Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Есть ли будущее у газовой ОПЕК?

02.11.2006. Деловая неделя, Казахстан

Юрий Сигов (Вашингтон)

Мировые экспортеры газа могут объединить свои усилия по типу нефтяного картеля ОПЕК.

Но пока в этом нет необходимости

Создание картеля основных газовых поставщиков, куда войдут Казахстан и Туркменистан, может позволить Владимиру Путину "очень жестко разговаривать" не только с и так зависимой от российских поставок углеводоров Беларусью, но и со всем Европейским союзом

Совсем недавно влиятельная британская газета Financial Times опубликовала якобы секретный документ, подготовленный экономическими аналитиками НАТО и разосланный по странам Западной Европы. Суть этого документа проста: в нем предупреждается о планах создания под руководством России так называемой газовой ОПЕК, в которую уже опять-таки якобы дали согласие войти крупнейшие экспортеры природного газа в мире - Алжир, Иран, Катар, Ливия, а также Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.

В дальнейшем ожидается, что к мировому газовому картелю, который может функционировать по типу нефтяной ОПЕК, могут присоединиться и некоторые другие страны (к примеру, Индонезия, Малайзия и Габон). Тем самым, как считают аналитики НАТО, подобное газовое объединение может стать "мировой газовой империей", под контролем которой будет находиться 73% всех запасов природного газа на планете.

Можно ли размахивать "газовой дубинкой"?

Надо отметить, что сама идея создать некий единый механизм газовых экспортеров не нова. Ее еще во времена бывшего Советского Союза при Брежневе высказывали специалисты.

Однако тогда и в союзниках подобной затеи особой необходимости не было (как-никак крупнейшие страны - экспортеры природного газа из сегодняшней первой десятки - Туркменистан, Казахстан, Россия и Узбекистан были в те времена единым государством), да и столь критической необходимости замены нефти природным газом как надежным источником энергоресурсов не возникало. В дальнейшем пример ОПЕК, которая путем установления фиксированных квот добычи нефти определяла мировые цены на топливо, не раз подвигал некоторые страны (особенно те, для которых экспорт природного газа мог бы стать главным источником валютных поступлений в государственную казну) добиться более тесной координации своих усилий на международной арене в том, что касается газового экспорта.

Особенно часто стали говорить в этой связи о возможности создания некой "газовой международной структуры" в середине 90-х годов, после того, как у берегов Катара началась промышленная добыча природного газа с крупнейшего в мире месторождения - Северных полей в Персидском заливе (сейчас эмират Катар с населением в 235 тысяч человек является вторым по объему экспорта газовым игроком мирового рынка и имеет ежегодно на этом выгодном бизнесе около 12 млрд. долларов чистой прибыли). При этом уже тогда именно вариант "газового рычага" при решении не только экономических, но и политических проблем в мире стал все больше одолевать умами российских политиков.

Когда же цены на нефть в начале уже нынешнего века резко пошли вверх и многие страны стали искать альтернативные источники решения своих энергетических потребностей, экспорт природного газа стал одним из самых выгодных и в то же время самым "политически-ориентированным" видом мировой торговли. В той же Европе в открытую заговорили о возможностях использования Москвой "газовой дубинки" по отношению не только к странам Западной Европы, которые сегодня удовлетворяют свои потребности в российском газе на 45%, но и по отношению к странам СНГ, которые по-прежнему сильно зависят от состояния российской экономики, и еще больше - от российской политической конъюнктуры.

В том же докладе НАТО без обиняков говорится о том, что Россия чуть ли не на государственном уровне приняла решение использовать имеющийся в ее распоряжении "газовый рычаг" для "усмирения" своих ближайших соседей, с которыми по каким-то причинам отношения у Москвы не складываются (те же Украина, Молдова или Грузия). Кто-то в этой связи называет подобную политику "газовым шантажом", а кто-то считает, что по примеру России подобным образом могли бы действовать в международных отношениях и другие крупные газовые экспортеры (к примеру, Иран и Алжир).

При этом министр иностранных дел Украины Тарасюк считает, что Россия сегодня не просто диктует свои условия его стране, по какой цене и каким образом продавать ей природный газ, но и превратилась в монополиста всего газового экспорта из республик Центральной Азии (особенно туркменского газа). По его мнению, уже ближайшие действия Москвы могут подтвердить важность и реальность оказания политического давления посредством регулирования газовых поставок. Но для того, чтобы диктовать европейским потребителям подобные условия, России газовый картель будет не нужен, считает Тарасюк.

При этом Украина уже провела переговоры с такими странами, как Ливия и Катар, о перспективных возможностях покупки газа из этих стран. Правда, непонятно, каким образом газ может быть транспортирован на Украину из района Персидского залива и Средиземноморья, - ведь трубопроводов для этого не существует, а танкерного флота и самое главное - специально оборудованных причалов (которые стоят не один миллиард долларов и которые сейчас сооружают в Бельгии, Испании, Великобритании и Италии) у Украины нет и не предвидится.

А бывший секретарь Совета безопасности Украины Порошенко признался, что не надеется на то, что Россия будет когда-нибудь "по нормальной цене" пропускать через свою территорию природный газ из республик Центральной Азии в Европу. Он также заявил, что в свое время лично неоднократно посещал Иран и Ирак в поисках альтернативных нефтяных и газовых поставок на Украину. Так, Иран, продавая природный газ по 70 долларов за тысячу кубометров, гораздо выгоднее для Украины, чем Туркменистан и Россия. Однако опять-таки при всей подобной выгоде встает вопрос о транспортировке газа, который пока Киев никак решить не в состоянии.

Мирового газового картеля нет и в ближайшей перспективе не предвидится

Многочисленные опасения по поводу возможности появления на мировом рынке газового объединения крупнейших экспортеров в последнее время мелькают не только в разного рода аналитических записках, но и слышны на заседаниях советов безопасности. Премьеры и президенты европейских стран на самом деле опасаются, что наряду с нефтяным лобби стран ОПЕК появится мощная команда газовых экспортеров, которые будут не только прокачивать через такой картель свои финансовые интересы, но и навязывать другим свои политические условия.

Однако при этом то ли умышленно, то ли по недосмотру эти уважаемые с виду страны и их политики забывают о целом ряде коренных отличий нефтяного и газового бизнеса, которые делают появление даже в отдаленной перспективе каких-то газовых картелей маловероятным.

Прежде всего страны-члены ОПЕК имеют возможность определять мировые цены на "черное золото" путем сокрашения или увеличения квот добычи нефти. Они также могут согласовывать рыночные цены на нефть через биржи путем консультаций и договоренностей с теми странами, которые в ОПЕК не входят, но являются при этом крупнейшими производителями нефти (такими, как Россия, Казахстан, Азербайджан, Мексика, Норвегия и другими). При этом существует реальный и достаточно прогнозируемый нефтяной мировой рынок: "выброс" туда лишнего топлива сразу же ведет к снижению рыночных цен, и тем самым - к сокращению доходов стран - экспортеров нефти.

Что же касается мирового газового рынка, то его попросту нет. Если нефть можно покупать по 1-2-месячным фьючерсным контрактам, то с газовыми поставками дело обстоит абсолютно по-другому. Закупки газа осуществляются во всем мире по долгосрочным - сроком на 20 - 25 лет - контрактам. Делается это не на широкой международной основе, на базе двусторонних соглашений между продавцами и покупателями.

Именно поэтому та же Россия готова продавать газ Украине на основе двустороннего соглашения по 130 долларов за тысячу кубометров, Грузии - по 220 долларов, а Белоруссии - всего по 45 долларов (с нового года эта цена должна составить более 100 долларов, но еще неизвестно, пойдет ли на этот резкий шаг Москва, поскольку политические и экономические дивиденды сотрудничества России и Белоруссии от подобного повышения могут серьезно пострадать). Кстати, Россия (как, впрочем, и Казахстан, и Иран, и Катар) вообще может требовать от своих монопольных покупателей фактически любую цену за тысячу кубометров природного газа - и 100, и тысячу долларов. Вопрос только в том, будут ли у этих покупателей альтернативные возможности купить подобный товар где-то подешевле, и соответственно - доставить его к себе в страну. А газ - такой товар, что обычным танкером его к берегам покупателя не отправишь, да и трубопровод прокладывать далеко не везде и не всегда рентабельно и стратегически приемлемо. Та же ситуация складывается на данный момент и с газовым экспортом из республик Центральной Азии. Они вынуждены продавать газ той же Украине по двусторонним соглашениям, плюс теряя при этом еще дополнительно существенные суммы от российского промежуточного газового транзита.

Что же касается таких стран, как Катар, то там сделана ставка не на трубопроводы к основным рынкам (да и к берегам далеких от Персидского залива Японии и Италии их особо не проложишь), а на создание мощного современного танкерного газоперевозящего флота (суда эти строятся на верфях Hendai в Южной Корее) и сооружение в странах - потребителях газа соответствующих портовых мощностей. В итоге из того же Катара природный газ в сжиженном виде отправляется в Южную Корею и Японию (один оборот такого танкера от порта закачки сырья до порта получения занимает ровно две недели), а контракты по поставке газа с этими странами Доха подписала до 2035 года.

Такая "долгосрочность" газовых контрактов вызвана тем, что для доставки газа требуется инвестировать не только в его добычу, но и в его транспортировку и доставку огромные суммы - десятки, а иногда и сотни миллиардов долларов. Естественно, для подобных сумм и покупателям, и продавцам нужны надежные кредиты. Однако никакой мировой банк на сегодня не будет давать кредиты на такие колоссальные суммы, если контракт на поставки газа будет подписываться на 1-2 года.

Подобные долгосрочные контракты также гарантируют надежность и стабильность в политических отношениях между газовыми покупателями и продавцами. Тот же Катар сначала разместил у себя в качестве надежного гаранта собственной безопасности 10-тысячный американский военный контингент, а потом уже получил от США 7 млрд долларов инвестиций для сооружения танкерного порта в Техасе на берегу Мексиканского залива и на закладку в Южной Корее для доставки сжиженного газа в Соединенные Штаты из Катара 10 огромных танкеров.

Что же касается стран Центральной Азии (а это прежде всего Туркменистан, Казахстан и Узбекистан), то фактически только Казахстан на ближайшее время имеет реальные возможности расширять экспорт газа на новые рынки. Одним из таких рынков уже является Китай (его западные провинции по трубопроводам). Другим - страны Западной Европы, минуя российскую территорию, под Каспийским морем через Азербайджан, Грузию и Турцию. Идея подобного газопровода очень активно лоббируется и некоторыми странами ЕС, и что самое главное - Соединенными Штатами.

Есть еще и третий путь - поставлять газ в Западную Европу через Россию. Многие почему-то считают, что Казахстан на этом гарантированно будет терять большие деньги, но впереди у той же России - потенциальное сотрудничество с Китаем и Японией в газовой и нефтяной сфере. И Казахстан в этих раскладах может сыграть очень важную роль транзитной страны, из которой газ может идти не только на Украину, но и дальше в Европу (в этом случае у Казахстана будет два маршрута альтернативной доставки голубого топлива в страны ЕС - через Россию и через транскаспийскую трубу, когда та будет проложена).

И еще одно важное наблюдение по поводу возможности создания "газового картеля". Уже несколько лет в столице Катара Дохе проходят так называемые "газовые форумы", в которых участвуют обычно министры нефти и газа, а также экономики не только ведущих стран-экспортеров газа, но и государств, которые этот газ покупают. Собираясь в одном из отелей на пару дней, все эти основные мировые "газовые игроки" в дискуссионном плане обсуждают современное состояние газовой индустрии, зондируют почву для заключения газовых контрактов и выявляют современные тенденции развития этой сферы.

В то же время подобные представительные встречи всегда носят именно консультационный и дискуссионный характер, не имея никаких полномочий устанавливать какие-то цены за тысячу кубометров газа, как и не могут участники подобных встреч диктовать всему миру те правила игры, которые были бы выгодны только для ключевых поставщиков газа на мировые рынки.

Между тем уже сейчас под эгидой Катара и Ливии действительно разрабатываются варианты более тесной координации действий стран - экспортеров природного газа с тем, чтобы более четко планировать этот бизнес в свете наметившегося снижения мировых цен на нефть и в то же время - все расширяющегося использования природного газа как альтернативного источника топлива.

В реалиях же газовый ОПЕК даже при всем большом желании России и составителей записок-аналитиков из штаб-квартиры НАТО на ближайшую перспективу создать просто невозможно. Но то, что экспортеры природного газа смогут куда более эффективно отстаивать свои интересы именно сообща, а не поодиночке - в этом нет никакого сомнения. А для этого эти страны всегда найдут самые различные формы политической и экономической координации - и отнюдь не факт, что это будет новый газовый международный картель.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ