Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
22.11.2006. Страна.ru
Александр Сидячко
Пресс-служба президента Армении распространила заявление, в котором указывается, что руководство республики дает согласие на встречу своего лидера Роберта Кочаряна с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым по вопросу урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Ожидается, что вероятный контакт президентов двух стран может состояться 28 ноября в рамках саммита СНГ в Минске. Об этом заявил также российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Юрий Мерзляков.
Конфликт между двумя республиками был заморожен 16 лет назад. С тех пор представители сторон лишь изредка предпринимали попытки вывести процесс его урегулирования из глухого тупика, но, как правило, эти усилия имели нулевой результат. Последняя встреча состоялась год назад во французском Рамбуйе, где обстоятельства снова не позволили сторонам прийти к какому-либо соглашению. Как полагают наблюдатели, в тот раз сближению сторон воспрепятствовал Роберт Кочарян, покинувший своих собеседников под благовидным предлогом.
"Этим предлогом оказалось сильное давление на Армению Запада в лице Минской группы ОБСЕ, а также позиция России, предлагавшей согласиться с планом, озвученным Сабриной Фрейзер из Международной кризисной группы, - заявил корреспонденту Страны.Ru заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров. - Суть плана сводилась к тому, что Нагорный Карабах соглашается на вывод своих войск из семи оккупированных им районов Азербайджана, а последний, в порядке компенсации, проводит референдум о независимости Карабаха".
Ереван, по словам эксперта, отказался от предложенного проекта: армянскую сторону отпугнула оговорка, согласно которой референдум должен быть проведен в течение последующих 10 лет. Кроме того, неприемлемыми, с точки зрения Армении, оказались выдвинутые азербайджанской делегацией требования о продолжении диалога по поводу возвращения на территорию карабахской автономии азербайджанских беженцев, в том числе на земли семи районов, оккупированных армянскими вооруженными формированиями.
"Армянские дипломаты опасались непредсказуемости в отношениях между Ереваном и Баку. Ведь Азербайждан мог сначала согласиться на проведение референдума, а затем передумать и отказаться признать его легитимность. Получилось бы, что Карабах отдал свои территории даром", - подчеркнул г-н Александров.
Несмотря на то, что теперь ОБСЕ предлагает сторонам план урегулирования, снабженный множеством поправок и оговорок, его детали до сих пор неизвестны, и это обстоятельство порождает новые вопросы. "Особую озабоченность Степанакерта (столица Нагорного Карабаха - Страна.Ru) вызвала последняя встреча министров иностранных дел Азербайждана и Армении Элмара Мамедьярова и Вардана Осканяна, где обе стороны выразили оптимизм в отношении возможного разрешения многолетнего спора, что якобы свидетельствует о прогрессе переговоров. В чем именно этот прогресс, для экспертов осталось тайной за семью печатями", - уточнил Александров.
По мнению эксперта, именно обилие общих слов вызвало беспокойство властей Карабаха. Дело в том, что переговорный процесс сосредоточен в руках Еревана, а представители Карабаха исполняют при этом некие ритуальные функции. И нередко получается, что Ереван и Степанакерт словно играют в "испорченный телефон". Часто Карабах отвергает занятую Ереваном позицию, поскольку он имеет собственные приоритеты. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов близость в Армении парламентских и президентских выборов, для успешного проведения которых ей было бы нелишним послать на Запад сигнал о своей готовности к решению застарелых проблем, чтобы заручиться его расположением. В этом контексте не исключено, что Ереван согласится на определенные уступки Баку.
Кстати, г-ну Кочаряну приходится действовать аккуратно и по другой, не менее важной причине. Участники войны в Карабахе все громче обвиняют своего президента в предательстве национальных интересов. Не закончатся ли эти демарши очередным переворотом, задаются вопросом эксперты? Тем более, подобный прецедент уже имел место в Ереване, и его автором был не кто иной, как сам нынешний глава Армении. Тогда Кочаряну при содействии министра обороны, министра внутренних дел и руководителя службы безопасности сравнительно легко удалось отстранить от власти экс-президента республики Левона Тер-Петросяна. Кто даст гарантию, что сегодня этот подзабытый сценарий не повторится вновь? Что касается г-на Кочаряна, уроженца Нагорного Карабаха, он давно там не живет, успел порядком оторваться от привычной среды, и нынешних лидеров самопровозглашенной республики этот факт беспокоит не меньше других политических перспектив.
"Никакого прорыва от встречи 28 ноября ожидать не стоит. Даже если Ереван пойдет на уступки Баку, это еще не означает, что данная позиция найдет поддержку, как в армянском обществе, так и в самом Карабахе. И снова возникнет дипломатический тупик. Задача посредников заключается в том, чтобы допустить представителей Степанакерта до участия в реальных переговорах", - считает Михаил Александров.
Правда и то, что в свое время Карабах проявил слабость, согласившись на посредничество Еревана в урегулировании конфликта. Объясняется это просто: тогда Роберт Кочарян был относительно молодым политиком, совсем недавно покинувшим свое "родовое гнездо" - Нагорный Карабах. Местной элитой он воспринимался как защитник ее интересов. Теперь фигура г-на Кочаряна воспринимается далеко не так однозначно, и без подключения к процессу переговоров представителей Карабаха вряд ли удастся сдвинуть дело с мертвой точки.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |