепаратизма».
В то же время, заметил Мачавариани, в противовес цхинвальским выборам «было проявлено реальное желание народа, стремящегося к миру, восстановлению территориальной целостности и спокойствию». Он имел в виду альтернативные выборы в цхинвальском регионе, которые прошли параллельно с выборами президента и референдумом о независимости Южной Осетии. На этих выборах победу одержал экс-министр обороны Южной Осетии Дмитрий Санакоев, который получил 88% голосов избирателей. Приблизительно столько же процентов населения высказалось за то, чтобы Южная Осетия приступила к переговорам о создании федеративного государства в рамках Грузии.
В Южной Осетии за ходом выборов и референдумом наблюдали представители 11 стран, в том числе России, Украины, Литвы, Польши, Германии, Испании, Венесуэлы, Иордании, а также Абхазии и Приднестровья. Однако международными институтами — ООН, Евросоюзом, ОБСЕ, НАТО, и ведущими западными странами результаты референдума и президентских выборов в Южной Осетии, равно как и альтернативных выборов, которые устроил на подконтрольной себе территории Тбилиси, признаны не будут.
"Международное сообщество ясно заявило о том, что Южная Осетия является частью Грузии и статус Южной Осетии должен определяться внутри границ Грузии. США отвергают «референдум о независимости» и параллельные так называемые «президентские» выборы, запланированные на 12 ноября в южноосетинском регионе Грузии" — говорилось в заявлении госдепартамента США, опубликованном 8 ноября. Аналогичные заявления накануне референдума были сделаны и высокопоставленными европейскими чиновниками. По итогам голосования оценки не изменились. Госдепартамент США вновь заявил, что администрация Джорджа Буша не признаёт референдум в Южной Осетии. «Нет, мы не думаем, что это является так называемым референдумом», — заявил в понедельник в Вашингтоне официальный представитель госдепартамента Шон Маккормак. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис назвал референдум, проведенный непризнанной республикой Южная Осетия, «ненужным, бесполезным и несправедливым». По его мнению, голосование «ни в коей мере не способствовало нахождению мирного политического решения». Критику с его стороны вызвали также условия, в которых проводился плебисцит: в частности, как заявил глава Совета Европы, «право голоса не было дано этническим грузинам». Таким образом, считает Дэвис, результаты голосования не позволяют даже приблизительно судить о воле населения и не будут признаны международным сообществом.
Впрочем, Эдуарда Кокойты западная критика не волнует. Соединенные Штаты и их европейских союзников он давно обвиняет в двойных стандартах и поддержке агрессивных устремлений Тбилиси в отношении непризнанных республик. Главное для Цхинвали — как прореагирует на волю югоосетинского народа Москва.
«Нравится это кому-то или нет, мы имеем дело со свободным волеизъявлением народа Южной Осетии, выраженным посредством демократических процедур. И как бы ни пытались в Грузии или ряде западных государств принизить значение этого события, оно, тем не менее, имеет знаковый характер. Не считаться с этим, по меньшей мере, недальновидно», — так прокомментировал МИД России итоги референдума.
В свою очередь, глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров выразил надежду, что мировое сообщество признает суверенитет Южной Осетии. По его словам, «референдум - это политический правовой акт, отражающий становление югоосетинской государственности, гражданской политической культуры населения Южной Осетии. Это право народа определиться в том, каким он видит свое настоящее и будущее. Итоги могут не признавать ни Грузия, ни международное сообщество. Но ни те, ни другие не смогут отрицать того факта, что в этом референдуме определяются фактические границы и мера полноты государственного суверенитета Южной Осетии над своей территорией».
Накануне голосования российский МИД заявил, что назначенные на 12 ноября официальные выборы и референдум проводятся в соответствии с «конституцией Южной Осетии», а за альтернативными выборами стоят спецслужбы Грузии, попытки которых создать альтернативные власти могут привести регион к военному противостоянию. Ответ МИД Грузии себя ждать не замедлил: «Идея таких „референдумов“ и „выборов“ по своей сути сепаратистская, не учитывает интересов всего населения конфликтного региона». При этом Тбилиси обвинил Москву в информационной поддержке проведения выборов и референдум в Южной Осетии, так как руководителем созданного к выборам в Цхинвали Международного пресс-центра является Олег Сапожников, сотрудник администрации президента России.
Долгим ли будет путь от активного содействия к официальному признанию? Или Россия предпочтет в очередной раз взять паузу, как это уже было после проведения аналогичных плебисцитов в Приднестровье и Абхазии? Прокомментировать ситуацию МиК попросил Михаила Александрова, заведующего отделом Закавказья Института стран СНГ:
- Россия действительно оказалась в непростой ситуации, поскольку в Южной Осетии обстановка совсем иная, чем в Абхазии или Приднестровье. Ряд международных наблюдателей, присутствовавших на этих выборах, отметили их высокий уровень и не исключено, что некоторыми странами, которые отправили в Цхинвали своих наблюдателей, результаты прошедшего в Южной Осетии референдума будут признаны. Например, независимость Южной Осетии признает Венесуэла. Что, такого не может быть? Запросто.
Поэтому, если Кремль будет оглядываться на западные страны — Евросоюз, ООН и т.д., и по-прежнему будет заявлять, что поддерживает территориальную целостность Грузии, то может получиться обратный эффект. Первыми независимость Южной Осетии признаем не мы, не Россия, а другая страна. Хотя Цхинвали апеллирует именно к нам, заявляя о готовности, после признания независимости республики, войти в состав Российской Федерации.
Если Кремль будет медлить и не откликнется на этот призыв, и, более того, Россия окажется не первой страной, которая признает независимость Южной Осетии, то может сложиться такая ситуация, что навстречу южным осетинам пойдут осетины северные, потому что присутствующие у народов двух республик желание объединиться сильно, и его нельзя игнорировать. В результате Москва может получить объединенную Осетию, которой Россия уже будет не нужна.
Поэтому, если мы можем затягивать решение вопроса с Абхазией и Приднестровьем бесконечно долго, и продолжать проводить политику сохранения конфликтов вокруг этих республик в замороженном состоянии, то с Южной Осетией это не пройдет. Так как игнорирование волеизъявления южноосетинского народа и отсутствие той реакции, которую ожидает Цхинвали — признания результатов референдума, может привести к необратимому процессу, который начнется с намерения Южной и Северной Осетии объединиться, а закончится распадом России.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |