Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Оппозиция готова к местным выборам

Владислав Лосев

За время своего руководства Республикой Беларусь Александр Лукашенко не однократно заявлял о том, что не нуждается в поддержке каких-либо политических партий и уж тем более не намерен прилагать усилия по созданию «собственной» партии власти. Хотя во властных кругах временами и возникали разговоры о какой-то работе в этом направлении, но дальше предварительных обсуждений дело так и не продвинулось.

Согласно же официально провозглашенной доктрине опорой белорусского президента и власти являются местные советы, Федерация профсоюзов Белоруссии (ФПБ) и Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ).

В виду этого, администрацией президента РБ особое внимание уделяется подготовке к выборам в местные советы депутатов, которые состоятся 14 января 2007 года.

Серьезно готовится к выборам и оппозиция, которую открыто поддерживают США и Евросоюз. При этом заокеанские и европейские эмиссары не скрывают, что успех оппозиции на предстоящих местных выборах призван создать легальную, уже в недрах существующей в Белоруссии системы государственной власти, базу для последующего наступления на А.Г. Лукашенко.

Однако если лидеры оппозиции в большинстве своем имеют кроме идеологических и личные счеты к Лукашенко и жаждут его падения, то для США и ЕС вся эта «мишура» неглавное. На Западе, при всех дежурных улыбках его лидеров, крайне обеспокоены растущей мощью России. Там понимают, что вопрос о возврате (формы возврата могут быть самыми разными) России к своим естественным историческим рубежам будет неизбежно поставлен уже в ближайшем будущем.

Поэтому, Евросоюз и Соединенные Штаты, в принципе, готовы поддерживать любой политический режим в СНГ, если только он будет препятствовать нарастанию российского влияния в регионе. В этом смысле показательна поддержка Западом молдавского президента, коммуниста Владимира Воронина. Возможно, что и на Лукашенко со стороны ЕС и США крест еще окончательно не поставлен. В любом случае, нельзя исключать, что в отношении белорусского президента не будет проводиться политическая игра, с целью максимально оттолкнуть последнего от Российской Федерации.

О справедливости данного утверждения могут свидетельствовать следующие обстоятельства. Сейчас, когда в белорусско-российских отношениях возник очередной газовый кризис, обусловленный трудно объяснимым упрямством белорусских властей в вопросе создания газотранспортного предприятия, со стороны Евросоюза в адрес РБ стали поступать ободряющие жесты.

Так, 21 ноября глава представительства Еврокомиссии на Украине и в Белоруссии Иен Боуг обнародовал новую стратегию Европейского союза в отношении Белоруссии, которая предусматривает значительное расширение доступа белорусских товаров на европейский рынок, увеличение помощи белорусскому здравоохранению, финансирование малого предпринимательства. Помимо этого, ЕС заявляет о готовности ссужать деньгами белорусское образование и строительство дорог, упростить визовый режим и импорт белорусского текстиля.

Все эти щедроты в сотни миллионов евро готовы пролиться на Белоруссию в обмен на два условия – проведение «демократических реформ» и смену внешнеполитических предпочтений. Примечательно, что предложение «о нормализации отношений с ЕС» поступило как раз в начале предвыборной кампании в местные советы. По всей видимости, таким способом евробюрократия надеется создать более благоприятные условия для деятельности своих белорусских подопечных из среды оппозиции, а заодно и подвигнуть Александра Лукашенко в сторону политической капитуляции. Насколько подобный замысел осуществим в Белоруссии, сказать не берусь, но опыт «цветных» переворотов и трагическая судьба Слободана Милошевича являются наглядным примером эффективности политики «умиротворения диктаторов». И надо быть чрезвычайно наивным, чтобы не видеть подоплеки всей этой игры с нормализацией.

Что касается белорусских законодателей, то они постарались свести к минимуму возможности внешнего вмешательства в предвыборную кампанию. 2 октября текущего года в избирательное законодательство Белоруссии были внесены соответствующие поправки и дополнения. В частности, был введен запрет на использование материальной помощи зарубежных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан лицам, которые выдвигаются кандидатами в президенты и депутаты всех уровней. Кроме того, отныне предвыборные агитационные материалы должны изготовляться только на территории Белоруссии. Нарушение названных норм влечет за собой отказ (снятие) в регистрации.

Внесены изменения и в порядок проведения местных выборов, которые теперь будут проходить в один тур, а победитель будет определяться простым большинством голосов от числа избирателей принявших участие в голосовании. Как и прежде, выборы будут признаны состоявшимися, если явка избирателей составит 50 процентов от числа имеющих право голоса.

В ходе первого этапа предвыборной гонки Центризберкомом Белоруссии зарегистрировано 15 тысяч 846 инициативных групп по выдвижению кандидатов в депутаты местных советов. Из них 313 – в Минский городской совет, 536 – в областные советы, 2441 – в районные советы, остальные в советы более низкого уровня.

Из политических партий наибольшую активность проявили оппозиционные. Если пропрезидентская Коммунистическая партия Белоруссии сформировала 181 инициативную группу, то оппозиционные Объединенная гражданская партия (ОГП), Белорусский народный фронт (БНФ), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) и Белорусская социал-демократическая партия «Грамада» в общей сложности зарегистрировали 483 группы. 82 инициативные группы созданы Либерально-демократической партией Белоруссии.

Следует подчеркнуть, что по требованию руководителя киевского представительства Национального демократического института (США) Д. Гамильтона белорусской оппозицией была создана «коалиция региональных демократических сил «Местные выборы». Недавно в Киеве прошло заседание оргкомитета коалиции, на котором Гамильтон недвусмысленно заявил, что «финансирование избирательной кампании будет объемным и достаточным, но только в случае создания реальной коалиции». При этом со стороны «доноров» повышаются требования к качеству работы сборщиков подписей на предмет их подлинности. Как подчеркнул председатель ОГП Анатолий Лебедько, все собранные подписи будут тщательно проверяться и в случае необходимости направляться на экспертизу в Польшу и на Украину. В случае обнаружения подлогов, к виновным оппозиционерам будут применяться санкции, «вплоть до включения в списки «невыездных» в страны Евросоюза».

Учитывая специфику предстоящих выборов оппозиционные кандидаты будут выступать с общей для всех «неполитической» предвыборной программой под лозунгом «Мы – местные!». В ходе встреч с избирателями упор будет делаться на то, что оппозиционный кандидат «свой», а не назначенный из Минска «вертикальщик».

Оппозиционная предвыборная программа состоит из пяти пунктов, четыре из которых являются обязательными для всех кандидатов, пятый же будет включать наиболее острую проблему конкретного региона. Основные положения программы включают в себя требования по перераспределению доходов от центра в регионы, передачу собственности в ведение местных властей, введение бессрочных контрактов с работниками, обещания подключить образовательные учреждения региона к бесплатному Интернету, жесткую борьбу с мошенниками и хулиганами. Таким образом, акцент сделан на неполитические проблемы.

В целом, предвыборная кампания обещает быть (особенно в Минске и крупных городах) напряженной, хотя бы потому, что оппозиция намерена серьезно побороться за успех и не только правовыми методами. В частности, в ее рядах сформированы целевые «группы давления», которые приобрели необходимые навыки на специальных курсах в Польше. К примеру, 22-28 октября в Гданьске под эгидой Восточноевропейского демократического центра состоялся обучающий семинар, на котором слушатели из числа белорусских оппозиционных радикалов обучались сбору специальных сведений о сотрудниках КГБ и МВД, методам психологического давления на членов территориальных избирательных комиссий и членов их семей, отрабатывали вопросы конспирации и противодействия силам правопорядка.

В то же время, вне зависимости от результатов местных выборов оппозиция оказывается, по сути, в выигрыше. Участие в предвыборной гонке позволяет ей легально проводить антипрезидентскую, а заодно и антироссийскую пропагандистскую кампанию, отрабатывать новые схемы получения денег со стороны США, Евросоюза и Польши, а также тактические приемы в противостоянии с милицией.

Особое внимание оппозицией и ее западными спонсорами уделяется расширению сети собственных Интернет-ресурсов. При этом надо признать, что оппозиционные и полуоппозиционные сетевые новостные и аналитические издания в политическом сегменте белорусского Интернет-пространства занимают не просто доминирующие, а господствующие позиции.

И это не может не беспокоить, так как в Белоруссии в настоящее время наблюдается резкий рост количества пользователей «мировой паутины». По данным Белтелекома в республике в настоящее время число граждан пользующихся услугами Интернета приближается к четырем миллионам. Трудно сказать насколько это цифры соответствуют действительности, но тенденцию они отражают в полной мере.

В любом случае, уже сейчас внушительная доля жителей Белоруссии имеет возможность получать информацию отличную от официальной. А вот в качестве источников этих сведений, в подавляющем числе случаев, выступают оппозиционные и около оппозиционные сетевые ресурсы. Они вещают на русском языке и проводят при этом изощренную антироссийскую пропаганду, не говоря уже о фактически беспрерывном антилукошенковском информационном потоке. Противостоит же всему этому в белорусском Интернет-пространстве небольшое количество довольно скучных официальных сайтов, которые просто не способны переломить ситуацию.

Так что в «одно прекрасное время» умонастроения белорусского общества могут оказаться неприятным сюрпризом для властей. Все это, в итоге, способно обернуться самыми тяжкими последствиями, как для самой Белоруссии, так и для будущего Союзного государства, неоправданное промедление в строительстве которого только играет на руку оппозиции и тем кто стоит за нею на Западе.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ