Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
24.11.3006. KM.RU
Семен Гончаров
В Минске начался очередной раунд переговоров между Россией и Белоруссией по поставкам газа белорусской стороне. Российскую сторону представляет премьер-министр Михаил Фрадков и заместитель руководителя «Газпрома» Валерий Голубев, белорусскую сторону – председатель правительства республики Владимир Семашко и руководство Белтрансгаза. Есть и третий участник переговоров - голландский банк ABN Amro, который должен будет представить свою оценку Белтрансгаза. Как видно из повестки дня, главными вопросами встречи станут обсуждение будущей цены на газ для Белоруссии и покупка «Газпромом» компании «Белтрансгаз». Но, учитывая специфику Белоруссии, пожалуй, следует говорить о том, что обе темы являются частями одного большого вопроса: как дальше жить Белоруссии.
От итогов переговоров действительно зависит будущее Белоруссии. Чтобы понять это, достаточно вспомнить громкие и чрезвычайно опасные для Белоруссии заявления Александра Лукашенко, в которых было все: и идея повышения транзитных пошлин на товары, следующие из Евросоюза в Россию через Белоруссию, и заявление о том, что Минску и Киеву необходимо проводить единую политику газовых переговоров с Россией, и даже «инновация» о необходимости создания союзного государства между Белоруссией и Украиной, явно недружественного России. И все это было сказано белорусским лидером для того, чтобы создать впечатление, что Россия, вводя рыночные цены на газ для белорусского государства и требуя от Минска выполнить свои обязательства по допуску «Газпрома» к продаже акций Белтрансгаза, пытается поссориться с Лукашенко. На самом же деле все обстоит совсем наоборот, достаточно вспомнить историю вопроса.
Дело в том, что на сегодняшний день Белоруссия является единственным государством в СНГ, которое до сих пор получает российский газ ниже рыночной цены. Этому есть два объяснения. Первое из них – политическое. Россия не стала поднимать цены на газ для Белоруссии из-за президентских выборов, что прошли там минувшей весной. Однако Минск, похоже, забыл об этом и теперь обвиняет Россию в попытках задушить Белоруссию. Вторая причина заключается в том, что в это время «Газпром» оформлял в собственность участок газопровода «Ямал-Европа», часть которого проходит по территории Белоруссии. Однако не стоит думать, что переговоры между Россией и Белоруссией о повышении цен на газ до этого времени не велись. В 2002 году между двумя государствами было заключено межправительственное соглашение, предусматривающее продажу активов Белтрансгаза «Газпрому». Однако Белоруссия не выполнила своих обязательств. Проведя акционирование предприятия, руководство республики забрало все акции себе. Такова уж особенность экономики Белоруссии, где все завязано на администрации президента.
В России же экономика рыночная, и, следовательно, российские предприятия, прежде чем начать дело, просчитывают все риски и не хотят работать в ущерб себе. Тем более «Газпром», играющий чрезвычайно важную роль в российской экономике. Здесь-то и возник конфликт. «Газпром», руководствуясь исключительно корпоративными интересами, то есть интересами получения прибыли, захотел приобрести контрольный пакет акций Белтрансгаза. Но белорусское руководство не позволило это сделать и развернуло целую пропагандистскую кампанию с одной лишь целью – воспрепятствовать сделке.
При этом Лукашенко шел на различные дипломатические уловки, главной из которых было нежелание провести точную оценку Белтрансгаза. Сначала Минск потребовал от «Газпрома» заплатить за Белтрансгаз 7 млрд долларов. Затем Лукашенко поменял свое решение и поднял цену до 17 млрд долларов. И это при том, что, как отмечают эксперты, реальная цена белорусской компании не превышает 780 млн долларов. В этой ситуации «Газпром» был просто вынужден использовать цену на газ в качестве средства воздействия на белорусское руководство, чтобы заставить его выполнить свои обязательства.
В конце концов, было принято решение привлечь к оценке активов белорусской компании третье лицо. Им стал голландский банк ABN Amro. По сообщениям печати, голландцы подготовили 4 варианта оценок, но сделают лишь их презентацию. Окончательные же переговоры должны будут состояться в Москве в начале декабря.
Однако, несмотря на то что оценки экспертов до сих пор не представлены, Александр Лукашенко вновь предложил «Газпрому» свою цену. На этот раз он заявил о том, что готов отдать «Газпрому» 50% акций Белтрансгаза в обмен на право добывать в России 10 млрд кубометров газа. По мнению экспертов, в перечете на доллары стоимость 10 млрд кубометров газа будет равняться 4,3 млрд долларов, что опять-таки выше экспертной оценки активов Белтрансгаза.
Но во всей этой истории интересна не новая попытка Лукашенко поживиться за счет России, а тон, в каком было сделано заявление. Свой торг белорусский президент начал с того, что пообещал повысить транзитные пошлины на товары, следующие из Евросоюза в Россию, а также призвал Украину к совместному участию в формировании цен на российский газ. Видимо, этими заявлениями Лукашенко попытался в очередной раз оказать давление на России и вынести корпоративный сор на международный уровень. Однако в Москве на угрозы Минска отреагировали спокойно. Произошло это потому, что, как считает руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев, угрозы Лукашенко могут навредить только ему самому.
«Я думаю, что здесь маневр у администрации Белоруссии крайне ограничен, - считает эксперт. – Потому что существующие транзитные пошлины устоялись. В этом случае Белоруссия испортит отношения с Евросоюзом, который отправляет грузы. А ЕС – это основной рынок сбыта белорусских товаров. То есть Евросоюз сразу введет меры, которые очень сильно скажутся на белорусском экспорте. Таким образом, Белоруссия не может безответственно вести себя в этом отношении».
В качестве доказательства Фадеев привел совсем свежий пример, касающийся недавнего введения белорусской стороной дополнительных поборов с автомобильного транспорта, везущего грузы из Европы в Россию через Белоруссию. Компании, торгующие с Россией, тут же нашли обходной путь через Латвию, возле границ с которой впоследствии образовались многокилометровые пробки. Суть этого примера заключается в том, что и в следующий раз бизнес найдет обходные пути, а Белоруссия окончательно испортит и без того не очень теплые отношения с Западом, а также рассорится с Россией – главным своим политическим союзником. При этом, заметьте, Россия по возможности уклоняется от политического решения возникших разногласий. Вспомним хотя бы то, что когда Лукашенко обратился к Путину с просьбой решить этот вопрос на президентском уровне, глава российского государства совершенно справедливо отказался это делать, подчеркнув, что разногласия между собой должны уладить сами хозяйствующие субъекты.
Что же касается второй угрозы Лукашенко - о сговоре с Киевом по части ценообразований на российский газ, - то, по мнению Александра Фадеева, и эта авантюра белорусского президента может стоить ему очень дорого в политическом плане.
«Украина уже договорилась по ценам на газ на следующий год, и она не будет играть с Белоруссией в эту игру. Но факт тот, что Белоруссия пытается выстроить некий альянс стран-транзитеров и потребителей газа российского и других энергоресурсов, нефти, например, который был бы направлен против России, против ее политики на энергорынке, на рынке сбыта и транзита энергоресурсов. Это очень опасная игра. И Россия должна делать из этого выводы. Эти выводы могут быть только жесткими, адекватными и будут ставить Лукашенко на место», - считает эксперт.
То, что в словах Лукашенко проскальзывает антироссийская риторика – действительно, синдром очень опасный. Не исключено, что популистская риторика белорусского президента может возыметь в нынешней нестабильной ситуации на постсоветском пространстве эффект разорвавшейся бомбы. Ведь не случайно же Лукашенко заявил вслух о возможном объединении в союзное государство Украины и Белоруссии. И хотя это сегодня невозможно, тем не менее прецедент о возможном тайном сговоре налицо. Причем площадкой для этого сговора может стать СНГ. Именно поэтому Москве нужно быть внимательной, особенно в преддверии саммита СНГ, проведение которого запланировано на 28 ноября в Минске.
«Россия должна показать свою позицию, продемонстрировать ее, и это должна быть жесткая демонстрация. В преддверии саммита России надо сделать все возможное, чтобы не допустить, чтобы СНГ из поля переговоров первых лиц государств, где можно договариваться со всеми, превратилась в поле переговоров за спиной России против России всех остальных членов Содружества. Вот этого Россия допустить не может», - уверен Александр Фадеев.
Конечно, жалко, что все так получилось. И особенно жалко Белоруссию, которая не сумела воспользоваться обширными возможностями для развития конструктивного энергетического диалога с Москвой. А ведь Минск мог бы получать газ бесплатно, если бы рассчитывался с Россией активами Белтрансгаза, как это делает Армения и частично та же Украина. Но вместо этого Лукашенко решил перевести вопрос в политическую сферу. Однако пока что рано говорить о том, что все возможности исчерпаны. Россия не раз доказывала, что обладает терпением.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |