Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19.11.2006. Немецкая волна
Анатолий Вайскопф (Алма-Ата)
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев озадачил граждан страны своим программным указом, определяющим, как им жить в ближайшем будущем.
Речь идет о многостраничном труде, громко названном «Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы». Это уже далеко не первый подобный документ, в связи с чем острые языки уже заметили, что Нурсултану Назарбаеву никак не дают покоя лавры реформаторов Сингапура Ли Куан Ю и Малайзии Махатхира Мохаммада. Наш корреспондент из Казахстана Анатолий Вайскопф познакомился с новой стратегией поближе.
Судя по всему, осилить столь значительный труд, написанный убористым шрифтом на более чем 40 страницах, смогли далеко не все члены правительства Казахстана. Да что там министры? Даже политологи пока затрудняются давать какие-либо комментарии по поводу новой Концепции Нурсултана Назарбаева, замечая, что ввиду её объемности пока не успели ознакомиться с ней как следует. Может быть, поэтому на помощь населению тут же пришёл отдел социально-экономического анализа Администрации президента Казахстана, который через СМИ распространил специальные комментарии к вышеуказанной концепции.
Впрочем, даже из этого комментария, достаточно трудно понять, каким образом будут осуществляться планы Нурсултана Назарбаева. Ясно одно, что данная Концепция стоит в одном ряду с ранее появившимися Стратегией-2030 и Стратегией вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, но и с другими программными документами. Согласно новой Концепции, которой, кстати, отныне должны руководствоваться все государственные органы страны и ежегодно к 10 марта представлять отчет о ходе её реализации, до 2024 года Казахстан должен по качеству уровня жизни вплотную приблизиться к таким странам, как Япония, Норвегия или США.
Причем, не только приблизиться, но и удовлетворять потребности настоящего поколения, не ставя под угрозу потребности детей, внуков, правнуков и так далее. Собственно, именно эти приближения и удовлетворения потребностей и называются «устойчивым развитием». Если верить Концепции, то достигать желанных результатов, прозванных всё теми же остряками «Ну, погоди, Япония», Казахстан намерен не только используя свои богатые природные ресурсы, но и уделяя особое внимание балансу развития экономики, экологии и социальных вопросов.
Впрочем, как будут осуществляться поставленные задачи, сама Концепция не объясняет. Если внимательно посмотреть на её отдельные пункты, невольно замечаешь декларативность задач. Пример? Пожалуйста, из раздела «Устойчивое развитие общества». Цитируем. «Эти задачи будут достигнуты за счет… меры по улучшению стандартов питания, увеличения потребления натуральных соков на душу населения, пропаганду здорового питания, усиление контроля за качеством продуктов питания на рынк е. Меры по обеспечению широкого вовлечения молодежи к реализации проекта «Моя Родина - Казахстан», а также при организации активных видов экологического туризма в качестве гидов и экскурсоводов …».
Не менее интересно и то, как будет осуществляться «устойчивое развитие культуры и информационной политики», особенно когда речь идет о «создании казахстанского сегмента сети Интернет, не содержащего явлений, нарушающих принципы общественной свободы информации». В этой связи известный в Казахстане академик Кадырбек Андагулов в разговоре с корреспондентом «Немецкой волны» с горечью заметил, что власти страны вновь пишут правильные вещи, но опять же не знают, как всё это выполнять. Особенные нарекания у академика Андагулова вызвали планы развития многополярной системы здравоохранения:
- Снова и снова происходит одна и та же история! Выделяются деньги, приглашаются ученые. Они приезжают, охают, ахают, но конкретных результатов как не было, так и нет! Приведу яркий пример, касающийся Восточного Казахстана. Вышел указ президента о реабилитации последствий испытаний на семипалатинском ядерном полигоне. Ясно, чем всё это закончилось? Кто-нибудь объяснил, как реабилитировать последствия? Найдите такого человека, который это знает! Не найдете. Нет таких! Вся проблема в том, что мы в Казахстане до сих пор не определились, какое здравоохранение мы хотим иметь. Нахватали отовсюду понемногу, а потом говорим, что у нас проблемы. За одну ночь невозможно провести реформы в здравоохранении! Реформы должны идти в течение 20-25 лет.
В заключении хотелось отметить ещё один нюанс. В нескольких местах «Концепции устойчивого развития Казахстана» особо подчеркивается, что её реализация тесно связана с обеспечением председательствования Казахстана в ОБСЕ в 2009 году. В этой связи уместен вопрос, а что будет если Казахстан в декабре 2006 года не получит вожделенной «трибуны для выражения позиции по вопросам устойчивого развития»?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |