Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
06.12.2006.КМ.ru
Василий Ваньков
Факты: Состоявшийся в Сухуми всенародный сход абхазов обратился к российскому руководству, а также к ООН с просьбой официально признать независимость их республики. Как следует из обращения, «современная Абхазия и Грузия могут существовать лишь как два независимых равноправных государства».
418 голосами «за» Госдума приняла сегодня Заявление «Об итогах референдума в Южной Осетии по вопросу о предоставлении ей независимости и об итогах выборов президента Южной Осетии».
В Госдуме считают, что итоги референдума в Южной Осетии, «отражающие подлинные чаяния ее населения, должны быть в полной мере учтены международным сообществом ради обеспечения прав человека, мира и безопасности в данном регионе и справедливого разрешения грузино-югоосетинского конфликта». В документе говорится, что проблема грузино-югоосетинского конфликта должна решаться исключительно мирным переговорным путем с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Кроме того, думцы планируют сегодня рассмотреть документ, касающийся ситуации в Абхазии и обращения парламента этой непризнанной республики к руководству РФ о признании независимости Абхазии и установлении между Россией и этой республикой ассоциированных отношений.
Обсуждение этих документов в Госдуме в эксклюзивном интервью KM.RU комментирует Константин Затулин, член Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками:
- Оба документа фактически касаются вопроса о международном признании двух республик - Абхазии и Южной Осетии. Хотя, по сути, эти постановления носят промежуточный характер, поскольку не дают однозначного ответа на этот вопрос. В большей степени они дают характеристику ситуации, которая складывается в регионе.
Депутаты высказывают свою озабоченность в связи с ростом напряженности в этом регионе и возлагают вину за реваншистские настроения на власти Грузии, а также за неумение вести диалог со сторонами конфликта. Тбилиси создает прямую угрозу миру в регионе вследствие тех бесконечных провокаций в отношении российских миротворцев и местного населения.
И в одном и в другом документах содержатся очень важная оценка того, что власти Грузии сами изначально поставили Южную Осетию и Абхазию в такие условия, когда у них просто не оставалось выбора, кроме как защитить права своих граждан через построение суверенного независимого государства. То есть вопрос этот рассматривается через призму прав человека, которые оказались грубо нарушены в ходе грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов из-за неумелых и даже преступных действий правителей Грузии (причем не только нынешнего, но и предыдущего).
В то же самое время указанные постановления Госдумы являются важным шагом на пути окончательного признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии. Грузия, которая получила независимость в результате распада Советского Союза, немедленно совершила целую серию действий, которые грубо нарушают и союзные, и даже собственные законы. Для того, в том числе, чтобы не дать народам Южной Осетии и Абхазии воспользоваться своим правом на независимость и создание своего государства. Более того, Тбилиси предпринял репрессивные меры по демонтажу их автономного статуса. А затем вовлек эти республики в военные конфликты. То есть сама Грузия воспользовалась предоставленным правом и обрела независимость, но сразу же отказала в таком же праве входившим на тот момент в ее состав национальным автономиям.
В частности, она нарушила закон от 3 апреля 1991 года «О порядке рассмотрения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава Союза ССР». Все эти обстоятельства еще раз проговариваются в думских заявлениях. Кроме того, депутаты выражают солидарность с мерами, предпринимаемыми президентом РФ по нормализации обстановки в зонах конфликта и заявляют о поддержке наших миротворцев и их посреднической функции в регионе. Наконец, депутаты Госдумы выражают намерение продолжить обсуждение поступивших к нам просьб (в том числе об ассоциированном членстве Абхазии в РФ) в связи с тем, что волеизъявление абхазского и южноосетинского народов не может быть проигнорировано. А, напротив, учтено и положено в основу окончательного решения этих конфликтов. Равно как другие международно-правовые нормы и прецеденты.
Формулировка о том, что «итоги референдумов в непризнанных республиках должны быть в полной мере учтены международным сообществом», отражает изменение и переосмысление прежней позиции России, которая заключалась в признании территориальной целостности Грузии (по крайней мере на официальном уровне). Поскольку 15 лет - это более чем достаточный срок, чтобы зафиксировать необратимый характер изменений международно-правового статуса Абхазии и Южной Осетии. Не можем же мы бесконечно держать эти республики в «прихожей», не пуская их в «дом» на том только основании, что Грузия не в состоянии с ними договориться?! А последний тезис является очевидным фактом. Более того, динамика этих конфликтов скорее отрицательная. Если раньше (при Шеварднадзе) можно было говорить об их замороженном состоянии, то в период президентства Саакашвили мы можем говорить об обострении грузино-абхазского и грузино-осетинского противостояния и эскалации этих конфликтов.
В вопросе о признании Южной Осетии и Абхазии в нашей стране сейчас складывается общенациональный консенсус. Хотя есть определенные сомнения по поводу того, в какой момент следует их окончательно признать. Однако по большому счету уже сейчас понятно, что ни Абхазия, ни Южная Осетия не вернутся в Грузию иначе как методом силового принуждения, чтобы реализовать план по восстановлению мифической «территориальной целостности Грузии». А это приведет, ни много ни мало, к кровавому территориальному переделу на всем Кавказе. Российская Федерация этого никоим образом не может допустить.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |