Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
17.11.2006. Деловая неделя, Казахстан
Андрей Саидов (Ташкент)
Евросоюз продлил санкции против Узбекистана
13 ноября министры иностранных дел Евросоюза продлили действие санкций, наложенных год назад на правительство Узбекистана в связи с отказом провести международное расследование майских 2005 г. событий в Андижане. Эмбарго на поставку оружия будет действовать еще год, а запрет на выдачу европейских виз ряду высших правительственных чиновников - шесть месяцев. Решение разочаровало правозащитную организацию Human Rights Watch и Международную кризисную группу, требовавших ужесточения санкций, в частности, ареста личных счетов президента Ислама Каримова и узбекских министров. Перед зданием Евросоюза в Брюсселе прошел митинг протеста с участием беженцев из Андижана. Между тем, выразив глубокую озабоченность нарушением прав человека в Узбекистане, ЕС заявил о своей готовности вернуться к вопросу о полном снятии санкций уже через три месяца, если кабинет Каримова продемонстрирует видимые усилия по улучшению ситуации в стране. В этот же день США, объявив о включении Узбекистана в список стран, где серьезно нарушаются религиозные свободы, приветствовали решение Евросоюза и одновременно призвали Узбекистан и ЕС продолжать поиск путей к сотрудничеству и улучшению взаимоотношений на благо узбекского народа.
Примирительная миссия Штайнмайера
Вопрос о санкциях действительно до последних дней оставался спорным внутри самого Евросоюза. За смягчение ратовали политики стран, так или иначе заинтересованных в экономическом и ином присутствии в Узбекистане. По их мнению, отмена санкций могла бы облегчить диалог Европы с Каримовым, который, после заключения стратегического союза с Россией и ликвидации американской базы в Карши, явно перестал оглядываться на Запад. Жесткую позицию занимали Великобритания, Швеция и Дания как традиционные поборники человеческих прав и свобод, которым, к тому же, особенно нечего терять в междуречье Сырдарьи и Амударьи. В отчете по правам человека за 2006 год МИД Великобритании вообще поставил Узбекистан в один ряд с Северной Кореей и Зимбабве. К непонятному результату привел и состоявшийся в конце октября визит делегации во главе с представителем ЕС по Центральной Азии Пьером Морелем. Судя по скупости официальных заявлений, стороны, как говорится, остались на "принципиальных позициях". Аналитики отметили готовность Евросоюза к поиску компромисса с Узбекистаном, который как сферу влияния европейцам, очевидно, не хочется полностью уступать Москве, равно, как и терять лицо, просто так "прощая" Ташкенту Андижан.
Наконец, в начале ноября в Ташкент прилетел министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, чтобы озвучить позицию европейской державы, после Андижана продолжавшей активные экономические отношения с Узбекистаном и даже сохранившей базу своих ВВС под Термезом. На брифинге в Бухаре он сказал, что на Узбекистан нельзя давить и указывать, какие реформы и когда предпринять. Главное, что он почувствовал "волю к сотрудничеству". "Власти (Узбекистана) готовятся выработать новую концепцию реформирования страны, которая будет вскоре представлена Евросоюзу", - отметил он.
Говорят, что Штайнмайер привез Каримову переданный ему организацией "Репортеры без границ" список узбекских диссидентов, которых нужно было освободить из тюрем, чтобы продемонстрировать позитивные сдвиги во внутренней политике. Так или иначе 8 ноября было пересмотрено уголовное дело джизакского журналиста Улугбека Хайдарова, в сентябре осужденного на шесть лет по сфабрикованному обвинению в вымогательстве. Решение апелляционного суда родственникам Хайдарова зачитали на дому, а самого журналиста через сутки, в день его рождения, привезли из колонии и отпустили на свободу в Джизаке, после чего он отказался от профессиональной деятельности и уехал поправлять здоровье в Андижан. Хотя в тюрьме остаются его коллеги, чье осуждение по уголовным статьям правозащитники связывают с критикой властей, в частности и в связи с майскими 2005 года событиями в Андижане.
Компромисс по рецепту Владимира Норова
8 ноября, уже накануне совещания министров Евросоюза, состоялось заседание Совета по сотрудничеству между Евросоюзом и Узбекистаном, на котором и должна была быть представлена та "концепция" демократических перемен, о наличии которой возвещал Штайнмайер. Ее привез в Брюссель новый министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов, недавно назначенный Каримовым вместо Эльера Ганиева, включенного санкциями ЕС в список персон "нон грата" на территории Европы.
На брифинге для прессы новый министр рассказал об успешно развивающихся отношениях Узбекистана со странами Центрально-Азиатского региона, Россией, Китаем и арабским миром, заявив, что еще не известно, кому нанесли больший ущерб санкции, принятые ЕС в одностороннем порядке. Узбекистан, по его словам, интересуется более близкими контактами с Евросоюзом, но отношения должны основываться на принципе невмешательства. "Независимое и суверенное государство имеет полное право самостоятельно принимать решения, относящиеся исключительно к его внутренней компетенции, и обладает всеми необходимыми средствами для проведения полномасштабного расследования трагических событий, произошедших в Андижане. Но Узбекистан готов представить для изучения экспертам ЕС, которые приедут в Ташкент, материалы расследования, которое на днях завершила комиссия олий мажлиса", - заявил Норов.
Комиссия как юридический противовес международному расследованию и " клеветническим домыслам зарубежных СМИ" была создана летом 2005 года по распоряжению Ислама Каримова из депутатов пяти парламентских партий. При этом представителям зарубежных дипломатических миссий, в основном из стран ШОС и арабского мира, было предложено войти в группу мониторинга, где их периодически знакомили с промежуточными итогами расследования. По мнению правозащитной группы "Veritas", требовавшей широко обнародовать внутри страны основные выводы и заключения из, подготовленного комиссией отчета, эти выводы, все же, заставили власти Узбекистана несколько пересмотреть свою прежнюю позицию в отношении майских 2005 года событий в Андижане. В частности, был смещен губернатор Андижанской области Саидулло Бегалиев, которого Каримов обвинил в крупных растратах и полном невнимании к социальным нуждам граждан, спровоцировавшим акции протеста. Сейчас Бегалиев находится под следствием. Правозащитники считают, что отставки или посадки отдельных чиновников в тюрьмы не устранят массового недовольства населения Ферганской долины. Но во всяком случае "международный заговор с целью свержения правительства" перестал быть единственной причиной мятежа в Андижане, которую признают власти Узбекистана.
Министр иностранных дел председательствующей сейчас в Евросоюзе Финляндии Пертти Торстилла оценил предложение Норова как первый шаг к компромиссу между ЕС и Узбекистаном по "андижанскому вопросу". "Мы приветствуем приглашение группы экспертов, и в этом нет ничего, что наносило бы ущерб формулировке нашего требования о проведении международного расследования", - сказал он журналистам.
Тем не менее санкции были продлены. Правда, с возможностью их пересмотра уже в феврале. По мнению некоторых экспертов, Евросоюз готов был отменить санкции уже сейчас, но решил "обновлять" слушания по Узбекистану каждые три месяца в надежде сохранить за собой некий рычаг морального давления на Каримова. Тем временем в Узбекистане, чей международный имидж очередной раз получил вроде бы и обидную, но, по сути, чисто символическую оплеуху от Запада, уже вовсю готовятся к крупным событиям во внутриполитической жизни, консультируясь вовсе не с европейскими экспертами и политиками.
Утешение кремлевских кукловодов
На этой неделе в Ташкенте и Самарканде работала делегация из 23 общественных и государственных деятелей России, в составе которой были начальник управления администрации президента России Модест Колеров, директор Российского института стратегических исследований Евгений Кожокин, а также известные политологи Глеб Павловский, Валерий Третьяков и Андраник Мигранян. В понедельник они ознакомились с деятельностью парламента, высказав свои соображения по активизации деятельности политических партий и парламентских фракций в контексте проекта Конституционного закона, на днях вынесенного Исламом Каримовым. Потом они провели семинар по вопросам демократизации в Самарканде. И, наконец, посетили МИД, в рамках участия в международном "круглом столе" "Состояние и перспективы развития демократических институтов и процессов: опыт Узбекистана и России".
По мнению экспертов, кремлевские политтехнологи, помогающие узбекским чиновникам в монтаже демократического фасада для авторитарной системы, прибыли в Ташкент в основном для того, чтобы сделать выводы, как будет строиться внешняя и внутренняя политика Узбекистана накануне президентских выборов 2007 года.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |