Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
30.11.2006. Народное радио
Николай Холявченко
Главной темой саммита СНГ стало повышение его эффективности. Лидеры государств одобрили документ, подготовленный Группой высокого уровня, специально созданной для этого саммита. Речь идет о модернизации Содружества и его институтов, их адаптации к новым реалиям на основе прагматичного, сбалансированного подхода, сочетающего назревшие реформы с сохранением наработанного за 15 лет позитива. Совету министров иностранных дел поручено на основе доклада Группы высокого уровня и высказанных пожеланий разработать и представить до 1 июня на рассмотрение главам государств концепцию реформирования Содружества.
О саммите СНГ, состоявшемся на этой неделе в Минске, обозреватель «Народного радио» Николай Холявченко беседует с директором Института стран СНГ Константином Затулиным.
Николай Холявченко: По-мнению некоторых наблюдателей, самым главным событием саммита является предложение Нурсултана Назарбаева о преобразовании СНГ в структуру, подобную Евросоюзу, с открытыми границами и т.д. Если это будет достигнуто, хорошо это или плохо?
Константин Затулин: То, что предлагает Назарбаев, никакого отношения к Евросоюзу не имеет. Казахстан – автор идеи оставить от исполнительного секретаря рожки да ножки, сократить его до такого состояния, когда он уже ни на что не сможет повлиять. Вот что стоит за предложениями Казахстана. Это одно из испытаний на понимание Российской Федерацией происходящего. Возвышение Казахстана может пойти во благо российско-казахским отношениям, а может превратить Казахстан в Украину для России на Востоке.
Николай Холявченко: То есть он ратует за то, чтобы не всем было хорошо в этом союзе, а только Казахстану?
Константин Затулин: Он ратует за то, чтобы ему было хорошо, но пока не готов сам учитывать чужой интерес, делать так, чтобы и другим тоже было хорошо.
Николай Холявченко: Константин Федорович, ключевым вопросом повестки было обсуждение повышение эффективности сотрудничества. Тема актуальная, но эффективность у каждого своя. Россия, например, утверждает, что Россия будет строить экономические отношения со странами СНГ, но на рыночной основе. С точки зрения национальных интересов шаг, конечно, эффективный. А вот повышает он или снижает эффективность СНГ как института?
Константин Затулин: Переход на мировые цены, воздаяние всем сестрам по серьгам – это все правильно. И с этой точки зрения я, конечно, не могу не поддержать в этом сегодняшнюю власть, президента. Но советники президента должны были бы подсказать, что кроме этих мер необходимо и позитивное предложение. Кроме кнута нужен и пряник.
Николай Холявченко: А в отношении России и Белоруссии. Мы предлагаем ей газ по цене 200 долларов за тысячу кубометров. Это правильно?
Константин Затулин: Я думаю, что сейчас мы могли бы решительно продвинуться по пути строительства Союзного государства, если бы перестали цепляться за мелочи. Если бы вместо того, чтобы ловить Лукашенко за язык, раздражаться по поводу его заявлений, мы предложили бы что-то серьезное, перестали бы спорить по частностям. Надо ему нефтяное месторождение – и отдали бы ему месторождение. Через 20 лет после объединения России с Белоруссией никто и не вспомнит об условиях этого объединения. Пока у нас возобладает бухгалтерский расчет: мы им на 5 копеек – они нам обратно на 5 копеек. В последний момент все-таки было достигнуто соглашение о принципах собственности на газотранспортные сети. Слава Богу, что это решение принято. Но самое главное – не сдать в архив проект создания Союзного государства.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |