Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.12.2006.Лента ПМР
Член Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связи с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин прибыл в Приднестровье по поручению Госдумы и фракции "Единая Россия".
Побывав на нескольких избирательных участках, Затулин провёл пресс-конференцию в Независимом пресс-центре. По его словам, выборы проходят в спокойном, штатном режиме. По словам Затулина, никто с жалобами не обращался.
По мнению Константина Затулина, крайне важно, что выборы проходят на альтернативной основе, что говорит о развитости демократических процедур в Приднестровье. Затулин отметил, что Россия переосмысливает свою позицию по Приднестровью и другим самоопределившимся республикам: "Если выборы пройдут честно - это будет важным аргументом в пользу признания ПМР". Константин Затулин подчеркнул, что для него нет и никогда не было проблем с признанием Приднестровья: "Я не враг Республики Молдова. Я хочу, чтобы в Молдове всё было хорошо. Но для того, чтобы вернуть взаимное уважение, надо признать определённые реальности. Приднестровская Молдавская Республика существует 16 лет - в этом возрасте ребёнок вырастает в зрелого человека. Приднестровье сформировалось как государственное образование".
По его словам, официальная позиция России по непризнанию Приднестровья - не статичная позиция: "В России идёт процесс переосмысления. Выборы высшего должностного лица - важный этап в процессе признания республики. Можно признавать или не признавать независимость республики, но нельзя не признавать волеизъявления народа Приднестровья".
Затулин отметил предвзятость и неадекватность позиции европейских структур по отношению к выборам в Приднестровье: "Мне непонятна их позиция. Европейское сообщество не хочет признавать выборы в Абхазии, объясняя это наличием сотен тысяч грузинских беженцев. Однако никаких "сотен тысяч беженцев из Приднестровья" нет. Если где и есть "молдавские беженцы" - то только в России, где сегодня работают 50% трудоспособного населения Молдовы". Константин Затулин напомнил, что именно ОБСЕ взяла на себя позорную функцию по срыву соглашений между Молдовой и Приднестровьем в конце 2003 года. По его словам, независимость Черногории была признана Европой, когда за неё проголосовали 55% населения этой республики. Европейское сообщество признало и независимость югославских республик в начале 90-х вопреки воле руководства Югославии.
В то же время, отметил Затулин, ОБСЕ никогда не возникла бы без воли СССР в результате Хельсинкского совещания. По его словам, ОБСЕ склона применять механизм дубинки: "Если бы жизнь стояла на месте - сегодня в мире существовали бы только те 60 государств, которые существовали во время создания ООН в 1947 году. Сегодня в мире насчитывается в три с половиной раза больше государств - членов ООН".
Константин Затулин признал, что в процессе признания Приднестровья существуют определённые трудности: "В мире происходят серьёзные геополитические процессы. У России есть определённые международные обязательства, и она должна думать о последствиях своих решений. В настоящее время активизируется процесс признания Косово, и Президент России намерен использовать этот прецедент в отношении других самоопределившихся республик".
Однако, по словам Затулина, положение Приднестровья отличается от положения Абхазии и Южной Осетии: "У этих республик есть общая граница с Россией, и она в любой момент может прийти к ним на помощь в случае грузинской агрессии. Однако в случае Приднестровья мы обязаны учитывать позицию Украины. Мы помним, как Молдова с помощью Украины организовала блокаду Приднестровья в марте этого года. Сегодня ситуация на Украине меняется к лучшему - тарасюки покидают свои кресла. Мы не хотим ухудшить ситуацию вокруг Приднестровья своим признанием. Требуется всё тщательно взвесить".
Тем не менее Константин Затулин отметил, что Россия не будет торговать Приднестровьем в переговорах с Молдовой: "Мы будем торговать алкогольной продукцией и электроэнергией, но Приднестровская Молдавская Республика никогда не станет разменной монетой в переговорах".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |