Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Межнациональные отношения в полиэтническом государстве, которым является Республика Молдова, явление не случайное, а постоянное. Это должно быть частью внутренней политики государства. И в зависимости от того, какой будет эта политика - националистической (направленной на защиту интересов только одной титульной нации) или интернационалистской (направленной на защиту интересов всех народов живущих в стране) будет зависеть стабильность в государстве.
В публикуемом ниже обзоре молдавской прессы даётся неоднозначная оценка национальной политики руководства Молдавии. Кто из них прав? По имеющийся у нас информации позиция руководителя Ассоциации работников славянских учреждений образования Республики Молдова, заместителя председателя Русской общины РМ Олега Бабенко носит проправительственный характер и посему не может быть до конца объективной.
24.10.2006, www.regnum.ru/news
Евгений Шоларь
Сегодня мы наблюдаем период потепления отношений между Молдавией и Россией, пишет в своем материале для правительственной газеты "Независимая Молдова" руководитель Ассоциации работников славянских учреждений образования Республики Молдова, заместитель председателя Русской общины РМ Олег Бабенко. Произошла долгожданная встреча президентов Владимира Воронина и Владимира Путина в Кремле, заработала Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, активизировались контакты по линии дипломатических ведомств двух стран. Появилась надежда на возвращение в Россию молдавских вин, на подписание долгосрочного контракта на поставки российского газа в Молдавию, на то, наконец, что сдвинется с мертвой точки процесс приднестровского урегулирования. Это не может не радовать, пишет Бабенко. Но меня как русскоязычного гражданина Республики Молдова, продолжает Бабенко, не могут не волновать важные вопросы: что стало причиной охлаждения наших традиционно, на протяжении многих веков, братских отношений? кто спровоцировал этот кризис и всячески способствовал его нагнетанию? как могло получиться так, что разлад между Кишиневом и Москвой парадоксальным образом произошел как раз в тот период, когда у власти в РМ находится самая пророссийская власть за всю историю молдавской государственности? И - главное - как не допустить нового витка напряженности в будущем? Больно и обидно было наблюдать, как на протяжении почти трех последних лет всякого рода московские "политтехнологи" и "политобозреватели", выступая в прессе и на федеральных российских каналах, уже привычно, не задумываясь, без тени сомнения записывали Республику Молдова в "черный список" недружественных России стран, как высшее руководство страны клеймилось "антироссийским" и "русофобским", как по приказу главного санитарного врача доброе молдавское вино давили бульдозерами, как - в самый разгар рождественских морозов - Республике Молдова все-таки перекрыли газовый вентиль, оставив замерзать целый народ, включая проживающих здесь русских. За что? - задается вопросом Бабенко. Какими "недружескими" действиями по отношению к России и российскому народу мы заслужили подобное отношение? И хотя пришлось сильно напрячься и поворошить в своей памяти детально все события, происшедшие за несколько лет, мне так и не удалось припомнить хоть сколько-нибудь веской причины, сообщает Бабенко. Как и абсолютное большинство граждан Республики Молдова, я не страдаю русофобией, равно как любой другой формой национализма или экстремизма, продолжает Бабенко. Наоборот, могу с уверенностью утверждать, что русофильские настроения были всегда присущи сообществу молдаван и остальных этнических групп, проживающих на этой земле, продолжает автор. И всякий раз, как в историческом прошлом, так и на современном этапе, когда некоторые политические силы пытались разжечь межнациональную рознь в Республике Молдова, это кончалось для них полной изоляцией. А русская культура и русское наследие давно стали органичной частью многонациональной молдавской культуры, от которых мы не только не отказались, но и защищаем как наше общее и родное достояние. Для многонационального молдавского народа эта культура всегда была своей, пишет Бабенко. Другое дело - правление. Нет, Боже упаси, ни один из его составов, какой бы политической конфигурации он ни был, не объявлял открытую "войну памятникам", не закрывал в насильственном порядке русские школы, не запрещал разговаривать на русском языке, заявляет Бабенко. Этого в Республике Молдова никто бы не понял и не принял, полагает автор. Но при этом - не без молчаливого попустительства, бездействия властей количество русских школ и русских групп в вузах постепенно сокращалось, сужался ареал использования русского языка. Наверное, это была не государственная политика, пишет Бабенко. Скорее - ее отсутствие. Интересно, что все эти вещи происходили как раз тогда, когда у власти в РМ находились политики, считавшиеся в Москве "своими". Это была пусть не явная, не афишируемая, но тем не менее довольно-таки отчетливая, грозившая стать необратимой тенденция. Ее, эту тенденцию, удалось прервать в 2001 году - после прихода к власти Партии коммунистов, после того, как страну возглавил Владимир Николаевич Воронин, заявляет Бабенко. Владимир Николаевич Воронин не только провозгласил Россию стратегическим партнером, не только добился подписания и ратификации Базового договора, пропылившегося под сукном более семи лет, но и начал решительную политику гармонизации межнациональных отношений внутри Республики Молдовы, продолжает автор. Собственно, было сделано то, что давно пора было сделать, а именно: привести национальное законодательство в соответствие с реальной межэтнической ситуацией в молдавском обществе. Но до Владимира Николаевича Воронина этого никто не сделал - ни "друзья Москвы", ни "противники России". Что лишний раз свидетельствует, какими несправедливыми, а часто - и вовсе лишенными смысла бывают кем-то растиражированные мнения, кем-то навешанные ярлыки, пишет Бабенко.
Начиная с 2001 года новая молдавская власть последовательно, шаг за шагом, не словами, а поступками доказывает простую и непреложную истину: для того чтобы быть пророссийским политиком, в Молдавии достаточно быть политиком промолдавским, продолжает Олег Бабенко. А еще - политиком проевропейским. Да-да. Вопреки опять же растиражированному мнению, ориентация на европейскую интеграцию молдавского руководства, поддерживаемая, как свидетельствуют многочисленные социологические исследования, подавляющим большинством населения страны вне зависимости от национальности, является лучшей гарантией строгого и неукоснительного соблюдения прав всех этнических групп, проживающих на территории РМ, пишет автор. Включая, разумеется, русских и русскоязычных граждан. В этом и заключаются основополагающие, базисные европейские ценности. Опираясь на них, парламент по инициативе президента Владимира Николаевича Воронина принял Концепцию национальной политики, в которой Республика Молдова - первой и единственной из стран СНГ - официально провозглашена полиэтническим государством, в котором национальное, языковое и культурное многообразие является основным ресурсом молдавской государственности. В этот же период был принят закон о национальных меньшинствах, который надежно защитил права всех этносов РМ, пишет Бабенко. Русский язык в Республике Молдова законодательно защищен статусом языка межнационального общения. В РМ не существует языковых ограничений на профессию. В аппарате президента служат люди, чьим родным языком является русский. Сразу четыре министра в правительстве не владеют в должной мере государственным языком. И ничего - работают! - пишет Бабенко. За последние пять с лишним лет тенденция к сокращению числа русских школ и русских групп была преодолена окончательно, заявляет автор. Все эти годы их число постоянно увеличивалось. В одной трети всех школ язык обучения - русский. В РМ вообще нет языковых ограничений в получении высшего образования, заявляет Бабенко. В стране создаются условия для развития реального билингвизма. По личной инициативе Владимира Николаевича Воронина три русские группы были открыты в Академии публичного управления при президенте Республики Молдова. Воистину, и о людях, и о странах надо судить не по словам, а по делам их. ("Независимая Молдова")
Так в чем же вина Молдавии? - задается вопросом Олег Бабенко. Чем она заслужила статус "недружественной" России страны? Если отбросить утверждения о том, что нейтральная Республика Молдова стремится в НАТО, остается только одно - нерешенный пока приднестровский вопрос, полагает автор. Но ведь восстановление единства и целостности - естественное стремление для любого государства. Для России - в том числе. Уже давно исчезли причины, породившие конфликт на Днестре, уже давно простые люди, общаясь друг с другом, поддерживая дружеские и родственные связи, решили для себя приднестровскую проблему, пишет Бабенко. Здесь - на человеческом уровне - нет озлобленности и агрессивности, характерной для других зон конфликтов, здесь люди ежедневно ездят друг к другу в гости, дружат, влюбляются, создают семьи. Ежедневно с левого берега на правый тысячи людей ездят на работу, в Кишиневе учатся свыше семи тысяч студентов из Приднестровья. И пусть та оголтелая и в высшей степени лживая антикишиневская пропаганда, которую тираспольские власти ежедневно обрушивают на жителей региона, останется на совести ее творцов, пишет Бабенко. Они-то и есть главные русофобы в Молдавии. Главные русофобы Молдавии - это и те маргинальные кишиневские политики, которые пытаются бессовестно, вопреки очевидным фактам, выставить Республику Молдова антироссийским государством, столкнуть лбами наши страны и народы, считает Бабенко. ("Независимая Молдова")
Ситуация с национальными меньшинствами в Молдавии свидетельствует о том, что национализм в республике глубоко укоренился даже не на бытовом, но именно на государственном уровне, пишет интернет-издание "Другая Молдавия". Представители национальных меньшинств практически не представлены в органах государственной власти. В правительстве, в органах внутренних дел, в спецслужбах, в прокуратуре, в судебной системе сегодня, как и в начале 90-х, представителей "нетитульной" нации днем с огнем не сыщешь, отмечает издание. В Гагаузской автономии процесс дискриминации по этническому признаку и вовсе принял абсурдные формы: в последнее время наметилась тенденция к отстранению этнических гагаузов от руководства силовыми ведомствами АТО Гагаузия, и это при том, что более 80% населения автономии составляют гагаузы. Складывается впечатление, что власть в Молдавии не доверяет представителям нацменьшинств, пишет издание. При этом молдавские власти всячески бравируют тем, что в республике обеспечена защита культурных прав этносов страны. Действительно, в последнее время власть не препятствует деятельности различных клубов по росписи хохломы, народным танцам и вышивке бисером, что уже может считаться значительным прогрессом. Однако ситуация резко меняется, когда русские, украинцы, гагаузы, болгары и представители других национальностей Молдавии пробуют активизировать свою деятельность в общественно-политическом поле РМ. Здесь "толерантность" молдавских властей заканчивается, и в ход идут государственные репрессивные органы, укомплектованные строго по этнократическому принципу. Эти данные подтверждаются и заключениями западных экспертов, продолжает издание. Недавно в Кишиневе был представлен доклад Консультационного комитета Совета Европы и Комитета министров СЕ о межэтническом климате в Республике Молдова. Эксперты Совета Европы тщательно проанализировали выполнение республикой Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств и пришли к однозначному выводу о недостаточном участии представителей нацменьшинств Молдавии в работе государственных структур и в общественной деятельности. Еще одним моментом, отмеченным экспертами Совета Европы, является существование в органах полиции и СМИ Молдавии проблем, касающихся межэтнических отношений. Председатель Консультационного комитета Озборн Эйде особо остановился на результатах проведенной в республике в октябре 2004 года переписи населения. Согласно официальным итогам переписи населения, проведённой в Молдавии в 2004 году, более 75% населения принадлежат к титульной нации, вторым по численности этносом являются украинцы - их около 8,4%, русские на третьем месте с 5,9%. Таким образом, стоит отметить, что за годы независимости Республики Молдова численность основных национальных меньшинств сократилась в полтора-два раза. Перепись, проведённая в Советской Молдавии в 1989 году, показала, что украинцев было 13,5%, русских - около 13%, в то время как молдаване тогда насчитывали 65%.
Одновременно, в политическом лексиконе молдавских элит продолжают "отвоевывать" утраченные было позиции "русские оккупанты", продолжает "Другая Молдавия". Не помянуть в выступлении по любой текущей общественно-политической проблематике "русские оккупационные войска" и "русских оккупантов" считается для действующего государственного деятеля в Кишиневе признаком дурного тона, отмечает издание. Тотальный контроль власти над информационным полем пока что позволяет направить любое общественное недовольство в нужном направлении, каковым в последнее время является исключительно восточное, а именно Российская Федерация и Приднестровская Молдавская Республика, так жестоко "препятствующие" вхождению Молдавии в семью "братских народов" Европы. Таким образом, общественное внимание отводится в сторону от того непреложного факта, что у экономического и внешнеполитического кризиса, в пучину которого медленно, но верно погружается Молдавия, есть вполне конкретный виновник, с которого можно и нужно спросить и за нищету, и за коррупцию, и за безостановочный рост цен и коммунальных тарифов, и за репрессии в отношении политических оппонентов, и за ложь, ежедневно льющуюся с телеэкранов и страниц правительственной прессы, и за постоянно сохраняющуюся перспективу новой войны на Днестре. Причем в поисках этого виновника не надо выходить не только за границы Республики Молдова, но и за пределы администрации молдавского президента, подводит итог издание.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |