Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Резолюция Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом

Участники Всемирного конгресса соотечественников, собравшиеся в Санкт-Петербурге, декларируя свою приверженность целям всемерного укрепления взаимодействия между российской диаспорой и исторической Родиной, сохранения этнокультурной самобытности проживающих за рубежом россиян, а также их дальнейшей консолидации в интересах создания мощного интеллектуального, экономического и духовно-культурного русскоязычного пространства в странах проживания, защиты своих законных прав и свобод, считают важным:

1. Выразить удовлетворение политической линией руководства Российской Федерации на всемерную поддержку соотечественников за рубежом.

2. Приветствовать усилия Российской Федерации по углублению взаимодействия с соотечественниками, опираясь в этой работе на Программу работы с соотечественниками за рубежом на 2006 – 2008 годы, федеральную целевую программу «Русский язык (2006 – 2010 годы)» и Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В основу этого взаимообогащающего сотрудничества должны быть положены принципы партнерства и максимального использования ресурсов и возможностей, имеющихся как у России в лице ее государственных, общественных и иных институтов, так и у диаспоры за рубежом.

3. Поощрять тенденции к консолидации организаций соотечественников и их общественных позиций в целях максимального расширения политического, правового, социально-экономического и гуманитарного поля, обеспечивающего права и интересы зарубежных россиян.

4. Приветствовать поддержанную Президентом Российской Федерации инициативу формирования Координационного совета российских соотечественников, который реально представлял бы интересы организаций российской диаспоры за рубежом. Важно, чтобы Координационный совет обеспечил постоянный конструктивный диалог между зарубежными соотечественниками и властями Российской Федерации. Для этого необходимо наладить гибкую систему работы Координационного совета, периодическую ротацию его состава.

5. Предложить проводить всемирные конгрессы соотечественников не реже одного раза в три года, а в промежутках между конгрессами –конференции и региональные, страновые форумы по наиболее важным вопросам жизни диаспоры.

6. Отметить, что приоритетной задачей остается развитие и совершенствование системы информационного обеспечения соотечественников. Ее несущими конструкциями могли бы стать глобальный интернет-портал, специальный печатный орган для соотечественников, а также три-четыре региональные журнала наряду с выпуском и распространением уже существующих в различных странах печатных изданий. Особое значение имеет создание системы облегченного доступа соотечественников к российскому телевидению через расширение его бесплатного вещания.

Обратиться к руководству ВГТРК, «Первого канала», ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», «Голоса России» с просьбой о подготовке адресных теле – радио программ для соотечественников за рубежом. Изучить возможность разработки специальной программы по созданию сети радиостанций для соотечественников за рубежом.

7. Обратиться к руководству Российской Федерации, Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом с предложением
о материально-финансовом обеспечении предлагаемой системы организационной и информационной поддержки соотечественников за рубежом.

8. Приветствовать предпринимаемые Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом шаги по усилению координации проводимых федеральными структурами и регионами мероприятий по поддержке соотечественников в рамках общегосударственной политики на этом направлении.

9. Рекомендовать общественным организациям соотечественников оказывать поддержку реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, при том понимании, что право и возможность выбора остается за самими соотечественниками.

10. Обратить особое внимание на активизацию деятельности российских неправительственных благотворительных, правозащитных, молодежных организаций, помощь ветеранам, на необходимость перехода к целевому содействию соотечественникам в реализации конкретныхпрограмм в организационной, информационной, образовательной и других сферах.

11. Приветствовать полезную работу НПО российских соотечественников, прежде всего, Международного совета российских соотечественников, Европейского русского альянса, Всемирного конгресса татар, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Всемирной ассоциации русской прессы и др.

Укреплять взаимодействие этих организаций с Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом и создаваемым Координационным советом российских соотечественников.

12. Приветствовать проведение регулярных форумов молодежи в области образования, культуры, спорта и т.д., а также готовность Российской Федерации увеличивать государственную квоту на прием молодых соотечественников в российские вузы, оказывать поддержку зарубежным учебным заведениям, работающим по программам и при поддержке российских вузов.

13. Поддержать идею создания при Российской академии наук Международной ассоциации ученых – соотечественников, проживающих за рубежом.

14. Отметить особую важность скорейшего совершенствования российского законодательства в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Существенную роль в сфере защиты законных прав соотечественников должны сыграть международные договоры и соглашения Российской Федерации с соответствующими странами, в которых учитывались бы их интересы.

Просить российское руководство рассмотреть возможность предоставления гражданства соотечественникам на максимально упрощенных условиях.

15. Решительно добиваться защиты законных прав и интересов соотечественников,предложить создать специальный фонд, аккумулирующий финансовые средства для оказания адвокатской и других видов консультативной помощи соотечественникам.

Особо выделить не соответствующую международным стандартам практику массового негражданства русскоязычного населения в Латвии и Эстонии.

Осудить предпринимаемые в ряде стран попытки реабилитации и героизации нацистских преступников.

16. Отметить большую роль, которую играют Русская православная церковь, другие религиозные конфессии в процессе возрождения духовного единства российских соотечественников, укрепления их гуманитарных и культурных связей с исторической Родиной.

17. Высказаться в пользу включения представителей зарубежных соотечественников в Общественную палату Российской Федерации.

18. Предусматривать в рамках визитов российских официальных делегаций в зарубежные страны встречи с соотечественниками в целях консолидации российской диаспоры и укрепления статуса её организаций.

19. Позитивно оценить мероприятия по развитию русского языка и повышению его статуса, в частности, соответствующие конференции и «круглые столы», состоявшиеся при поддержке Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом в течение 2006 года во всех странах СНГ и Балтии. Выработать на намеченной на декабрь с.г. конференции о статусе русского языка консолидированные подходы организаций соотечественников по этой проблеме.

Приветствовать инициативу Российской Федерации об объявлении 2007 года «Годом русского языка в мире».

20. Поддержать линию руководства Российской Федерации по созданию разветвленной сети «Русских (российских) домов» в зарубежных странах.

21. Считать полезной проводимую работу по сохранению и изучению культурного наследия российского зарубежья, созданию культурно-образовательных центров для зарубежных соотечественников.

22. Проводить необходимую работу с тем, чтобы российский бизнес в России и в зарубежных странах мог оказывать существенное содействие структурам соотечественников, русскоязычным СМИ, помогать в трудоустройстве квалифицированных кадров.

23. Констатировать, что в работе с соотечественниками более значительную роль могли бы играть субъекты Российской Федерации. Это один из важных элементов, который можно использовать для адаптации соотечественников к условиям стран проживания и создания предпосылок для переселения в Россию. Призвать регионы полнее задействовать имеющиеся ресурсы на эти цели, используя, в частности, опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, ряда других регионов.

24. Предусмотреть различные формы морального поощрения соотечественников, учреждение специальной даты – Дня соотечественника.

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ №1

«Основные формы поддержки соотечественников в контексте Программы работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы, распространение программ Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом с 2007 года на традиционное зарубежье»

25 октября 2006 года в рамках Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, состоялось заседание секции на тему «Основные формы поддержки соотечественников в контексте Программы работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы, распространение программ Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом с 2007 года на традиционное зарубежье».

В ходе дискуссии участники секции обменялись мнениями по вопросам реализации Программы работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы, обратив особое внимание на необходимость эффективного использования возможностей Программы для консолидации соотечественников, организационного взаимодействия, сохранения русскоязычного пространства и культурной самобытности, налаживания информационных связей в отношениях между Россией и её зарубежной диаспорой.

Было поддержано решение Правительства Российской Федерации о распространении с 2007 года программ поддержки соотечественников на страны традиционного зарубежья, в которых соотечественники зачастую испытывают те же проблемы и потребности, что и в государствах СНГ и Балтии. Участники секции сошлись во мнении о целесообразности выработки механизмов реализации программ Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом в традиционном зарубежье.

Обсудив весь комплекс вопросов поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, участники секции сделали следующие выводы и рекомендации.

1. Поддержать Программу работы с соотечественниками за рубежом на 2006 – 2008 годы и распространение программ Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом с 2007 года на традиционное зарубежье.

Учесть при реализации Программы на 2006 – 2008 годы конкретные предложения участников сессии.

2. Выразить удовлетворение возобновлением регулярной работы Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, что придает работе с соотечественниками плановый, системный и комплексный подход.

3. Приветствовать формирование Координационного совета российских соотечественников, реально представляющего интересы организаций российской диаспоры за рубежом. Важно обеспечить гибкую систему работы Координационного совета, периодическую ротацию его состава, ключевое место Совета в диалоге зарубежных соотечественников с властями Российской Федерации.

4. В целях организационной консолидации соотечественников предложить проводить всемирные конгрессы соотечественников не реже одного раза в три года, а в промежутках между конгрессами - конференции и региональные, страновые форумы по наиболее важным вопросам жизни диаспоры.

5. Развивать и совершенствовать систему информационного обеспечения соотечественников. Ее несущими конструкциями могли бы стать глобальный интернет-портал, специальный печатный орган для соотечественников, а также три-четыре региональные журнала наряду с продолжением выпуска и распространения печатных изданий, существующих в различных странах.

Особое значение имеет создание системы облегченного доступа соотечественников к российскому телевидению через расширение его бесплатного вещания, подготовка специализированных теле- радио программ для соотечественников и о соотечественниках.

6. Выработать адекватные формы партнерства Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и организаций соотечественников традиционного зарубежья с учетом соображений и предложений участников секции.

Обратиться к руководству Российской Федерации, Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом с предложением об оказании организационной и финансовой поддержки этим новым направлениям взаимодействия России с зарубежными соотечественниками.

7. Призвать российские региональные власти, общественные организации и бизнес-структуры активнее поддерживать соотечественников, проживающих за рубежом, особенно в сфере приграничных связей и контактов, поддержании российской культуры и русского языка.

8. Рекомендовать российским регионам использовать многолетний опыт Правительства Москвы в разработке и реализации комплексных среднесрочных целевых программ по поддержке соотечественников за рубежом, а также опыт работы на этом направлении Санкт-Петербурга и Республики Татарстан.

9. Поддерживать полезную работу НПО российских соотечественников, прежде всего, Международного совета российских соотечественников, Европейского русского альянса, Всемирного конгресса татар, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Всемирной ассоциации русской прессы и др.

Укреплять взаимодействие этих организаций с Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом и Координационным советом российских соотечественников.

10.Позитивно оценить проведенные мероприятия по развитию русского языка и повышению его статуса.

Приветствовать инициативу России об объявлении 2007 года «Годом русского языка в мире».

11. Активнее применять различные формы поощрении соотечественников, вносящих значительный вклад в укрепление отношений с Россией.

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ №2

«Реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»

Всесторонняя поддержка Российской Федерацией соотечественников, проживающих за рубежом, опирается на три общенациональные программы:

Программу работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы;

федеральную целевую программу «Русский язык 2006-2010 годы)»;

Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).

Одним из неотъемлемых прав соотечественников, является право жить в русской культурной языковой среде, в том числе на территории России. Российская Федерация делает все возможное для реализации данного права.

Именно поэтому 22 июня 2006 года Указом Президента Российской Федерации была утверждена Государственная программа.

Участники секции обсудили вопросы ее реализации, предложения представителей организаций соотечественников, проживающих за рубежом, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и пришли к следующему:

Залогом успешной реализации Государственной программы является тесное взаимодействиеорганов государственной властиРоссийской Федерации с общественными организациями соотечественников, проживающих за рубежом.

Свою роль в осуществлении Государственной программы общественные организации соотечественников, проживающих за рубежом, видятв:

- распространении информации о Государственной программе среди соотечественников;

- разъяснении положений Государственной программы, ее процедур и механизмов;

- проведении предварительной работы с потенциальными участниками Государственной программы в целях оказания содействия в отборе кандидатов, оказании консультативной помощи по подготовке необходимых документов.

III. Общественные организации соотечественников, проживающих за рубежом, считают, что:

ФМС России и МИД России необходимо широко и оперативно информировать российскую общественность и соотечественников, проживающих за рубежом, о ходе разработки нормативной правовой базы и механизмов реализации Государственной программы;

субъектам Российской Федерации необходимо активно привлекать общественные организации соотечественников, проживающих за рубежом, к работе по информированию потенциальных участников Государственной программы об условиях и возможностях приема в территориях вселения, в том числе организовать ознакомительные поездки представителей общественных организаций соотечественников по территориям вселения.

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ №3

«Российское культурное пространство, русский язык, русскоязычные СМИ и соотечественники за рубежом. Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 годы)»

Участники секции «Российское культурное пространство, русский язык, русскоязычные СМИ и соотечественники за рубежом. Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 годы)», констатируя конструктивный характер проведенной дискуссии, отмечая важную роль, которую играют организации и объединения российской диаспоры в сохранениии развитии российского культурного и информационного пространства, в продвижении русского языка как языка международного общения, подчеркивая объединяющую и консолидирующую роль русского языка, общих культурных ценностей и традиций заявляют о следующем.

Несмотря на предпринимаемые в ряде стран постсоветского пространства усилия, направленные на искусственное сужение российского культурного и гуманитарного пространства, вытеснение русскоязычного образования - русский язык, культура сохраняют свою востребованность, в том числе, и в среде так называемого титульного населения.

Резкий рост интереса к русскому языку, информации о происходящих в Российской Федерации процессах наблюдается в различных странах дальнего зарубежья, в некоторых из которых за последние годы русский язык стал вторым по востребованности, в том числе в среде титульного населения.

В немалой степени эти процессы вызваны позитивными тенденциями в развитии российского общества, укреплении экономической мощи, ростом внешнеполитического авторитета Российской Федерации. Но, кроме этих весьма значимых факторов, очевидно и то, что русский язык, российское культурное пространство в крайне сложных условиях, вызванных последствиями распада СССР, доказали свою конкурентоспособность.

Следует отметить и позитивную роль организаций и объединений российской диаспоры, русскоязычных культурных и образовательных учреждений, проводящих повседневную работу по продвижению, а если необходимо и защите российского информационного и культурного пространства. В этой связи особо значима роль политиков, общественных деятелей из числа российской диаспоры, выступающих за равный доступ представителей нетитульного населения к получению образования, информации на родном языке, за сохранение этнокультурной самобытности.

Считаем необходимым добиваться и в дальнейшем консолидации усилий государственных и общественных организаций Российской Федерации и объединений российской диаспоры за рубежом в целях создания системы поддержки и воспроизводства русского языка, образования, духовных ценностей, формирования чувства исторической общности всех тех, кто считает себя принадлежащими к русскому культурному миру.

Для успешной реализации этой задачи определяем первостепенной задачей формирование в странах ближнего и дальнего зарубежья пулов из числа представителей политических, деловых и культурных кругов этих стран, как титульной национальности, так и из числа российской диаспоры, способных стать фактором реализации наших культурных и гуманитарных инициатив, направленных на поддержку и развитие русского культурного мира.

В целях поддержки усилий организаций российских соотечественников в деле сохранения русского языка, образования, культуры и наиболее полного удовлетворения языковых, этнокультурных, информационных потребностей, защиты интересов российских соотечественников, участники секции считают необходимым:

- активизировать развитие контактов и связей соотечественников и их организаций с органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, российскими организациями и учреждениями образования, культуры, творческими союзами, издательствами, СМИ в интересах продвижения русского языка и культуры, сохранения очагов русской культуры за рубежом;

- обеспечить активное участие организаций и объединений соотечественников в разработке и реализации федеральных программ по продвижению русского языказа рубежом в сотрудничестве с соответствующими российскими ведомствами, вузами и неправительственными организациями; в проведении мероприятий в рамках Года русского языка в мире;

- продолжить оказывать поддержку русским школам, русскоязычным высшим учебным заведениям, славянским университетам в части обеспечения их учебниками и учебно-методической литературой, в том числе на электронных носителях, развития центров дистанционного образования, а также в деле подготовки преподавательских кадров;

- совместно с организациями соотечественников оказывать дальнейшую поддержку творческим коллективам, представляющим русскую культуру; создать на базе РЦНК сеть русских театров за рубежом; использовать РЦНК для организации художественных выставок соотечественников, литературных и музыкальных гостиных, конкурсов, презентаций, семинаров, лекций и других культурных акций;

- считать приоритетной работу по сохранению научного и культурного наследия русского зарубежья на базе Библиотеки-фонда «Русское зарубежье»;

- создать при Росзарубежцентре Совет директоров русских театров зарубежья;

- расширять практику организации поездок представителей молодёжи из числа российских соотечественников в российские образовательные учреждения для совершенствования знаний в области русского языка, истории и культуры России;

- обеспечить усиление информационного обмена между организациями и объединениями российской диаспоры за счет использования сайтов РЦНК; создания виртуальных музеев и театров, проведения Интернет-презентаций, концертов, информирующих соотечественников on-line о последних событиях в культурной жизни современной России; на сайте Росзарубежцентра при МИД России открыть специальную страницу в разделе «Соотечественники»;

- разработать формы и модели для обеспечения участия организаций и объединений российской диаспоры в формировании единого информационно-сетевого пространства России и соотечественников за рубежом; совершенствовании электронных средств коммуникации с соотечественниками;

- развивать информационные и коммуникационные серверы для молодых соотечественников за рубежом, в том числе для получения доступа к российским публичным электронным ресурсам и системе дистанционного обучения;

- использовать потенциал организаций и объединений российской диаспоры для нейтрализации искажённой, тенденциозно подобранной информации о нашей стране, её внешней и внутренней политике с целью позитивной для России коррекции общественного мнения и сложившихся стереотипов, в первую очередь, в сфере прав и свобод человека, развития демократического и гражданского общества в Российской Федерации;

- поддержать инициативу общественных организаций, деятелей культуры и литературы, журналистов и преподавателей русского языка во Франции по созданию «Союза русофонов Франции».

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ №4

«Поддержка российскими регионами соотечественников, проживающих за рубежом, и возможности ее расширения»

25 октября 2006 года в рамках второго Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, состоялось заседание секции на тему «Поддержка российскими регионами соотечественников, проживающих за рубежом, и возможности ее расширения».

В работе секции приняли участие члены Совета Федерации, представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ученые и специалисты, представители соотечественников, проживающих за рубежом.

Выступающие констатировали, что в период, прошедший после предыдущего конгресса соотечественников (октябрь 2001 года), проделана определенная работа по поддержке соотечественников и их дальнейшей консолидации не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Значительную работу по поддержке соотечественников проводят города Москва и Санкт-Петербург, Московская и другие области. По их инициативе получают развитие дома и клубы соотечественников, совместные предприятия и учебные заведения, специальные отделения и школы с преподаванием на русском языке, других языках народов России. Проводятся Дни национальной культуры, поддерживаются контакты с национально-культурными автономиями. Ряд субъектов Российской Федерации проводит эту работу в рамках соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, заключенных с большинством стран Содружества Независимых Государств.

В соответствии с утвержденной Президентом Российской Федерации Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, органы исполнительной власти многих субъектов Российской Федерации разрабатывают собственные региональные программы, а также принимают дополнительные меры по сохранению и развитию связей с соотечественниками.

На заседании секции неоднократно подчеркивалось, что плодотворное сотрудничество регионов со своими соотечественниками является важным компонентом и ресурсом развития гражданского общества в России, ее интеграции в систему мирохозяйственных связей, поступательного движения к большей открытости и гуманизации международных отношений. Интеллектуальный потенциал соотечественников, их финансовые возможности и практический опыт во многом могут быть востребованы на исторической родине. Однако этот потенциал при отсутствии организационных и финансово-экономических условий для сохранения и развития российской диаспоры, продолжает оставаться до конца не использованным. Некоторые федеральные и местные органы власти не проявляют должного интереса к соотечественникам.

Выступающие подчеркивали, что соотечественники не всегда комфортно чувствуют себя в целом ряде государств Содружества, имеют место многочисленные случаи ущемления их законных прав и интересов, сужение сферы применения русского языка.

Правоприменительная практика показала, что законодательная база, регулирующая отношения с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, несовершенна. Многие нормы носят декларативный характер, другие нормы не работают или не финансируются. Для соотечественников практически не предусматривается преференций - ни социальных, ни экономических. Статус соотечественников не выделяется при определении правового положения иностранных граждан. Интересы соотечественников не учитываются при формировании международной договорной базы.

Сохраняющиеся проблемы соотечественников ставят федеральные и региональные органы власти перед необходимостью выработки новых подходов, форм и методов работы по оказанию помощи соотечественникам, проживающих как в дальнем, так и в ближнем зарубежье, с учетом современных условий и реалий. Работе органов законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне требуется придать дополнительный импульс с учетом принятой Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Обсудив вопросы поддержки российскими регионами соотечественников, а также учитывая зарубежный опыт по поддержанию связей со своими диаспорами, участники секции полагают целесообразным предложить органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации следующие рекомендации по возможному расширению этой поддержки.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Разрабатывать региональные (территориальные) программы по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, и осуществлять их финансирование за счет собственных средств.

2. Заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации с административно-территориальными образованиями иностранных государств соглашения по оказанию поддержки соотечественникам, предусматривая при этом содействие национально-культурным автономиям, в которых компактно проживают этнические россияне.

3. Поощрять связи российских хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, расширять взаимовыгодную кооперации между ними. Содействовать созданию совместных предприятий и организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестировании средств в российскую экономику.

4. Способствовать получению соотечественниками среднего и высшего профессионального образования, повышению квалификации, в том числе в аспирантуре и докторантуре, в учебных заведениях и научно - исследовательских учреждениях регионов, содействовать получению соотечественниками общего образования на родных языках национальностей Российской Федерации, включая изучение российской истории и российского культурного наследия. Осуществлять с этой целью меры по подготовке преподавателей на базе имеющихся в регионах учебных заведений, разработке программ и учебно-методических пособий с учетом особенностей организации образовательного процесса в государствах проживания и снабжению такими учебниками, программами и пособиями соотечественников.

5. В целях пополнения муниципальных организаций и учреждений высококвалифицированными кадрами расширять практику обучения соотечественников в расположенных в регионах высших учебных заведениях за счет средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, имея в виду, что в соответствии с законодательством Российской Федерации по окончании вуза они имеют право на получение российского гражданства в упрощенном порядке. Устанавливать для них региональные квоты, открывать региональные агентства по организации подготовительных курсов для соотечественников, поступающих в российские вузы.

6. Развивать культурные, научные, молодежные, спортивные связи, содействовать созданию на местном радио, особенно в приграничных территориях, постоянных передач, рассчитанных на соотечественников. Оказывать поддержку культурным центрам, библиотекам, архивам, музеям, театрам, другим культурно-просветительским организациям, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям, другим профессиональным и творческим коллективам, которые образованы организациями соотечественников либо отвечают запросам и интересам соотечественников, способствуют сохранению ими знания родных языков национальностей Российской Федерации, созданию условий для изучения российской культуры и поддержки самобытности соотечественников.

7. Использовать все возможные формы поддержки и сотрудничества с соотечественниками, руководствуясь Программой работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы, рассматривая соотечественников как важный демографический, интеллектуальный и социальный ресурс субъектов Российской Федерации.

8. Создавать правовые, социально-экономические, организационные и информационные условия для добровольного переселения соотечественников, содействуя осознанному выбору переселяющимися лицами места будущего проживания и трудоустройству с учетом потребностей субъектов Российской Федерации.

Федеральным органам государственной власти

1. Создавать необходимые правовые и организационные условия для осуществления субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления эффективной поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. Ускорить обновление и формирование нормативной базы по всем аспектам, имеющим отношение к соотечественникам за рубежом:

подготовить изменения в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», имея в виду его радикальную переработку и фактическое принятие нового закона о российских соотечественниках за рубежом в целях обеспечения их прав свободно и беспрепятственно осуществлять связь со своей исторической Родиной. Направить проект указанного закона в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для учета их замечаний при доработке и внесении законопроекта в Государственную Думу;

разработать изменения в федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», предоставляющие соотечественникам право без ограничений въезжать и находиться на территории Российской Федерации;

предусмотреть внесение изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», устанавливающих упрощенный порядок получения российского гражданства для соотечественников, в том числе прибывающих в Россию в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

подготовить предложения о внесении изменений в действующее налоговое и таможенное законодательство, направленные на стимулирование коммерческих связей между российскими хозяйствующими субъектами с юридическими лицами, образованными соотечественниками;

проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон № 122-ФЗ в части возврата льгот и преимуществ физическим и юридическим лицам, оказывающим помощь соотечественникам;

предусмотреть изменения в федеральном законодательстве, регулирующем вопросы компетенции субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сторону расширения их полномочий по вопросам сотрудничества с соотечественниками.

2. При заключении международных договоров по вопросам гуманитарного и культурного сотрудничества предусматривать необходимость проработки вопросов защиты прав и учета интересов соотечественников, проживающих за рубежом.

3. Учитывая узость правового поля, регулирующего взаимодействие государств с соотечественниками за рубежом, совершенствовать механизм взаимодействия с международными организациями, имеющими опыт поддержки соотечественников. Поддержать инициативу Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств по разработке Конвенции о правах соотечественников, направленной на формирование общего правового пространства в целях обеспечения поддержки и защиты интересов соотечественников в странах Содружества.

* * *

Участники секции были едины во мнении о необходимости активизировать деятельность органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по усилению поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, включая их добровольное переселение в Россию, а также скорейшей их адаптации к новым политическим и социально-экономическим реалиям в странах постоянного проживания, полнокровному участию во всех сферах жизни этих государств.

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ№5

«Соотечественники в гражданском обществе стран проживания: вопросы консолидации, диалога и взаимодействия с властями. Защита прав соотечественников, проживающих за рубежом, и возможности ее расширения»

На объединенной секции «Соотечественники в гражданском обществе стран проживания: вопросы консолидации, диалога и взаимодействия с властями» и «Защита прав соотечественников, проживающих за рубежом, и возможности ее расширения» в ходе обмена мнениями были высказаны следующие предложения:

1.Создать систему юридической защиты прав соотечественниковза рубежом.

2. Одной из форм реализации предложения могло бы стать создание специального Фонда, аккумулирующего финансовые и материальные средства для оказания адвокатской и других видов консультативной помощи соотечественникам.

3. Считать приоритетным развитие горизонтальных связей между вновь создающимися и действующими организациями соотечественников с целью установления равноправных партнерских отношений между организациями.

4. Активнее использовать возможности избирательных систем государств проживания, позволяющих соотечественникам участвовать в выборах в местные органы законодательной и исполнительной власти с целью усиления влияния на общественно-политическую жизнь этих стран.

5. Предложить посольским и консульским учреждениям Российской Федерации использовать потенциал институтов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, зарубежных омбудсманов и профильных международных организаций по защите прав и свобод российских соотечественников не являющихся гражданами Российской Федерации.

6. Расширить участие соотечественников - представителей народов и этнических групп, традиционно проживающих в Российской Федерации, в координационных структурах организаций соотечественников.

7. Содействовать защите прав верующих соотечественников в зарубежных странах на организацию их религиозной и культурной жизни.

8. Просить Президента Российской Федерации внести предложения по изменению и дополнению законодательства Российской Федерации о гражданстве в части реального упрощения приобретения соотечественниками гражданства Российской Федерации. Уравнять соотечественников идобровольных переселенцев в сроках и порядке приобретения российского гражданства.

9. Просить Правительство Российской Федерации поручить профильным министерствам и ведомствам внести предложения по упрощению следующих процедур:

- получения соотечественниками - российскими гражданами паспортов граждан Российской Федерации ( т.н. «внутренних»);

- получения соотечественниками, не являющимися российскими гражданами, российских въездных виз.

10. Поддержать предложение об учреждении памятной даты - Дня российского соотечественника (день открытия Первого конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, в 1991 году).

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ